12.1...Лейла Семенова. Художественные объекты одолевают Спазмалгон
......... Предмет: Спазмалгон — лекарственный препарат, который часто применяют при различных недомоганиях. Оказывает обезболивающее, противовоспалительное и жаропонижающее действие.
Спазмалгон.
......... Показания к применению предмета:
.........— спазмы
.........— боль
.........— воспаления
.........— жар.
......... 1. Спазмы.
Джефф Уиппл, «Приятного вам спазма», 2010.
......... «Изображения спазмов горят и тают подобно свечам, отражающим жизни, которые беспрестанно плавятся и испаряются в смерть», — Джефф Уиппл[1].
......... Согласно идее Джеффа Уиппла, символом жизни является спазм, который подразумевает ее присутствие, а, следовательно, и отсутствие смерти. Художник использует спазм самыми разными способами, в том числе при работе со скульптурами, меняя привычную реакцию на его возникновение. Несмотря на то, что лекарство избавляет от недомоганий, их наличие сигнализирует о существовании организма. В творчестве Уиппла происходит противостояние функционального предмета и скульптуры: ироничная надпись «Приятного вам спазма» помещает вещь в регистр художественного произведения. Противопоставление разрешается в пользу художественного объекта.
......... «У меня приятный спазм — можешь его не ликвидировать», — произносит скульптура.
......... 2. Боль.
Дэн Финзель, «Моя горящая кровать», 2008. Видео. На выставке «Боль других», 2018.
Ариа Дин, «Два хлопчатобумажных тюка, соединенных вместе на 250 фунтов каждый», 2018. Инсталляция на выставке «Боль других», 2018.
......... «Художники демонстрируют полную непередаваемость насилия, травм и боли, инициируя нежный, но острый танец, поднимающий вопрос о том, что делает нас людьми»[2].
......... Название выставки «Боль других» позаимствовано из эссе Сьюзен Зонтаг «Смотреть на боль других». В нем исследуется этот опыт, реакция со стороны на тревожные образы и действия. Цель выставки — повествование о и осмысление болезненных ощущений за пределами отдельной личности. Выставленные произведения призваны повышать эмпатию через создание и преодоление чувства дискомфорта, переходя от личных переживаний к тем, которые объединяют всех[3].
......... В видеоработе Дэна Финзеля эта идея демонстрируется через пребывание героя в «чужой шкуре». Вторя и пропуская через себя эмоции, герой соприкасается с чувствами женщины, которую слышит. Примеряя на себя ее образ, он тем самым сокращает дистанцию между собственными и ее переживаниями. Персонаж становится зеркалом, транслирующим боль, которая связывает людей и указывает на нашу способность к сочувствию.
......... В инсталляции Арии Дин показан метод неизбежного погружения в другого и столкновения с посторонней болью. Дискомфорт от давления переживаний друг друга создает опыт, который способствует сильному объединению людей и их чувств. Также это может быть взаимодействием с человеком через свою боль. Наше понимание другого человека исходит из боли, которая находится в нас самих. Два слившихся тюка становятся одним человеком, а значит то, что тебя задевает в другом — это и есть ты сам.
......... Выставка — проверка на то, насколько мы способны сопереживать другому, пока находимся на безопасном от него расстоянии. Трудность соотношения своей боли с чужой заключается в дистанционной циркуляции визуальной и текстуальной информации, в том числе мученического характера. Чье-то страдание превращается в образ на экране. Изоляция от реального человека притупляет восприимчивость к его переживаниям, а прием препарата усиливает равнодушие.
......... 3. Воспаление.
Брэндон Кроненберг, «Антивирус», 2012. Кинофильм.
......... Рецензия:
......... В фильме происходит культивирование вируса через его сексуализацию для повышения роста продаж. При таких условиях воспаление приобретает не губительный, а напротив — чувственный, романтический и даже обнадеживающий эффект. Вирус живет, но не убивает. Это дар, полученный от знаменитостей, и чем глубже привязанность к ним, тем больше вероятность, что человеку предоставится возможность сохранить вирус надолго — до самой смерти, если повезет. Люди не только могут ощутить страдания другого — через болезнь можно стать частью персоны, которая достигла большего, чем остальные.
......... Работа Брэндона Кроненберга иллюстрирует постижение посторонней боли. В пользу отказа от употребления лекарства фильм обрисовывает ряд преимуществ, таких как обретение связи с другими через воспаление, испытание похожих ощущений и единство страдания, что решает проблему, которая была продемонстрирована в предыдущем проекте «Боль других».
......... 4. Жар.
......... На создание трехмерной и освещенной скульптуры художника вдохновил образ из детства — иллюстрация в словаре, которая с тех пор стала отождествлением огня в его сознании.
Мартин Хонерт, «Огонь», 1992.
......... Критическая версия детского словаря (фрагмент):
......... Огонь (художественный объект).
......... Символ объекта в непрерывном очищении и исчезновении. Он существует, но только внутри пламени — огонь стирает его материальные границы и выявляет скрытое. Сжигая поверхностные материалы и характеристики объекта, нескончаемое препарирование огнем обнажает его суть.
......... Ответ: огонь сжигает суть художественного объекта.
......... Ворона (критик).
......... Жар вступает в конфликт с действием лекарства. Спазмалгон препятствует выявлению проблем, уничтожению лишнего и возникновению нового.
......... Финал: предмет встречает свою смерть.
Примечания:

Текст подготовлен по заданию критика Александры Шестаковой: лаборант выбирает предмет, предмет вызывает ассоциацию с произведением современного искусства, ассоциация становится ядром критического текста.

1 Каталог художественных работ Джеффа Уиппла «Жизнь спазма», 2010, доступно по ссылке.

2 Выставка «Боль других», галерея «Гебали», Лос-Анджелес, 2018 // Mousse Magazine, доступно по ссылке.

3 Выставка «Боль других» в галерее «Гебали» // Contemporary Art Daily, February 28, 2018, доступно по ссылке.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных