22.1. Катя Хасина. Развернуть, сместить, оставить

#WinzavodReview

Анна Желудь «Анти-люстра», 2019, галерея 11.12. Фото: Егор Софронов
......... В выставке «Анти-люстра», проходящей в апреле-майском сезоне Винзавода в галерее 11.12, художница Анна Желудь представила новые серии работ: скульптуры и три серии живописи.
......... На первый взгляд, Желудь делает то же, что и раньше: ее прославили конструкции из металлических прутьев, изображавшие предметы быта и среды, комнаты-клетки и диваны-провалы. Привычным образом, и в этом, в первую очередь, заслуга Екатерины Деготь, эти скульптуры из линий интерпретируются как рисунок в пространстве. Обозначенное в пресс-релизе расширение практики художницы в полемические отношения с модернизмом (в частности, минимализмом) считывались (или подозревались) и раньше: в работах со скульптурами утюгов, кухонь и утвари Желудь развернула и сместила маскулинную минималистскую монументальность в прозрачное бытописание, ограничивающее зрительницу в пространстве. Но любопытно, из текста авторства Анны Толстовой исключена (или проигнорирована?) линия феминистской критики. Возможно, это вдвойне неслучайно — если предыдущие проекты очерчивали (обрисовывали?) пространства, традиционно сдерживающие женщин, то настоящая выставка предлагает прометеевские фонари. Якобы выводящий маршрут: из интерьера угнетения в экстерьер просвещения.
......... (Я пишу: вдвойне неслучайно — и вдвойне нужно пояснить; дело в том, что сама Желудь многократно отрицала феминистскую природу своих работ — и эта загадочная наивность ее художественных находок завораживает и раздражает.)
......... А другая часть выставки — бархатно небрежная мрачная живопись, сероватые квадраты в салонной развеске. Оглядываюсь в текст: «В этом маниакальном, изнуряющем рисовании нет ничего болезненного. Напротив, оно — род арт-терапии». Но терапевтический эффект, который оказывает творчество на художницу, замыкается на себе: будучи опубличенным, он вводит зрительницу в состояние, близкое к фрустрации, но более равнодушное: невозможность солидаризироваться с внутренней интенцией выставки, и даже неспособность ее обнаружить, — ее неуловимость — совпадает (и накладывается) с единственным желанием в галерейном закутке: засунуть руку в воображаемый огонек — но не обжечься и не застрять.
......... (А вялость тления эскапистского искусства Желудь не бесит, — она своевременно пессимистичная и упадническая.)
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных