Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных
8.1...Мария Йылмаз. Зеркало заднего вида: что нового можно увидеть в коллекции Щукина?
......... 18 июня в ГМИИ им. Пушкина открылась выставка, посвященная знаменитой коллекции Щукина. Казалось бы, что нового мы узнаем из того, что десятки раз видели, о чем десятки раз слышали и к чему десятки раз пытались привыкнуть? Биография одного из самых больших собраний нового искусства XX века раскрывает не только личность известного коллекционера и мецената, но и значение приобретенных в течение его жизни работ Сезанна, Гогена, Пикассо, Матисса и др.
......... История коллекции насчитывает уже более ста лет. За это время ее успели разобрать и воссоединить вновь. В 1948 году, после разгрома Музея нового западного искусства, хранившего собрания Сергея Щукина и Ивана Морозова, коллекция была разделена между московским и петербургскими музеями. Легендарное воссоединение произошло спустя 70 лет, когда в 2016 году был подписан договор о партнерстве между Фондом Louis Vuitton, Эрмитажем и музеем им. А.С. Пушкина. Затем последовала выставка в Париже, объединившая коллекции меценатов в здании Фонда Louis Vuitton и побившая все рекорды посещаемости. Помимо приобретений Сергея Щукина, на выставке будут также представлены собрания братьев коллекционера: Петра, Дмитрия и Ивана. Они начали заниматься коллекционированием искусства гораздо раньше Сергея и увлекли его за собой.
......... Сейчас уже близится к закрытию «Биография коллекции» Щукина, где представлены более 450 работ художников самых знаковых течений XX века: от импрессионизма до модернизма. Главная задача экспозиции – наглядно показать историю формирования коллекции, а вместе с ней и эстетических вкусов самого Щукина.
......... К любому искусству необходимо привыкнуть. Даже Сергею Ивановичу Щукину, верному почитателю нового искусства и неизменному его покупателю, потребовалось время. Но попадание оказалось точным как никогда. Меценат скупал работы, ориентируясь на собственное чутье, понимание и восприятие мира.
......... В Белом зале (где обычно выставляются магистральные работы экспозиций) находится только одно полотно – «Танец» Матисса. Эта работа была выполнена по специальному заказу Сергея Ивановича для украшения его особняка в Знаменском переулке. Любопытно заметить, что еще несколько месяцев назад на этом самом месте висел известный триптих Фрэнсиса Бэкона «Три этюда к фигурам у основания распятия» (1944). Довоенный Матисс, полный света и жизненной силы, и послевоенный Бэкон, болезненно переживающий жестокую действительность: два ярких полотна, два красных цвета и огромная пропасть между ними. В этом и заключается отличительная черта всей выставки «Щукин. Биография коллекции» - мы видим самое начало начал современного искусства – его праотцов, которые надеялись, верили, экспериментировали, не знали предстоящей боли.
Анри Матисс. Танец. 1910
......... В остальных залах отдельно представлены работы импрессионистов, Пикассо, Руссо и Дерена, Матисса, Гогена. Коллекция работ Пикассо, приобретенная Щукиным и насчитывающая 51 полотно, является самой обширной в мире. Сергея Ивановича более всего интересовал радикальный Пикассо – тот, который уже был вовлечен в течение кубизма. Монументальность и тяжеловесность работ испанского художника впечатляет и явно выделяется на фоне пастозных импрессионистов, мягкого Матисса, таитянского Гогена. К слову, его Щукин покупал более смело, нежели остальных. В 1908 году коллекционер приобрел сразу 5 работ Поля Гогена.
......... От шпалерной развески картин кураторы выставки отказались и, тем не менее, стремились сохранить ту логику, которой следовал Щукин при покупке любимых полотен: зритель должен почувствовать себя не посетителем музея, а гостем в доме увлеченного коллекционера. Поэтому зал Матисса куда уместнее назвать комнатой, где сконцентрирована сама радость жизни - не хватает лишь домашнего махрового ковра. Здесь оказывается удивительно светло. Он выбирал гармоничные цвета и при этом не боялся плотно накладывать тон. Помимо тщательного выбора цвета, для Матисса в той же степени была важна композиция. «Композиция – это умение декоративно распределить различные элементы картины, чтобы выразить свои чувства», – писал художник в «Заметках живописца» (1908). Такое впечатление особенно угадывается в «интерьерных» работах художника. Стены комнаты уходят на второй план – вперед выступает розовая мастерская. Пространство пересекает раму картины и рассеивает внимание зрителя, стирая границы между изображаемым и действительностью.
......... Сам Матисс сравнивал свою живопись с комфортным креслом, в котором деловой человек или инженер отдыхает после трудового дня. В этом кресле хочется не просто отдыхать – в нем можно провести всю жизнь. Впечатление от его полотен не рефлексирующее, но успокаивающее, в какой-то степени даже терапевтическое. Деловой человек – сегодня бизнесмен – стал тем самым покупателем и в какой-то мере хранителем искусства. Он снабжает художников уверенностью в своем безбедном существовании, а художники в свою очередь предоставляют ему то самое мягкое кресло.
......... Вряд ли Матиссу, жившему и творившему еще 100 лет назад, подобное приходило в голову, однако он сумел предугадать траекторию, по которой будет двигаться искусство: будет расти зависимость музеев от крупных спонсоров. Наблюдается вторичность художника по отношению к классу коллекционеров, чье богатство отныне легитимирует искусство. В соседнем здании проходит выставка фонда Louis Vuitton, основатель которого Бернар Арно – один из богатейших людей в мире. Без его участия не была бы возможна «Биография коллекции». Проведение двух масштабных выставок в одно время – не совпадение, а как раз-таки напоминание о том самом значении меценатов для развития современного искусства.
......... Уникальность выставки «Щукин. Биография коллекции» состоит еще и в том, что в таком комплекте и в таком количестве увидеть лучших художников начала прошлого столетия уже вряд ли удастся: многие работы не перенесут повторной транспортировки. Тем не менее, с годами актуальность собрания Щукина не теряется. Его можно сравнить с зеркалом заднего вида, без которого невозможно уверенно двигаться вперед – в будущее.