Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных
15.2...Анастасия Нефедова. Обзор выставки Игоря Самолета «Энергия ошибки» в МАММ, или как не скатиться в уготовленную художником «серотониновую яму»
......... В Мультимедиа Арт Музее прошла выставка Игоря Самолета «Энергия ошибки», ставшая итогом размышлений художника на тему человеческих взаимоотношений, интернет коммуникаций и восприятия повседневности.
......... Экспозицию можно условно разделить на две части: входную группу, занявшую большую часть пространства с мягкими инсталляциями-принтами из цифрового архива самого художника, и на документальную часть, разместившуюся в небольшом коридоре, с записями из дневников школьника 1930-ых годов Олега Черневского, предоставленные Международным Мемориалом.
......... Первое, что бросается в глаза, когда попадаешь в пространство Самолета — нарочитая насыщенность объектами, захватившими всё пространство 7-ого этажа МАММ. Подобно вирусу энергия художника распространилась на пол, стены, потолок и даже экран проектора. От пола до потолка спускаются ряды мягких подушек, имитирующих экраны смартфонов со скриншотами переписок, фотографий, мемов. На них же напечатаны и другие картинки: фотографии голов художника, ядерные бомбы, автомобильные шины. Отдельно в углу разбросаны уменьшенные репродукции таких же мягких экраноподобных и, судя по ажиотажу посетителей выставки, фотогеничных предметов. По окончанию посещения посетители становятся обладателями множества ярких и веселых кадров, занимающих память персональных устройств. Вопрос о двусмысленности и непрозрачности интернета, которой не раз в рассуждениях о своей художественной практике поднимает художник, остается незатронутым вопреки озвученным интенциям.
Вид экспозиции Игоря Самолета «Энергия ошибки». 2019
......... На большой тканевой шине разместились принты открытых интернет вкладок, на них можно прочесть следующие заголовки: Россия «догнала» США и Германию по торпедам/ Росфинмониторинг. Перечень террористов и экстремистов/ МВД раскрыли тайну пропавших денег, сбежавшей кассирши из Башкирии. В 1966 году Джон Перри Барлоу, автор «Декларации независимости киберпространства», провозгласил эмансипоторную силу интернета от довлеющих диспозитивов власти. Уже тогда многие критично восприняли возникшую свободу, рекомендуя задуматься о том, кем эта свобода была дарована и к чему это может привести. Игрушечность объектов Игоря Самолета проглатывает искаженность и коррумпированность информации, получаемой ежедневно из средств массовой информации. Располагая рядом ироничные заголовки со «сбежавшей кассиршей» и «перечнем террористов», художник нивелирует разницу между конспирируемой властью и корпорациями информацией и псевдосмешными новостями, замещающими ответ на вопрос о более глобальных коррупционных махинациях. В таком контексте сами произведения Самолета становятся непрозрачными по своему посылу. Множественные вкладки размещенные по кругу колеса, сливаются в один единый поток, но это не есть движение вглубь в борьбе за доступ к свободному «потоку информации» (в том смысле, в котором пишет об интернете Борис Гройс), а скорее скольжение по поверхности с возможностью сорваться в троллинг зрителя, которому здесь же напротив уготована «серотониновая яма».
Вид экспозиции Игоря Самолета «Энергия ошибки». 2019
......... Вдохновленные фильмом «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил бомбу» [1] художник и его друзья создают продукт коллективного шитья — инсталляцию из матерчатых атомных бомб «Взаимные обвинения», свисающих с потолка подобно пиньяте, но, увы, без конфетного содержимого. Коллективный процесс вышивания обостряет декоративность происходящего, лишая дихотомии понятие войны (о которой, например, можно говорить в серии работ Марты Рослер «Война дома, уютная квартира», 1967—1972, создающей ощущение шаткости мирного и военного положений и их, несмотря на парадоксальность, постоянного взаимопроникновения и единовременного соприсутствия). У Игоря Самолета потенциальная множественность нейтрализуется за счёт игрового сшивания иронического и критического. Возникающий разрыв между видимым и реальным в работах Марты Рослер, обличает действительность, а именно ужасы Вьетнамской войны, скрывающиеся за мнимым домашним комфортом, в то время как в рукодельных бомбах Самолета видна лишь игрушечная оболочка.
Вид экспозиции Игоря Самолета «Энергия ошибки». 2019
......... На этом любовь художника к кинематографу не заканчивается. В центре зала стоит мягкий тканевый торт. В него воткнуты вместо свеч цифры: 1,9,8,4. Отсылка к роману «Оруэлла» и году рождения Игоря Самолета. Имплицитные темы слежки и тотального контроля власти, заложенные в сюжете фильма, обезвреживаются в объектном воплощении художника, обходя стороной вопросы размещения выставки в конкретной музейной институции с учетом интерпретаций и дальнейшей циркуляции образов в рамках существующего политического и экономического дискурса. Перед зрителем остается декоративный десерт, а на первый план выходит главный протагонист выставки — Игорь Самолет. В пространство скомпонованных фотографий, переписок, новостей художник встраивает эстетический опыт прохождения через алгоритмы памяти, но уже не его собственной, а карты памяти мобильного телефона, открытых вкладок интернет-браузера, и прочих материальных объектов из личного пользования автора, которые маркируют отсутствие физического присутствия автора, явно пытающегося зацепиться за эмпирическую связь между случившимися на снимках событиями и сопричастием с ними. Практически не выставляя своих фотографий, художник использует метод повествования, где главный герой он сам. Подобно пользовательскому профилю в интернете мы сталкиваемся с «информационным дизайном» [2] идентичности автора, выражающего свою приверженность и принадлежность к определенным типами общностей либо отрицающего их. Так мы узнаем литературные предпочтения художника по корешкам разбросанных книг, ассортимент выпитых художником либо его друзьями напитков, и можем составить примерное представление об активности Самолета в социальных сетях. Видение Игоря Самолета тотально и всепоглощающе растекается на всю экспозицию, диктуя свой угол зрения, субъективируя не только личный опыт, но вбирая и апроприируя опыт другого героя, чья история представлена на выставке.
Вид экспозиции Игоря Самолета «Энергия ошибки». 2019
......... Фантасмагоричность информационных потоков и самоидентификация субъекта в ней стала хорошо разработанной темой в современной искусстве. В противовес суггестивному подходу Игоря Самолета, не пытающемуся замаскировать свою учреждающую роль, работает американский видеохудожник Райан Трекартен. В своих видеоработах он перевоплощается для создания персонажей, в которых угадываются реальные герои и гиперболизированные персонажи с неопределенной идентичностью, но это история не о Трекартене, а о хаотичном потоке бесформенного вокруг нас, где стираются грани между игровым и реальным, фантастическим и банальным. В случае Игоря Самолета инверсии не происходит, художник на визуальном уровне закрепляет императивы интернета, приумножая количество напечатанных скриншотов переписок, не пытаясь прорвать аффирмативные шаблоны.
......... В последнем зале экспозиции, Игорь Самолет сосредоточил записи из дневников Олега Черневского 1936—1937 года, мальчика, писавшего о школе, своих увлечениях, а также расстрелах и допросах, коснувшихся его семьи. Сталкиваясь с интроспективной переинтерпретацией истории в пространстве выставки на фоне игривых инсталляций художника, дневник оставляет ощущение подброшенности в атмосфере «пост-праздника» [3] , от чего становится совсем не смешно. Делая акцент на схожести описанных автором дневника переживаний с переживаниями заурядного современного ребенка, художник нивелирует незаурядность драматических событий истории людей, живших во времена «Большого террора». Даже архивные материалы у Самолета, проходя обработку по принципу интернета, утрачивают первостепенное значение хранения памяти и воспоминаний, модифицируясь под нужды пользователя в рамках заданного повествования. Художник упраздняет фрагменты истории мальчика, в которых помимо искренних и наивных детских переживаний, присутствует история о шифровке, на первый взгляд, безобидной информации о распорядке дня, но в тоже время являющейся олицетворением сложившегося настроения в обществе, где любая информация могла быть искажена и использована в доносе против обвиняемого. На примере дневников Олега Черневского виден эффект редукционного деформирования взятого сюжета в целях авторской задумки.
......... Репортажная съемка, с которой Игорь Самолет начинал свою художественную деятельность, лишена откровенного оценочного взгляда, в то время как инсталляция «Энергии ошибки» очень четко очерчивает взгляд художника. Скриншоты с записями «Горит Сибирь, а мы чуть задерживаем» служат индикатором невозможности действия в сложившейся ситуации, и все что нам остается, судя по реакции художника, это делать скриншоты повторяющихся во времени цифр на экране телефона и загадывать желания. Вспоминая уорхоловские катастрофы, Игоря Самолета можно назвать не художником пост-интернета, а поп-интернета, апроприирующего продукты манипуляции в массовой культуре: фейсбук страницы, инстаграм профили, экраны айфонов. Коллекционируя хаотично разбросанные послания интернета вперемешку с личными фотографиями, художник не препятствует ускользанию смыслов, давая волю пассивному наблюдателю, чувствовать ложное спокойствие внутри своего аттракциона, пытающегося оттянуть момент забвения художественного праксиса, и в этом, безусловно, чувствуется «ошибка», заявленная в названии выставки. Пытаясь балансировать между ироническим взглядом и потоком злободневных вопросов, между документацией личного и инсталлированием артефактов в пространстве музея, Игорь Самолет оккупируют воображение, заставляя посетителя выставки следовать калейдоскопу авторского досуга в просторах интернета от одной вкладки к другой. Декларируя «занятие искусством» [4] в неолибиральном понимании за счет соединения личного, публичного и труда в единый продукт потребления для арт-индустрии, художник производит побочный эффект — нарциссизм и абсолютное доминирование субъективного взгляда.
Примечания:

1 Сайт Игоря Самолета // доступно по ссылке.

2 Гройс, Б. В потоке / Б. Гройс. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2016 – С.190-195.

3 Сайт МАММ. Выставка «ИГОРЬ САМОЛЕТ. ЭНЕРГИЯ ОШИБКИ»,2019 // доступно по ссылке.

4 Гройс, Б. Политика поэтики / Б. Гройс – М. : Ад Маргинем Пресс, 2013 – С.365-368.