16.1...Зина Рыкова в соавторстве с Машей Сарычевой. Рецензия на выставку «Ch(K)ris(tin). Close Air Support» Кирилла Савченкова
......... Кирилл Савченков, который начал свою карьеру с интереса к т. н. «спальным» районам, возвращается в них для того, чтобы снова поговорить о среде формирующей. Основной темой «Ch(K)ris(tin). Close Air Support» в музее Вадима Сидура стала война и ее травматические последствия. Выставка Савченкова рассказывает истории двух скульпторов — Вадима Сидура и Генри Мура.
Выставка Кирилла Савченкова «Ch(K)ris(tin). Close Air Support». Вид экспозиции. Фото: Иван Ерофеев
......... Аудиоинсталляция на первом этаже музея выполнила сразу две роли: художественного объекта и информационного материала, сопровождающего основную экспозицию музея. В ее основу легли биографические данные о Вадиме Сидуре — скульпторе, участнике Второй мировой войны, во время которой он получил множественные видимые и невидимые травмы, как телесные, так и ментальные, которые он позже стал перерабатывать методами модернистской скульптуры. Аудиоинсталляция привлекла внимание к биографии Вадима Сидура и его работам той части посетителей, которая приходит в музей только из-за временных выставок.
......... Две другие работы были помещены на втором этаже. Специально для этого проекта пол застелили бежевым ковролином, напоминающим пески, среди которых, до смены физического пола, сражалась героиня второй аудиоинсталляции. Бывший морской котик Кристина Бек принимала непосредственное участие в неоколониальных войнах, осуществляемых США. Подобно Сидуру, она — ветеран (ветеранка?) войны. Тем не менее, Кирилл Савченков мало говорит о событиях, в которых Бек принимала участие в качестве морского котика, и делает акцент на иной войне — войне идентичностей, которую, еще будучи мужчиной, вела внутри себя Кристина, загнанная собственной профессией в жесткие гендерные рамки.
......... Последняя работа представляет собой скульптуру, в которой Савченков объединил травматические опыты Вадима Сидура и Генри Мура при помощи внедрения в работу элементов, вызывающих прямые ассоциации с фактами из биографии героев композиции.
Выставка Кирилла Савченкова «Ch(K)ris(tin). Close Air Support». Вид экспозиции. Фото: Иван Ерофеев
......... Одним из таких элементов была челюсть, отсылающая к травме Сидура. Заранее ознакомившийся с сопроводительными материалами зритель прочитывает этот, один из многих явленных на выставке знаков, для каждого из которых Савченков (посредством художественных решений и пояснительных текстов) стремился выстроить только один путь прочтения и исключить возможность для альтернативных, не совпадающих с задумкой автора зрительских интерпретаций. Однако в то время как челюсть в скульптурной композиции распознавалась в соответствии с задумкой художника почти каждым, некоторые из знаков вызывали недоумение. Так, ковролин, который должен был исполнять роль песков Ирака/Пакистана, был воспринят мною как декоративный элемент, не несущий никакой смысловой функции, подобно растениям, которые были привязаны к аудиоколонкам во второй работе. Автор должен либо предоставить посетителю полную свободу интерпретации, либо выстроить свой проект так, чтобы зритель трактовал увиденное по траектории, сконструированной художником. К сожалению, Савченкову это удалось лишь отчасти и лишь в тех местах, где параллель между знаком и смыслом была слишком прямой (связь «челюсть – травма Сидура» настолько же проста, как связь «череп – смерть»).
......... Такую прямоту можно было бы счесть за нечто положительное, если бы художник и куратор не пытались представить выставку как более сложную и неоднозначную, чем она была на самом деле. Эта попытка видна в сопроводительных текстах, продолжающих от проекта к проекту пестрить трудновоспроизводимыми понятиями. Как сказано в описании «Ch(K)ris(tin). Close Air Support», выставка «затрагивает взаимоотношения между ментальными расстройствами, аугментацией и цифровыми медиа в условиях глобальной турбулентности и смены значений устоявшихся понятий»[1]. Но если присмотреться, за вычурными инсталляционными методами скрываются общечеловеческие трагедии: так, вторая аудиоинсталляция построена вокруг достаточно банального сопоставления войны внешней и внутренней, а идея, заключенная в скульптурной композиции, могла бы звучать примерно так: «два скульптора прошли нелегкий путь и умерли в один год».
......... В действительности главной темой выставки стала тема войны: достойная, но не соответствующая требованиям, предъявляемым художественным кругом, к которому относится сам автор. Важнейшее из этих негласных требований — связь проекта с «актуальными проблемами современности». Савченков и Алёшин апеллировали к «гендерной дисфории», «проникновению прокси-логики в широкий диапазон отношений и форм власти» и т. п. в стремлении легитимизировать «Ch(K)ris(tin). Close Air Support». Однако все это было лишь обрамлением, в результате чего сейчас мы видим не связь с «актуальными проблемами современности», а лишь привязку к ним.
Примечания:

1 Алешин Я. «Ch(K)ris(tin). Close Air Support» Кирилла Савченкова // MMOMA, доступно по ссылке.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных