Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных
19.3...Анна Ушакова. Комментарий к Бенджамину Браттону
......... Облачные платформы, мобильные приложения, умные города и другие виды технологических мегаструктур формируют область исследования Бенджамина Браттона. Философия для него становится дисциплиной о разработке концептуальных моделей, с помощью которых мы интерпретируем мир, в то время как дизайн применяет, тестирует эти модели.
Томас Сарацено, «В эфире», 2018. Сольная выставка в Токийском дворце, Париж, 2018. Куратор Ребекка Ламарш-Вадель. Предоставлено художником, галереями Андерсена, Копенгаген; Эсфири Шиппер, Берлин; современного искусства Пинксаммер, Генуя; Руфи Бенсакар, Буэнос-Айрес; Тани Бонакдар, Нью-Йорк. Фото мастерская Томаса Сарацено.
......... Форма изложения, выработанная Браттоном, весьма специфична, так как она настойчива междисциплинарна и выстраивается вокруг разговора о новом: новом градоведении, новых медиа, искусственном интеллекте; вокруг способов видеть будущее, концептуализировать и создавать его. «Блуждающие масштабы машин и идей» — размышления автора об искусственном интеллекте, выстроенные вокруг опыта посещения выставки «В эфире» аргентинского художника Томаса Сарацено [1]. Этот текст не похож на рецензию, очерк о произведении искусства или заметку о его авторе. Это не оммаж, и, кажется, что художественным измерением он не обладает. В тексте в излишке встречаются термины из информатики, астрономии. Тем самым Браттону удается воспроизвести новый тип письма. Следует сказать, что письмо Браттона — не утопическое размышление о превосходящих нас машинах, за которыми стоит порабощение разлагающегося органического мира, а разговор о демистифицированном настоящем.
......... Начиная некий отсчет такого поворота, стоит вспомнить пассаж из недавно вышедшей книги Браттона «Терраформирование» о «первом взгляде нефункционального изображения» [2]. Этим изображением стало отображение черной дыры. Оно представило homo sapiens как умную бактерию на поверхности Земли и не более того. Это доказательство заведомо известной, хотя и пугающей истины, что наше отношение формируют шкальные расхождения, развивается на страницах о выставке художника. Браттон призывает нас увидеть в Токийском дворце не еще один разговор о предмете, но материально наличествующее декларативное заявление.
......... Ричард Бакминстер Фуллер на протяжении всей своей жизни задавался вопросом относительно того, есть ли у человека шанс на выживание, и если да, то каким образом. Фуллера часто называют футуристом: его понимание технологий, физики и архитектуры кардинально изменило устоявшиеся представления, привычки. Непреложные законы приспосабливались им, хоть и в проектах, а не в выполненных конструкциях, в совсем неожиданные решения. «Геодезические купола» Фуллера, спроектированные еще в 1947 году, так и остались забавой. Это были новшества, представляемые на всемирных выставках и приобретавшие жизнь только в фантастических мирах космических колоний, которые занимались освоением новых планет. Его так и не оформленный до конца проект «Облако номер девять» — «бумажная архитектура» ХХ века. Целые города на этих картинках перемещаются по воздуху. Их конструкции настолько легкие, что жизненные биосферы взлетают от повышения температуры воздуха внутри, за счет дыхания существ, их населяющих. Так находят себе применение бессознательные автоматические функции по поддержанию жизни.
......... Браттон обращается к последователю Фуллера — Томасу Сарацено. Именно этот проект был подхвачен Сарацено и претерпевал изменения в его исследовательской работе и практике современного искусства. Интерактивные инсталляции Сарацено превращают архитектуру в живой организм: он движим, изменчив, податлив манипуляциям. Что немаловажно, он показывает, как универсальные гиперобъекты будут выглядеть в малых масштабах.
......... Идя вслед за рассуждающими подобно исследованиями антропоцена, Браттон по-своему выделяет проблему: она заключается в ложности самих суждений. Количество информации о вещах, что было накоплено за последние десятилетия, кажется нам неисчислимым и тем самым еще более мистическим. Подобная картина — это начало антропоцена. «Стирание субъектов может быть приемлемо, если оно было распространено мрачным и нервным представлением о мире как тексте», — пишет Браттон о накопленной информации, которая продолжает контекстуализироваться и интерпретироваться, окутывая объект со всех сторон и, таким образом, скрывая его полностью от наших глаз.
......... Сарацено объединяет в своем проекте материальные и искусственные условия существования. Они делаются явными. Такой визуальный опыт находится вне фиксированной области, вне какого-либо масштаба: его инсталляция может быть принята в качестве модели социального устройства, в качестве биологического пособия о строении клетки, паутины, проекции галактического города.
......... То, что предлагает своим искусством Сарацено, это, по сути, бриколаж, намеренно уходящий своими корнями в фантазийные и утопичные проекты его предшественника. Открытость неслучайна, у структур художника нет интерьера. То, с чем встречается посетитель — это сеть, не только в смысле семантической модели связи. Очевидно, что конструкции из эластичных растянутых в пространстве элементов сплетаются друг с другом, удерживая структуру и напряжение внутри самих себя. Экспериментальные модели предлагают собой, как говорит Ева Диаз [3], DIY инструменты, через которые мы получаем доступ к космосу как к проективному пространству для всех.
......... Стоит политизировать этот тезис: настоящее сдерживание власти осуществляется посредством сокрытия материально достоверного. Большие данные разнесены по разным регистрам, относящимся то к институциональным программам национального уровня, то к оснащающим их частным корпорациям, чья способность конкурирования с государственными зиждется на богатстве олигархов. Эвристический потенциал разжигает любопытство в отношении этих социальных и политических форм, выводит наши представления об ИИ, больших потоках информации за пределы территориальных границ, возвращает им материальность. «Любая вещь может говорить с другой, но не раньше, чем ее слова пройдут под далекой горой, а затем снова повернут назад».
Примечания:

1 Бенджамин Браттон. Блуждающие масштабы машин и идей (для Томаса Сарацено) // Художественный журнал № 113 (2020).

2 Benjamin Bratton. The Terraforming. Moscow: Strelka Institute, 2019.

3 Eva Díaz. We Are All Aliens // e-flux journal #91 (May 2018).