Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных
15.2...Анастасия Нефедова. Виртуальная политика
......... Неудача критической делокализации в работах Саймона Денни.
......... В 2013 году Саймон Денни сделал проект «Всё что вам нужно — это данные: Цифровой дизайн жизни 2012 REDUX повтор» ("All you need is data: The DLD 2012 Conference REDUX rerun") в нью-йоркской галерее «Петзел Геллери» ("Petzel Gallery"), где он установил на стальных барьерах баннеры с информацией о сессиях ежегодной международной конференции, посвященной диджитал технологиям, инновациям и цифровым перспективам. Посетитель, входивший в пространство, оказывался в заданной системе координат, где его движение подчинялось траектории установленных конструкций.
Вид выставки Саймона Денни «Всё что вам нужно — это данные: Цифровой дизайн жизни 2012 REDUX повтор», 2013. Фото: Джейсон Манделла. Источник: artforum.com
......... Данный метод пространственного ориентирования был также использован в специальном проекте Денни, представлявшего Новую Зеландию на Венецианской биеннале 2015 года. В венецианском аэропорту имени Марко Поло художник напечатал и приклеил к полу в масштабе один к одному изображение расписанного потолка Национальной библиотеки св. Марка. Время контакта пассажиров с изображениями росписей библиотеки было продиктовано временем в очереди на паспортный контроль и политикой досмотра аэропорта, являвшегося на тот момент одним из первых по внедрению новых технологий безопасности после событий 11 сентября.
Инсталляция Саймона Денни «Secret Power» в аэропорту Марко Поло, часть Венецианской биеннале, 2015. Фотография: Паоло Монелло. Источник: theguardian.com
......... В обоих проектах затрагивалась не только тема навязанного пространственного движения, но также и тема движения к знанию. Баннеры «Петзел Геллери», выстроенные в определенном порядке, давали емкую сводку с последней крупнейшей международной конференции в области технологий, бизнеса и инноваций, в то время как выбранный сюжет интерьеров библиотеки Марчиана повествовал об интересе венецианской аристократии к философии, в частности, к платоновской идеи поэтапного достижения божественной мудрости.
......... Саймон Денни в своих художественных практиках исследует циркуляцию информации и последствия её утечки, методы контроля и слежки, товаризацию и геймификацию повседневной жизни в условиях замещения человеческого труда всенарастающим доминированием технологий и их беспрерывного усовершенствования.
......... В 2019 году в Музее старого и нового искусства (MONA) в Хобарте, Австралия открылась выставка Саймона Денни «Шахта» ("Mine"). Художник выстраивает алгоритм поведения посетителей, перемещая даже коммерческую часть (продажу игр собственного производства, основанных на реальных «сделках» корпораций и политических деятелей) внутрь экспозиции. Такая позиция делает ликвидной саму выставку, стирая границу между «не продажным искусством» и коммерческой составляющей производства события.
......... В «Шахте» художник взял за основу эссе ученых Кроуфорд [1] и Джолера [2] «Анатомию искусственного Интеллекта» ("Anatomy of an AI System" [3]), в котором авторы разложили скрытую от обывательских глаз многоступенчатую цепочку функционирования системы The Amazon Echo, обновляющуюся и усовершенствующуюся за счёт человеческого ресурса. Проект «Анатомия Искусственного Интеллекта» был представлен в 2018 году в Музее Виктории и Альберта в виде эссе и карты, наглядно продемонстрировав, что человечество абсолютно бездумно использует гаджеты не отдавая себе отчет в алгоритмах, которые вытесняют, контролируют и прописывают рамки поведения своим псевдохозяевам, тем самым, обличив связи интенсификации производства и экстрактивизма (так например, при создании The Amazon Echo используется ряд металлов из соляных равнин Боливии).
Кейт Кроуфорд и Владан Джолер. Анатомия Искусственного Интеллекта, 2018. Источник: theverge.com
......... Новозеландский писатель, критик и журналист Энтони Бёрт в статье «Обыгрывая систему» ("Gaming the system") от 2019 года на Артфоруме рассуждает на тему художественных практик Денни, выдвигая гипотезу, что технологии не столько практичны или же неизбежны, сколько являются идеологией корпораций, которые их разрабатывают и претворяют в жизнь. Капитализм 21 века, ориентированный на Big Data, разрушает последние признаки баланса между трудом и капиталом, подрывая модель национального государства, угрожая жизнеспособности фиатных валют и ускоряя прибытие разумных машин, которые, вероятно, вытеснят человечество в связи с интеллектуальным доминированием [4]. Машин, которые уже используют людей в виде бесплатных девайсов для получения информации и апдейта прошивки. Энтони заключает, что работы Денни порой этично неоднозначные, но они наглядно представляют, как пользователи с радостью принимают новые разработки, не задумываясь о том, что и кто за этим стоит.
......... Саймон Денни не скрывает своих антиутопичных взглядов, создавая пространство, в котором зритель сталкивается с корпорациями контроля и своей собственной позицией подчинения и «игры по правилам». Все те ужасы современной жизни, от которых человечество отмахивается, не желая принимать участие в политике, экономике, в защите персональных данных, обрушиваются на посетителя беспощадно, иллюстративно апеллируя примерами повсеместной слежки и эксплуатации. В работах Денни нет предостережения, репрезентации случившейся или же грядущей катастрофы. Он работает с сегодняшним, это не фантастика и не сухая репрезентация имплицитных фактов чьих-то темных махинаций, а реальная ситуация, на которую все мы закрываем глаза.
......... На выставке «Шахта» в первом зале представлена изобретение Amazon, которое представляет из себя клетку для сотрудника, перемещающегося по складу, для оптимизации времени на передвижение, фасовку товаров и защиту от производственных травм. Данное открытие было выдвинуто на получение патента, но из-за разгоревшегося скандала, создатели открестились от изобретения и планов на его использование. В пространстве музея Денни воссоздал прототип машины по чертежам, дополнив его подключением к виртуальной реальности, в которой за клеткой оживала находящейся на грани вымирания и свойственная данному региону птица. На этом взаимодействие с умными технологиями у художника не заканчивается. Для выставки Денни воспользовался музейным приложением «O» [5], которое собирало информацию по количеству зрителей, лайков и дизлайков работ и выстраивало рейтинг экспонатов.
Саймон Денни. Amazon worker cage. Фотография: Джесси Ханнифорд / Мона. Источник: artforum.com
......... Во втором зале Денни затрагивает связь между добыванием частной информации в просторах сети и добыванием полезных ископаемых. Возвращаясь к эссе Кроуфорд и Джолера, в котором речь идет о редких природных ресурсах, используемых для изготовления плат и карт памяти, мы видим, что повсеместная добыча лишает нас как трудовых привилегий, так и интеллектуальных. Помимо того, что машины вытесняют людей, лишая рабочих мест, они также меняют экологию и природный ландшафт страны. Природные изменения обыгрываются в традиционной австралийской игре «Скваттер» ("Squatter"), аналоге монополии, расчерчивающей пол выставочного помещения. Препятствия, возникающие перед игроками, такие как засуха, лесные пожары и другие угрозы являются сегодняшними последствиями эксплуатации природных ресурсов человечеством.
Гигантская репродукция доски Денни из австралийской игры Squatter. Фотография: Джесси Ханнифорд / Мона. Источник: theguardian.com
......... Тема игры является одной из ключевых для Денни. Игра оказывает суггестивное воздействие, заставляя почувствовать мнимую свободу, независимость, а также попробовать себя на месте тех, в чьих руках власть и деньги. Воспользовавшись приложение «О» и наведя гаджет на картонные макеты машин, крупнейших горнодобывающих корпораций, зритель может ознакомиться с рекламными роликами реальных производителей, где надзиратели шахты отстаивают достоинства запуска автоматизированной операции контроля машин с расстояния в сотни миль, в вперемешку с вымышленными функциями измерения усталости по биометрическим данным работников шахты.
