Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных
2.1...Юлия Вергазова. Рецензия на выставку El Anatsui. Triumphant Scale
Выставка El Anatsui. Triumphant Scale. Фото: Юлия Вергазова.
Ничего не стоящие крышки от бутылок. Говорят, что когда-то они использовались в качестве денег, хотя вам кажется, что всё это сказки.
Fallout 2

......... Triumphant Scale — это самая крупная в Европе персональная выставка африканского художника Эль Анацуи. Она проходила в Мюнхене, на площадке Haus der Kunst, здание которого было изначально построено, как первый памятник нацистской архитектуры и пропаганды в Германии конца 30-х.
......... На выставке показаны работы разных лет с бутылочными крышками, менее известные деревянные скульптуры и рельефы 1980-х - 1990-х годов, керамические скульптуры 1970-х, рисунки, гравюры и альбомы для рисования.
......... Эль Анацуи создал три работы специально для этой выставки. Среди них «Восходящее море» — лабиринт из 66 полотен, висящих в пространстве, и инсталляция «Вторая волна» — фриз длиной 110 м, включающий несколько тысяч офсетных печатных форм из немецких и нигерийских изданий, прикрепленных болтами к фасаду музея.
......... Согласно кураторскому тексту, Эль Анацуи предпринимает попытки по созданию нового абстрактного языка, объединяющего африканские и европейские традиции, одновременно расширяя возможности скульптуры. Он реагирует на каждый материал, «как будто только что открыл его в потоке времени и истории». Издали кажется, что на стенах развешены довольно непривлекательные, декоративного вида шпалеры с точно выстроенной цветовой композицией. Они морщатся на стенах наподобие развевающихся флагов, застряв в пограничном состоянии между скульптурой и текстилем. При сближении состав этого бэкграунда распадается на структурные единицы — крышки и жестянки от бутылок из-под крепкого алкоголя, конфетные фантики. В этот момент ощущаешь радость узнавания и связь с детской экономикой вкладышей от жвачки, капитала пластиковых крышек с выигрышем внутри, или занавесками для межкомнатных дверей из 90-х, состоящими из насаженных на проволоку разноцветных бумажек.
......... На большинстве крышек еще можно увидеть торговые марки нигерийских ликероводочных компаний, Castello или Headmaster. Надписи на крышках имеют значение. К примеру, джин Ecomog назван в честь миротворческих сил, благодаря которым завершилась война между Либерией и Сьерра-Леоне. В эпоху рабства и колонизации алкоголь был их оружием: приучая коренных жителей к употреблению спиртного, европейцы оказывали большое влияние на образ жизни автохтонов, а торговцы меняли у местных богачей алкоголь на рабов.
......... Недавно в результате массовой рекламной кампании некоторых пивоварен в Камеруне крышки снова превратились в своеобразную валюту. Их применяют при расчетах за недорогие товары и услуги. Точно так же, как в знаменитой игре Fallout, представляющей мир после ядерной катастрофы, где в качестве денег используются крышки от ядер-колы.
......... Вся выставка напоминает продукты постапокалиптического рукоделия людей, чей мир заселен отходами. Она заставляет представить планету с новыми, пластиково-углеродными формами организации жизни — сложносочиненными пульсирующими полотнами мусорной материи. Мусор стал здесь новым природным ресурсом, а крышки — наименьшими единицами всего живого. Они сползаются вместе и сращиваются своими жгутиками из проволоки в странных големов. Каждое произведение Эль Анацуи занимает тысячи человекочасов и несет на себе следы жизни бесчисленных сборщиков алкоголя, гуляк и пьяниц. Он впервые применил эту технику 20 лет назад. Прогуливаясь, он наткнулся на пластиковый пакет с мусором, набитый алюминиевыми крышками. Процесс складывания и соединения тысяч этих структурных единиц вместе медной проволокой — неплохая метафора создания капиталистического общества, построенного на эксплуатации дешевой рабочей силы колонизированной страны.
......... Сложно сказать наверняка, насколько сильно автора интересуют глобальные проблемы экологии, разумного потребления и ресайклинга. Скорее выставка оставляет впечатление, что Эль Анацуи следует африканским традициям повторного использования и переработки промышленных предметов, применяет дешевые материалы, предоставляемые локальной средой, собирая из крышек монументальную визуализацию постколониальных экономик и возвращает западу назад весь его мусор.