......... В своей видеозвуковой инсталляции Balnakiel (2009) художница Шона Иллингворт берёт в фокус родную деревню на севере Шотландии — изолированное место, негостеприимное и неприветливое из-за особенностей географии, климата и разделения на непересекающиеся сообщества. На территории Балнакиля и окрестностей расположен военный лагерь, что стало для многих жителей средоточием травмы и непрекращающейся тревоги. Иллингворт концентрируется на тех страхах и напряжении, которые воплощаются во взаимодействии разных видов опыта и понимании местности с перспективы трех основных групп её обитателей Это, во-первых, сотрудники Министерства обороны Великобритании, для которого деревня и близлежащие территории служат важнейшим военным полигоном, где НАТО и союзники проводят комбинированные десантные, воздушные и морские учения c использованием бомб и другой боевой техники. Во-вторых, коренные жители, предки которых пережили так называемые «чистки нагорья» (вытеснение крестьян Шотландии с их земли в XIX веке и дальнейшее подавление гэльского языка и культуры). И, в-третьих, молодые идеалисты-пацифисты, которые хлынули в Балнакиль в конце 60-х в поисках альтернативного образа жизни, поселившись в бывших казармах Станции дальнего предупреждения, которая была построена во время Холодной войны, а затем заброшена. Видео открывается сценой гористого прибрежного ландшафта, снятого с высоты самолёта; мужчина описывает чувство тревоги и паники (стук сердца, затрудненное дыхание, тошнота как при голоде, шум в голове), которое охватывает его, пока он гуляет по Дарнессу — отдаленной деревне на северо-западе Шотландии; его голос периодически прерывается сообщениями авиадиспетчера из наблюдательной вышки. Теоретик искусства Джилл Беннетт называет Balnakiel исследованием актуальных условий перцепции — того, как деревня и окружающие территории воспринимаются с воздуха, из кабины самолёта, проходящего сквозь облако, с земли непосредственно под самолётом, когда тот совершает оглушающее снижение или буквально срезает брюхом траву (эта show of force, «демонстрация военной силы», широко используется военными для устрашения населения), из внутренних помещений, по стеклам которых барабанит дождь, а также с высокогорья во время атмосферного фронта [4]. Разные перспективы демонстрируют разное понимание ландшафта и представляют собой воплощенную в материальную форму память и связанные с ней особенности перцепции.