.........А. Х.: В перформансе важно присутствие художника. Самый очевидный пример — «В присутствии художника» Марины Абрамович. Люди приходили и видели ее, чувствовали, этот перформанс очень ауратичный. А здесь тебя нет, и это даже подрывает самую суть перформанса. Получается оксюморон — отсутствие присутствия.
.........А. И.: Я думал о том, что такое антиперформанс, но ни к чему в своих размышлениях не пришел.
.........А. Х.: Почему ты решил извиниться?
.........А. И.: Надо подумать… Можно рассматривать это с точки зрения искусства, но сейчас я не могу вспомнить конкретный мотив, почему я добавил эту бумажку с извинениями, развил это в фейсбуке. Это что-то по наитию, что-то человеческое и искреннее.
.........А. Х.: А зачем ты добавил другую бумажку, в стиле «Появления»?
.........А. И.: Она была необходима для того, чтобы получилось цельное произведение искусства, иначе это растворилось бы в каком-то неясном жесте. Это было бы шуткой, издевательством. Должен был быть какой-то формальный конец. С помощью нее я концептуализировал всю ситуацию.
.........Я вспомнил акцию Коллективных действий, и меня очень привлек контраст социальных-политических предпосылок двух перформансов. Это была их первая акция. Они вывезли людей за город, потому что такое непонятное искусство было под запретом, не было соответствующих институций. И они не просто появились, но пришли и дали эти бумажки — документальное подтверждение того, что зрители являлись свидетелями появления новых художников, нового времени. У меня похожая ситуация, только у меня есть институция, зрители, время, люди на входе, которые стоят со списками. И в то же время меня нет. Там есть появление, а у меня отсутствие, которое мотивировано тем, что я работаю. Но эта бумажка — совершенно не главное.
.........А. Х.: Подтверждение того, что это произведение искусства, называние.
.........А. И.: Да. Это второй шаг. Есть первый — когда ты не приходишь. И второй, оформляющий, делающий этот жест произведением искусства — карточка.
.........А. Х.: Как пришла идея перформанса и когда? Все специально было подстроено так, что ты в этот день работаешь, или это случайность?
.........А. И.: Я не помню, как придумал этот перформанс, это было давно. Он просто хранился в заметках в телефоне и когда мне предложили участвовать в выставке, я отправил эту идею. У меня дефицит белых кубов, выставочных пространств. Это связано с постоянным угнетением на работе. Сижу 8–9 часов, не могу ничем заняться. Я просто похищен. Там такой график, что в нужный день ты будешь работать. Но если бы это был мой выходной, я бы попросил поменяться.
.........А. Х.: Как ты относишься к тому, что «Ожидание» сразу стали сравнивать с тем, что уже было: отсылки к КД, «Перерыв» Алены Терешко, «Письмо директору 13-ой Документы Каролин Кристов-Бакарджиев» Кая Альтхоффа. Имеет ли значение, что подобное уже где-то фиксировалось? Как ты относишься к таким замечаниям?
.........А. И.: Это не имеет какого-то конструктивного, веского, серьезного значения. Мне это кажется банальным. Люди, которые делают такие замечания, кажутся дилетантами, потому что это неважно, это разные контексты. Вспомним Бюрена — он делал одни и те же работы, он закрыл тему с повторением. Но такие замечания цепляют, это обидно. Я рассуждал, читал материалы по этим представленным работам, и понял, что вообще ничего общего нет. Даже форма может быть идентичной, но многое дает непосредственно контекст — надо работать с ним.
.........Возьмем «Письмо директору» Альтхоффа. Я спросил у девушки, которая мне написала про него, кто автор произведения и что там было. Она мне ответила, что там было пустое пространство, стул, записка «Отошел на 5–10 минут». Она так красиво все расписала. Я подумал: «Вот это да, как похоже». Я начал искать информацию в интернете, и оказалось, что это не имеет отношения к «Ожиданию»! Это сделал куратор. В пространстве было несколько связанных с нематериальным работ. В письме было совсем другое: художник не хочет заниматься искусством, не хочет участвовать в этой выставке, потому что жизнь важнее. А у меня нет жизни. Я хочу заниматься искусством. Совершенно разные работы. Хочется написать пост с теоретической гипотезой о том, что произведение искусства имеет несколько двойников, вполне жизнеспособных. Когда кто-то будет рассказывать об «Ожидании» — это будет уже квазипроект Андрея Ишонина. Форма начинает множиться в зависимости от того, кто и как перескажет мой проект.
