Примечания: 1
Анастасия Хаустова. В ожидании художника //
Лаборатория художественной критики, 25 августа 2018, по
ссылке.
2
Андрей Ишонин. Приглашение на перформанс «Отчуждение и свобода». Апрель 2019.
3
Катрин Ненашева. «Лучшая дискуссия в моей жизни...» Пост в фейсбуке от 12 апреля 2019, по
ссылке.
4
Ольга Тараканова. Рецензия на выставку «Генеральная репетиция» в ММСИ //
aroundart.org, 3 мая 2018.
5
Карл Маркс. Экономически-философские рукописи 1844 года //
Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Сочинения. М.: Издательство политической литературы, 1974. Том 42. С. 90–91.
6
Андрей Ишонин. Приглашение на перформанс «Отчуждение и свобода».
7
Роже Кайуа. Мимикрия и легендарная психастения (1935) //
Новое литературное обозрение 13 (1995). C. 103–119.
8
Мартин Хайдеггер. Вопрос о технике // Время и бытие: статьи и выступления. Перевод с немецкого В. В. Бибихина. Санкт-Петербург: Наука, 2007. С. 306–330.
Что имеется в виду под поставом? Пример: техника делает из природного окружения поставку ресурсов. Это особый вид раскрытия бытия и его истины, то есть познания.
9
Зигфрид Кракауэр. Орнамент массы (1927) //
Новое литературное обозрение 92 (2008). С. 69–77.
10 Концепт «микрохореографий» введен танцхудожницей Дарьей Юрийчук в ее магистрском дипломе в ВШЭ. См.
Дарья Юрийчук. Микрохореографии, в двух частях //
Roomfor, 3 октября и 18 октября 2018;
Дарья Юрийчук. Как танцевать политически? //
Художественный журнал № 108 (2019). С. 164–173. Юрийчук определяет их так: «Микрохореографии (важна их множественность) — идея хореографии, которая <...> позволяет представить стратегии ускользания от уже готовых предписанных сборок тела не только в поле танца, но и в повседневности <...>, мы можем использовать их как инструмент картографирования собственного движения и чувственного опыта».
Дарья Юрийчук. Как танцевать политически? С. 165. Они также «могут быть интегрированы в повседневность как инструмент активного и генеративного внимания». С. 172.
11
Летучая кооперация. Ради наживы и наслаждения //
Художественный журнал № 101 (2017). С. 131.
12 В «Капитале» Маркс различал две стадии включения в капиталистическую целокупность: первая, формальная, включает в систему рынка докапиталистические способы производства, которые воспроизводятся некапиталистически, а вторая, реальная, полнее и потому преобразовывает, революционизирует сам способ производства, делая также воспроизводство полностью зависимым от товарного хозяйства. Например, сельское хозяйство, будучи уже включенным в капиталистическую систему, поначалу продолжает использовать плуг и лошадь, но со временем поглощается реально и становится агропромышленностью.
Так и искусство с его ремесленно-ручным базисом и идеологией эстетической автономии, сталкиваясь с торговым центром, видит в нем не столько своего Другого, сколько не хочет признать свое реальное подчинение архитектурно-секьюритизированным, логистически-сервисным и статистически-алгоритмическим производительным отношениям.
13 В рецензии на выставку-интервенцию «Общество потребления», прошедшую 19 января в Ашане на Красносельской под кураторством Дениса Семенова, критик Мария Королева указывает на ограничения буквального прочтения Дебора в критике потребления. См.
Мария Королева. Бесхозная вещь, подозрительный предмет // spectate.ru, 5 февраля 2019.
14 Из схожего вывода исходят поэзия и художественная практика таких авторов как Роман Сергеевич Осминкин и Дмитрий Герчиков.