......... Зритель остраняется от своих органов чувств, ощущает вновь их ограничения и потенциальность их расширить, перевести друг в друга. Драматический текст переводится в звук, но не в фонетическую речь. И этот звук все же означивает. Жестовый язык обретает должную ему центральность, подчеркивающую его достоинство: он помещен в центр действа, подсвечен, приобретает почти хореографическую пластичность даже и особенно для тех, кто им не владеет, показывая им его совершенство, его виртуозность, его изобретательность. Вместе с мимическим измерением, жестовый язык выявляет способность передавать историческую физиогномику и динамику прошлого: соцреалистический накал первых пятилеток может быть передан не только плакатами, фото или скульптурно, но и в более абстрактных, мимолетных, едва схватываемых пластических моментах тел. Жест выдает не только регистрируемые зрительно различия, но и посредством особо настроенного терменвокса (при помощи Андрея Смирнова) приобретает аудиальное измерение и даже то, что звуковые исследования называют некохлеарным слушанием, пронизывающим не только уши, но и всю телесность и окружающую ее среду, колеблемую вибрациями. Они, сотрясая грудную клетку, могут вызывать катарсические переживания или вызывать сильный ментальный дрейф: от внутренних всполохов ушедшего, но возвращающегося насилия до экстатических и нервических (бес-)прерывностей экспериментальной электроники. (Эти экс-стасисы дрейфа не противоречат, а согласуются с аналитикой априорных условий опыта, с трансцендентальностью расчерчивающего схематы разума, где кантианский рацио опирается на жестикуляцию, — как мне напомнил Йоэль Регев. [Можно вспомнить и о его тиджеинге, то есть жестикулярном перемешении темпоральных пластов.])