......... В третьем и заключительном зале выставки представлены скульптуры, заимствованные у более чем 20 различных художников — в том числе Патриции Пиччинини, Фионы Холл, Ли Ляо и других [6] — каждая из которых представляет собой различную интерпретацию концепции рабочего и его модификацию в связи с последствиям изменения экосистемы, автоматизации труда, размытия понятия права как совокупности норм, охраняемых и регулируемых государством.
......... Саймон Денни показывает, как технологии проникают в нашу жизнь, вытесняя нас самих. Его метод идет дальше реляционного метода зрителя-свидетеля и дальше партиципаторных практик вовлечения. С зрителем уже никто «не возится», ему дается последний шанс проснуться и вникнуть в происходящее. Сегодня правительство уже не может контролировать изменения в стремительно развивающихся компьютерных технологиях, алгоритмы работы которых им просто неизвестны. Корпорации аккумулируют и перенаправляют потоки информации, замыкая на себе технологические процессы разработок, существующих по принципу черного ящика и всё меньше понятных их пользователям. Кроуфорд и Джолер в своем эссе описывают как компании Intel потребовалось несколько лет, чтобы разобраться в своей собственной цепочке поставок достаточно хорошо, чтобы убедиться в отсутствии тантала из Конго в своих микропроцессорах [7]. Если компании с высококвалифицированными сотрудниками потребовались годы, чтобы понять внутренность своего собственного процессора, тогда что говорить о заурядных пользователях, которые если и озадачатся вопросом, как это всё работает, то, возможно, уже будет слишком поздно.
......... Погрузившись вглубь социально-политических вопросов Саймон Денни отодвигает на второй план художественную значимость проектов. Второй и третий зал выставки «Шахта» отсылает нас к проекту художника 2017 года в Шеньчжене «Реальное Массовое Предпринимательство», где за основу были взяты район Хуацянбэй, он же «Силиконовая долина Китая», один из крупнейших центров по производству электроники с множеством торговых площадок, и тематический парк «Окно в мир», в котором представлены миниатюрные копии главных достопримечательностей мира [8]. Денни спроецировал проект, перенеся вопросы производства, потребление и копирование в залы галереи "OCT Contemporary Art Terminal", воссоздав склад утилизированных или же наоборот в процессе сборке товаров, которые художник не старается интерпретировать и переработать, а просто уплотняет аффект от увиденного количеством предметов. Становится не понятно на кого работает данный контекст? Апроприировав местную культуру и шокирующие иностранца традиции, Денни экзотизирует интересные факты, работая по принципу такого же аппарата обработки информации и поиска интересного контента, как и механизмы, о которых он рассказывает на выставках.
Вид инсталляции Саймона Денни «Реальное Массовое Предпринимательство». OCAT Шеньчжень, 2017. Источник: artasiapacific.com
......... Работы Денни отличаются информационной насыщенностью, наслоением и переплетением актуальных повесток в вопросах экосистемы современности. Но чего Денни поистине не хватает, так это выработки критической дистанции по отношению к предмету его изучения. По словам Николя Буррио, никакая технология не может быть просто сюжетом для искусства [9], так и никакой контент не может быть взят за основу художественное практики, не пройдя критическую делокализацию. Работы Денни сложно сравнить с проектом «Общественный смог» (2004) Эми Балкин, которая выкупая квоты на выброс углекислого газа, создает «парки чистого воздуха» или же с проектом Лиз Отоджина и Джошуа Портуэй «Планетарий фондового рынка черных скоплений» (2013), которые связали жизнь небесных созвездий со скачками/падениями курса на фондовых биржах [10]. Во всех этих работах художники смещают систему координат, устоявшихся связей, предлагая своё видение ситуации и возможных инверсий. Сами темы, с которыми работают художники, подвергаются остранению до предела выхода из привычных для них областей употребления. «Парки чистого воздуха» не являются парками, ведь это пустое пространство, но может ли оно быть пустым, являясь продуктом продажи для выброса отходов.
......... Возвращаясь к Саймону Денни, которой предлагает раскрыть нам глаза на мир,мы задаемся вопросом: почему этой делокализации нет у него? Быть может он замещает увиденную действительность игрой , зацикливая рекурсию, и сам же попадает в свою ловушку иллюстративности. На примере выставки «Шахта», градус проблематики также снижается с учетом пространства, где она проходит, так как сам музей является частной собственностью бизнесмена Дэвида Уолша, сделавшего состояния на азартных играх, разбившего теннисный корт на входе в музей, внутри которого разместился Диснейленд для взрослых с надписями «секс» и «смерть» на стенах. Тем самым подрывная идея Денни идеально вписывается в геймовый дизайн музея, так и не совершив делокализацию.
......... Каждый раз, работая с самыми громкими скандалами, разоблачениями или нашумевшими историями, будь-то это презентация Сноудена о технологиях слежки, незаконная выдача гражданства Новой Зеландии американскому миллиардеру и основателю платёжной системы PayPal Питеру Тилю, эксперименты Лауры Деминг, сосредоточенные на продлении жизни и вопросах замедления старения, Денни оказывается позади своего сообщения, позиционируемого им как актуальное. Желание художника быть в ногу со временем, лишь показывает тщетность его попыток, ведь так или иначе он показывает уже свершившийся факт, раздувая информационный пузырь до гротеска. Есть ли смысл гнаться за информацией, ставя её на первый план своей художественной практики? Что нового зритель может для себя почерпнуть сталкиваясь лишний раз с фактами, хоть и не для всех очевидными? Если бы российский художник воссоздал пространство, в котором установил бы все яхты, дома, машины, квартиры и прочие богатства президента из расследований Навального, сместилась ли бы позиция восприятие зрителя? И нужен ли был бы вообще этот фильтр художественного после обнародованных расследований? И если все же художник берется за такие темы, каков смысл показывать что-то из раздела «совершенно секретно», без нащупывания слепых зон как нового ракурса для рассмотрения.
Примечания:

1 Кейт Кроуфорд является писателем, академиком, главным исследователем в «Майкрософт Ресерч» ("Microsoft Research"), а также соучредителем и научным директором исследовательского института при Нью-Йоркском университете, изучающего влияние искусственного интеллекта, мобильных устройств и социальных сетей на социальные изменения ("AI Now Institute at NYU"). Кроуфорд публикует статьи о культуре использования технологий и о трансформации приемов информирования в СМИ. См. веб-сайт Кейт Кроуфорд // katecrawford.net
2 Владан Джолер профессор Академии Искусств в Университете города Нови-Сада (University of Novi Sad) в Сербии, основатель фонда "SHARE Foundation", возглавляет "SHARE Lab" — исследовательскую лабораторию по изучения различных технических аспектов пересечения технологий и общества, алгоритмических информационных потоков с целью лучшего понимания новых форм риска, связанных с конфиденциальностью, сетевой нейтральностью и угрозой безопасности. См. веб-сайт лаборатории SHARE LAB // labs.rs
3 Кейт Кроуфорд и Владан Джолер: эссе «Анатомию искусственного Интеллекта», 2018 // anatomyof.ai
4 Anthony Byrt: GAMING THE SYSTEM. Anthony Byrt on the art of Simon Denny, 2019 // artforum.com
5 MONA: The O is a device that replaces wall texts in the museum // mona.net.au
6 Stephanie Convery: From giant board games to Amazon's worker cage: Simon Denny's dark arts, 2019 // theguardian.com
7 James Vincent: This beautiful map shows everything that powers an Amazon Echo, from data mines to lakes of lithium, 2018 // theverge.com
8 Venus Lau: Simon Denny. Interview by Venus Lau From Asia Issue 4, 2017 // kaleidoscope.media
9 Николя Буррио. Реляционная эстетика. Постпродукция. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей «Гараж», 2016. С.86
10 Т.Дж. Демос: Искусство после природы // ХЖ, № 96, 2015. С. 46-52.