1.2. Роман Балабанов. Другой как монохромная остановка

#WinzavodReview

Синий суп «Гад», 2019, галерея XL. Фото: Егор Софронов
......... Выставка «Гад» группа Синий суп в галерее XL презентует крупноформатное видео. Его эффект — в остановке рационального сознания в пользу одномоментного восприятия. Демонстрируется движение абстрактного черного существа, похожего на червя или слизня, по черной поверхности под дождем под звук джаза 1940-х годов, отсылающему к американскому кино того периода. Отчуждение и тревожность охватывали общество после Великой депрессии: черно-белый нуар передавал потерянность индивида в большом городе. Одинокий червь кажется чудовищем, тварью — одинокой, как и кинозритель.
......... Если обратиться к онтологии искусства, то в этой работе, как и в большинстве других за их авторством, Синий суп акцентирует одномоментность видео, тогда как кино — длительно. Французский философ Анри Бергсон рассматривал сознание как непрерывную смену его состояний, которые накладываются друг на друга и не могут быть выделены отдельно. В дальнейшем феноменология часто обращалась к кино, потому что его онтология напрямую работает с такими состояниями. Но видео — попытка остановки работы сознания. Именно поэтому группа называется Синий суп: в монохромном синем цвете ничего не происходит. Есть просто синий, как бездействие и действие одновременно. Энергия цвета соседствует с безжизненной статичностью.
......... Сопровождающую изображение музыку можно рассматривать как просто ритм, коррелирующий с ненарративным движением из ниоткуда в никуда. Абстрактная одномоментность, вырванность из ниоткуда ставит обычного зрителя в тупик, потому что реальность жизни и ее состояния длительны и сопрягаются друг с другом. Видимость технологической сделанности работы не умаляет ее значимости, потому что в ней присутствует ясность концепта. Большие размеры экрана пикселизируют изображение, намекая на способ производства видео.
......... Синий суп — важная группа для художественного процесса на постсоветском пространстве. Несмотря на то, что их искусство функционирует в модернистской парадигме вычищения медиума, они не архаичны, потому что приспосабливают ее к современной культурной ситуации. Начиная с 2000-х они работают с чистой компьютерной симуляцией, осмысляя то, как модернистские практики начала и середины прошлого века могут быть применены сегодня.
1.1. Роман Балабанов. Грязное рококо

#WinzavodReview

Вика Бегальская, Александрд Вилкин «Слепой мешок», 2019, галерея pop/off/art. Фото: Роман Балабанов
......... Выставка Вики Бегальской и Александра Вилкина «Слепой мешок» переосмысляет не столько культурный слой прошедших эпох, сколько факт давления «традиций всех мертвых поколений над умами живых» (К. Маркс). На выставке экспонированы живопись и объекты. На работах изображены животные или другие существа, но полуфигуративно. Некоторые изображены бедно, лишь карандашными набросками на слоистом светлом фоне. Другие явлены в полную силу через грифельный росчерк и выцветшие желтые цвета. Но все они болезненны. Цвета и размашистость под стиль рококо в некоторых работах теряют свою силу и остаются просто как грязный след. Плоскостность и экспрессивность карандашных росчерков как в начале XX века — надломленность Шиле, в частности. Они материализуются и распадаются на материальные фрагменты, которые, как указано в пресс-релизе, представляют собой следы и останки некоего события. Действительно, на полу галереи разбросаны части тел из папье-маше, свиная голова, бумажный мусор и другие предметы. Трудно назвать такие работы консервативным пастишем, потому что от слоев краски практически ничего не остается, кроме ощущения их отсутствия.
......... Слоистость холста также добавляет многогранности отдельным произведениям, оставляя зрителя в неведении относительно сюжета. Похожая эстетика росчерка характерна для абстрактного искусства, в частности, для Сая Твомбли. Он задействовал мифологические сюжеты, но связь между работой и историей была скорее метафорической, чем прямой. В российской среде можно указать на концептуальную связь с живописью на сплошных полях Виктора Алимпиева. У Алимпиева росчерк был выявлением фигуры на сильном монохромном фоне. Несмотря на частое обращение художественного дуэта к фигуративности, видна их внимательность к абстрактной традиции, потому что фигура здесь не несет внутреннего цельного смысла, а состоит из энергии, которую создают вокруг, в частности, карандашные росчерки в живописи или грубая материя гипса, обернутого полиэтиленом, в скульптуре. Даже наспех скрепленная рама оживает, взаимодействуя со всем вокруг. Академичность живописи или скульптуры бытует лишь как след.
......... «Слепой мешок» представляет собой скорее инсталляцию, а не развеску отдельных картин и расстановку скульптур. Живопись стремится выйти за границы рамы и воплотиться в материю. Смыслы мигрируют между медиумами и по пространству зала. Все объекты связаны между собой и создают пространство рассуждения над тем академическим культурно-смысловым полем, которое окружает постоянных посетителей художественных выставок.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных