21.1. Матвей Селякин. Против одомашнивания

#WinzavodReview

......... 17 апреля в галерее «Треугольник» открылась выставка «Эхо лисы» российской уличной художницы Ксюши Послушай. Она посвящена путям маркирования и одомашнивания городской среды фигурой Лисы — образом, предстающим фольклорным и номинальным, похожим на личную подпись, которая означает присутствие Послушай в том или ином месте. На выставке выстраивается линия взаимоотношений художницы и ее персонажа, представленная в живописи и графике. Часть выставленных работ художница наносит в городском пространстве на различные поверхности.
......... Эстетические коды и референции, к которым прибегает Послушай, весьма разнообразны: в некоторых воспроизводятся знакомые формулы русских авангардистов и концептуалистов. Супрематические композиции, в центре которых размещена Лиса; пастиши, обращающиеся к текстовой традиции Юрия Альберта, с той же самой Лисой как вопрошающей фигурой; работы-анекдоты, например, Лиса держит табличку, на которой написано: «За концепутаЛИСм»; или две геометрические фигуры стоят друг напротив друга, и одна обращается к другой: «Вы такая абстрактная…» Также на выставке есть серия рисунков — минималистичные портреты Лисы, которые составляют созданный самой художницей пак стикеров для Телеграма.
......... Нарисовав Лису на стене в городе, Ксюша Послушай сближается с последним, начинает публичный диалог, в котором работы предположительно помогают ей зондировать пространство Москвы. В пресс-релизе утверждается: «Лиса как альтер эго художника помогает своему автору исследовать тело города, наблюдать за ним, и взаимодействовать с необъятной непредсказуемой средой». Для выставки Ксюша Послушай изымает своего персонажа из улиц города, его топоса и изначальной среды обитания, и, всячески фамильяризируя известные прецеденты истории искусства, сплавляет его в противоположное течение. Реформирование Лисы из знака, который появляется и последовательно исчезает в городе, в бренд, помечающий ныне аукционы и галереи, приводит к тому, что сам персонаж рассеивается в мириадах таких же эмблем, которыми заполнены городские стены. Представляется важным и симптоматичным то, что мотив рефлексии о взаимодействии с городом на выставке не отражен — предоставляется символически выхолощенный продукт. Провозглашаемая непредсказуемость Москвы и урбанистических условий, в которых она существует, для художницы дискурсивно смещаются до границ художественного рынка: купят ее новую работу или нет?
......... Было бы последовательно продолжить выбранный художественный метод, который заключается во внимательном отношении к средам. Начатый с пространством города диалог обрывается, когда следующим шагом художницы становится выставка ее графики в коммерческом выставочном пространстве. Галерея как участник городского пространства может быть маркирована привычным для художницы способом, например, путем использования наружных стен для своих изображений. Соблюдая специфику закрытого пространства, Послушай может осуществить концептуально выдержанную интервенцию в институцию — документацию нахождения тех знаков в городе, с помощью которых Послушай кренит его в желаемую сторону. Замкнутая среда работает по другим правилам, обособленным от логики города, поэтому для иной среды стоит развивать иные сюжеты, отличные от использовавшихся ранее на стенах улиц. Но художница взаимодействует с ней исключительно в тисках своих привычных практик, игнорируя место галереи в соматике города.
......... Вытекает и другое недопонимание — распространение Лисы как доступного народу образа в контексте некоего общего демарша. Хоть у нее и есть потенция интернет-мема (художница располагает необходимой для этого простой формой), но заявляемая в пресс-релизе фольклорность, из которой следует возможность сблизиться с сюжетами, в которых оказывается Лиса Ксюши Послушай, сомнительна. Она вытекает в темы, которые городским жителям в большинстве не близки: квазиальбертовские риторические вопросы об искусстве, абстракционистское эпигонство и пародии на супрематизм.
......... Как итог — уличная художница Ксюша Послушай, выставляя свое искусство в галерейном пространстве, которое стоит обособленно от контекста улиц, обнуляет единственный критический аспект своих работ — психогеографический — и одомашнивает Лисицу, привыкшую к своему «дикому» ареалу.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных