Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных
19.2...Анна Ушакова. О несостоявшейся «Выставке»
......... В фонде Владимира Смирнова и Константина Сорокина прошла групповая выставка. Совокупность творческих стратегий, проявивших себя как в экспозиции, так и на Facebook, иронично создает ситуацию, в которой художники играют с различиями и границами.
......... В одной точке и в один момент времени встречаются разные явления (произведения искусства). У них нет ни названия, ни авторства. Предметы сосуществуют в пространстве не для создания ощущения выставки, а для подвешивания вопроса об их помещении в данную ситуацию. Придя на одну выставку, вы посещаете сразу четыре, или вовсе не посещаете ни одну из них. Это было реально, и поэтому, возможно, отсылало к акту осуществленному, хотя и неразрешенному.
......... С началом эпохи гиперпотребления, где каждый субъект — патологический накопитель, ориентированность на объект можно рассматривать как защитный механизм [1]. Грэм Харман утверждает, что произведение искусства должно сопротивляться всякой познаваемости [2], а сам процесс самоотрицания произведения можно синхронизировать с модусами авангардного и модернистского искусства. В подобной логике дискретные автономные сущности более не поддаются тому пленению, что представляет собой кураторский метанарратив.
1. Игрушки из секс-шопа в экспозиции «Выставки», 2019. Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Фото предоставлено автором и фондом Владимира Смирнова и Константина Сорокина.
......... И вот в экстазе слились фаллоимитатор с усиками и силиконовый рукав-мастурбатор (рис. 1). Их соитие безэмоционально и продолжительно настолько, насколько позволяет заряд батареек. Они замкнуты на себе, не важно, что их окружает. Не важно, что фоном для них становятся интервью орнитолога о незначительности человечества и раздражительный писк дрона на привязи, который в конвульсиях хаотично летает по комнате. Его путь напоминает автоматическое письмо Андре Бретона, описанное в Манифесте сюрреализма 1924 года. Тогда, около 100 лет назад, группе сюрреалистов так и не удалось освободить собственное бессознательное для производства чистого искусства: письмо редактировалось, и все бессознательное становилось сознательным еще до того, как автор отрывал перо от бумаги. И вот, уже ни для кого не секрет, что человеческая раса — раса настоящих предателей, предателей бессознательного, предателей самих себя.
2. Футболки с манифестом в экспозиции «Выставки», 2019. Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Фото предоставлено автором и фондом Владимира Смирнова и Константина Сорокина.
......... От них остались белые футболочки — их консьюмеристское начало, обыгрывающее форму манифестационного определения себя (рис. 2). Полюсом всего стал белый куб, вывернутый наизнанку (рис. 3). Известно, что магнитные полюсы Земли не статичны, никогда не представляли собой антиподальные точки, противоположности юг/север, а смещались. Таким образом, координаты всегда неточные. Даже если выставки и проходят в одном пространстве, фиктивный или даже условный перенос одной из них на десять лет в грядущее порождает этот сдвиг, и окна с заурядным пейзажем во двор располагаются уже чуть левее.
3. Белый куб в экспозиции «Выставки», 2019. Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Фото предоставлено автором и фондом Владимира Смирнова и Константина Сорокина.
......... Для сохранности формы выставки были восстановлены и самые важные атрибуты любого вернисажа: райское место — бар, где табличка с бегущей строкой предостерегает — «Хватит», и ничуть не менее райский фуршет. Маленькая кукурузка, маленькие огурчики, маленькие бутылочки алкоголя (много бутылочек маленького алкоголя ≠ много алкоголя, потому и приходится идти в бар), и чашечки за столиком со стульчиками. Маленькая табличка Reserved не справляется со своей задачей отгонять пришедших зрителей. И на открытии от инсталляции, предназначавшейся «для воображаемых социальных меньшинств, исключенных в силу разных причин из участия в художественной жизни», [3] остались баранки и несъедобные элементы (рис. 4).
4. Стол с табличкой Reserved в экспозиции «Выставки», 2019. Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Фото предоставлено автором и фондом Владимира Смирнова и Константина Сорокина.
......... Вот так проводят «старые добрые 2020-е». Вокруг них идет настоящая борьба: дуэль красного и желтого аэрозолей; лампочки за возможность продолжать светить будучи подключенной к мандарину. Выдерживать автономность их существования не представляется возможным. И художники это не только прощают, но похоже, и требуют: «Пусть они расклюют и съедят остатки вашего искусства» [4].
......... Линия анонимности авторства была прервана Романом Минаевым, стилистически выделяется работа Анны Ротаенко. Нарезка интервью с Лидией Каташук становится программной (рис. 5).
5. Интервью Лидии Каташук в экспозиции «Выставки», 2019. Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Фото предоставлено автором и фондом Владимира Смирнова и Константина Сорокина.
......... Траслирующееся на белую материю интервью орнитолога и таксидермиста Лидии, демонстрирует собой изложенный в 2015 году девиз Донны Харауэй «Так что делайте свое племя, а не детей! Важно, как племя создает племя» [5]. Увлечение фрегатами, синтетическим воссозданием Лоры из Твин Пикс, собирательство и тактики общения с птицами характеризуют Лидию как человека в мире после Антропоцена, будто переход уже совершен и совершенно другой интеллект ведет к активному взаимодействию землян, в процветающих межвидовых союзах.
......... Тогда черно-белый постер, воспроизводящий эстетику пост-интернета, не кажется столь ироничным, а скорее, действительно становится схож с продвинутым маркетингом. Человеческий череп — крысиный череп (рис. 6). Скейтерские рампы, модные кроссовки, часто используемое сочетание черепов и роз накладываются на изображение двухголовой крысы, один из черепов которой крошится в кирпичной стене. «Гибкий и изменчивый», «она смеется над тобой», «что красиво?».
6. Постер в экспозиции «Выставки», 2019. Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Фото предоставлено автором и фондом Владимира Смирнова и Константина Сорокина.
......... Наделенное вводными данными из пресс-релиза(ов) в Фейсбуке «человеческое напластование» начинает свое движение в пространстве фонда, программно собирая вещи и согласуя их с потенциальными названиями мероприятий. «Выставка» пространным текстом сообщает, что «Процесс работы над «Выставкой» больше похож на сеть, в которой взаимодействуют между собой одновременно объекты, авторы, формы жизни и образы» [6]; связи ИИ немного неумело задаются вопросом форм нового искусства, в то время как «Хватит» и «Старые добрые 20-е. Заключительный авангард» с разрывом в сто лет объединяют футурологические фантазии и провидческие стремления.
Примечания:

1 Шенталь А. Панцирь черепахи: к критической теории предметной области искусства. ХЖ, № 97, 2016.

2 Harman G. Objects and the Arts // Доступно по ссылке

3 Телеграм-канал «Павильон Россия» // Доступно по ссылке

4 Малевич К. От кубизма и футуризма к супрематизму. 1916 Цитата из трактата использована в описании к мероприятию «Хватит» на Facebook // Доступно по ссылке

5 Харауэй Д. Антропоцен, Капиталоцен, Плантациоцен, Ктулуцен: создание племени. ХЖ, № 99, 2016

6 Фрагмент из описания к мероприятию «Выставка» Facebook // Доступно по ссылке