.........А. Х.: Новая параллельная жизнь произведения. Какими принципами ты руководствуешься при определении искусства и неискусства?
.........А. И.: Здесь есть несколько вариантов. Нельзя выставить телефон в белом кубе и назвать это произведением искусства. Надо как-нибудь его проблематизировать, дать название, что-то изменить. В произведении искусства всегда есть какая-то внутренняя сила, динамика, хотя это может быть простым яблоком. Но есть более простые стратегии: наличие белого куба, институции, признания художника — которые должны быть подвергнуты критике. В любом случае, я не назову произведением искусства то, у чего нет проблематизации. Я вчера увидел любительский клип своей старой подруги. Это было ужасно. Сплошные инстаграм-фильтры и пустота — простое нахождение в системе. Это даже не видеоарт, не кинематограф. Бред и ужас.
.........А. Х.: То есть искусство — это объект, в котором за видимостью скрыто что-то еще.
.........А. И.: Обязательно. Но может не быть конкретной идеи, как в работе Мити Евмененко. Я начал расшифровывать его работу на выставке «Базы», где из задницы манекена торчит бутылка. Я пытался развить свой критический аппарат и делал это с точки зрения социальной ситуации. Он говорит: нет, ничего подобного. Оказалось, не надо было раскладывать это как математическую задачу. Это дада-объект — что-то внерациональное. Некоторое настроение и безумие. Нельзя сказать: бутылка значит то, ноги — это. Слишком дилетантский способ мышления.
.........А. Х.: Возвращаясь к «Ожиданию». Ты написал, что это для тебя самый спорный перформанс. Почему?
.........А. И.: Из-за некоторого насилия над зрителями. Одна из проблем над которой я работал, но не разрешил, это — где граница между зрителем и произведением искусства. Где эта рамка? Оказалось, все не так просто. На занятиях с Егором Софроновым мы обсуждали работу Деррида «Парергон». Мне нужно прочесть ее, чтобы закрыть этот вопрос. В «Ожидании» я издеваюсь над зрителем. С одной стороны, я эту дистанцию разрушаю, с другой — нет, потому что отсутствую. Вся ситуация становится произведением искусства. Это было очень странно для меня, что я так сильно воздействую на зрителя. Мы привыкли, что искусство — это что-то приятное. Я буду делать еще несколько проектов на тему приятного-неприятного в искусстве, на тему реального воздействия на зрителя. Буду перформансистом, исследующим не свое тело, а зрителя. Это может быть жестко. Работа будет нарушать границу этики: где заканчивается искусство и начинается мягкое кресло зрителя?
.........У меня был еще один проект, затрагивающий проблему зрителя — «Одиннадцать секунд». Один знакомый, который иногда фотографирует мои акции, был должен мне одно желание. Я предложил ему: «Давай ты поучаствуешь в моем проекте, в рамках которого я загадаю тебе одно желание, и ты попробуешь его выполнить». Я не говорил ему, что это будет за желание. Мы встретились, отошли к стене, на фоне которой можно снять. Я выпил большую дозу транквилизаторов, поставил телефон на секундомер, отошел от него метра на четыре и сказал, что выпил таблетки и через 20 минут я могу умереть. Я сказал: «Не двигайся с места. Ты мне пообещал, дал слово. Это мое желание». Через 11 секунд он сорвался, взял телефон, но там не было сим-карты. Но все обошлось. Мне промыли желудок. Как видишь, я живой. Потом я взял интервью у этого человека, которое можно считать итогом работы. Для него это было большим шоком. Это даже не перформанс, а исследование.
.........А. Х.: Считается, что зритель — священная корова и его обижать нельзя. Насколько верно снимать эту рамку, дистанцию? Вспомним Павленского, который поджег двери — это искусство или политический акционизм?
.........А. И.: Это хорошая акция с точки зрения визуального, отличный жест, но я не считаю, что это произведение искусства. Нет проблематизации.
.........А. Х.: Это же здание ФСБ на Лубянке.
.........А. И.: Нужно было завершить. Дать документальное свидетельство менту, например. Это не дотягивает до статуса произведения искусства. Акция в Париже ужасна. Он просто повторил себя, поменяв контекст и фразы. Мог бы подождать год до 200-летия Революции. Фото московского перформанса были хорошими, а тут все выглядело убого. У Павленского есть одна хорошая работа — «Фиксация». Но мне намного больше нравится группа «Война». Иногда они слабоваты, но у них есть отличные работы: «Поминки по Пригову», «Хуй в плену у ФСБ», включая даже оргию в университете.