11.1. Владислава Родионова. Настоящее прошлое

#WinzavodReview

Руины. ФАД. 2016. © Павел Отдельнов
......... В ММСИ на Петровке прошла выставка «Промзона» Павла Отдельнова. В своем проекте художник исследует остатки заводов-гигантов, где некогда работало несколько поколений его семьи.
......... В пространстве музея Отдельнов воспроизводит советский завод: стены коридора окрашены серой краской до середины и освещены промышленными светильниками; свое место находит доска почета, изображающая «героев труда»; «музей» показывает различные артефакты, будь то графитовые камни, запахи или фотографии бывших поселений; в кинозале показывают два фильма об экологических последствиях химического производства. Основное место отдано отражению заводов в живописи автора — их разрушающихся экстерьеров и интерьеров.
......... По воспоминаниям Отдельнова, его учитель Павел Никонов проповедовал картину как «широкий взгляд на 180 градусов»[1]. Отдельнов пытается реализовать эту позицию «широкого взгляда». Он смотрит не только с точки зрения картины, а задействует различные техники смотрения. Квадрокоптер, взгляд родственников, идеологическая позиция, а также собственное мнение автора — все это соединяется воедино, чтобы зафиксировать, показать, продлить жизнь умирающей советской истории.
......... «Промзона» — о тоске по хонтологизированному прошлому. Хонтология — концепт Жака Деррида, описанный в «Призраках Маркса» как призракология, — в понимании польского антрополога Ольги Дренды нашел свое понимание как «изломы памяти, неосуществление будущего, слабо различимые призраки и видения»[2]. Советское прошлое представляется Отдельнову набором почти эфемерных воспоминаний, ощущений, остатки которых находятся в состоянии энтропии. Чтобы зафиксировать последние свидетельства советского, художник последовательно документирует свою семейную историю и ее место. Эта история похожа на историю большинства постсоветских людей, то есть нас.
......... Подобный способ потребления истории через семейные рассказы характерен в отношении советского прошлого, о котором до недавнего времени не принято было открыто говорить. Советская эпоха тотальной неправды искажала восприятие отдельных субъектов на происходящее вокруг них, а постсоветская эпоха стремилась стереть все воспоминания о неудавшемся проекте. Так, история представляется нам как призрачная, мутировавшая память, деформированная наложенными слоями, которую Отдельнов стремится очистить и привести к целостности.
12.02.1960. 2016. © Павел Отдельнов
......... Показательной в этом отношении является работа «12.02.1960» (2017). Ей предшествует история о взрыве на заводе «Капролактам», где во время несчастного случая погибла вся смена. В городе были подписаны документы о неразглашении. Восполняя информационный пробел СМИ, художник воспроизводит фотографию черных руин, но в медиуме живописи. При сохранении газетной специфики с ее растровым разрешением, работы этой серии напоминают размытое, утраченное прошлое, чей образ можно едва рассмотреть. Такими предстают, например, когда-то важный в идеологическом плане, но теперь неулавливаемый глазом «Лозунг» (2017) или «Демонстрация» (2016), а лица «героев труда» теряют свои очертания, или же вовсе выцветают («Доска почета» [2017]).
......... Тенденцию гибридизации живописи и фотографии продолжает другая серия — «Руины», однако эстетически решает ее иначе. Работы из этой серии репрезентируют разрушенные остатки заводов в Дзержинске в настоящем. Эстетически «Руины» представляют собой ту советскую живопись, которая, по мнению Екатерины Деготь, «находит свое отражение в деконструктивном смазывании различий между живописью и фотографией»[3]. Павел Отдельнов обобщает свои изображения, лишает их индивидуальности, концентрирует все внимание на аспекте репрезентации как документальности, фиксации отдельного момента настоящего состояния советских заводов.
Руины #2. 2016. © Павел Отдельнов
......... Подчеркну, Отдельнов не просто документирует руины, как, например, Даниил Ткаченко, он переводит их на язык картины. Как утверждает сам художник: «Для меня было очень важно создать историческую перспективу, через которую можно было бы посмотреть на настоящее»[4]. Картина как раз является таким трансисторичным медиумом, через который наиболее эффективно можно связать прошлое и настоящее. Она отсылает ко всему предыдущему опыту истории искусства.
......... Документальность Отдельнова не подразумевает объективности. Наоборот, он рассматривает советское, отталкиваясь от личной истории, которая апеллирует к зрительской памяти, к их собственным историям. Он записывает интервью своих бабушек, публикует книгу отца, фиксирует руины и катастрофические экологические последствия. Все нацелено на то, чтобы показать настоящее, которое, к слову, уже прошлое. Остается только догадываться, какое влияние это окажет на будущее.
Примечания:

1 Плунгян Н. Интервью с Павлом Отдельновым // colta.ru, 17 сентября 2018.

2 Дренда О. Польская хонтология. М.: Музей «Гараж» и Ад Маргинем Пресс, 2018. С. 8.

3 Деготь Е. Трансмедиальная утопия живописи социалистического реализма // Советская власть и медиа. СПб.: Академический проект, 2006. С. 204–216.

4 Павлова С. Интервью с Павлом Отдельновым // Радио Свобода, 17 февраля 2019.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных