13.1. Иван Стрельцов. Картируя интернет: Мария Королева, «18.03.18»
......... На выставке «Странное, потерянное, неувиденное, бесполезное» студентка «Базы» Мария Королева представила проект «18.03.18». Работа представляет из себя серию из трех диаграмм. Это графические соотношения линий и мелких форм письма: переписки, комментариев, объявлений. Иногда в них внедрены картинки. Все эти тексты были собраны во время президентских выборов из социальных сетей и блогов людей, которых общество определяет как «психически ненормальные». Работа говорит о переплетении выбора, сетевой речи и вменяемости, указывая на жизнь сообществ за пределами процедур политического режима (с его ложной универсальностью выбора) и угнетения им.
Мария Королева. Фрагмент работы «18.03.18», 2018 год. Предоставлено автором
......... Мария начинает с определения категорий людей, о которых она будет искать информацию. «Есть три группы людей, среди комментариев и сообщений которых собиралась информация. Я определяла имя, отчество и историю человека, как он попадает в ПНИ [психоневрологический интернат], координаты блогов и соцсетей. Первая категория для поиска человека — это советские диссиденты… Во вторую категорию попали психоактивисты, политизирующие свой диагноз. Третьих общество признает ненормальными по анахроничным причинам. Транссексуалы, например, хотят быть признаны именно в этом статусе», — говорит Мария. Обращаясь к речи каждой из стигматизированных групп, художница использует диаграммы, чтобы показать «процесс собирания информации в некоторую канву, когда можно было в реальном времени все это наблюдать в день выборов».
Мария Королева. Фрагмент работы «18.03.18», 2018 год. Предоставлено автором
......... В этой работе сам поиск информации становится перформансом в общем сетевом доступе. Ее опыт картографирования начинается с вопроса о собственном душевном состоянии, с диалога в Телеграме с приложением «Депрессия Бот»:
......... — Как ты себя сегодня чувствуешь?
......... — Ужасно…
......... — Вам нужно пойти к врачу.
......... Заключительный жест также становится перформативным: Мария графически рассекает пунктирной линией конечное изображение. Здесь она останавливает сбор информации и заявляет о невозможности свести эту информацию в единый рассказ. «Я думала, что система существует как дерево. Но я поняла, что это ризома… Мне захотелось связать их высказывания по подобию и наитию».
......... Задуматься о представлении разрозненной речи, используя диаграммы (ментальные карты), ее подтолкнули картины Павла Филонова: «Я посмотрела эти работы, состоящие из множества атомов… Ведь я могу из собранной информации сделать вселенную». На вопрос об изобразительной отсылке к Филонову в работе, она ответила : «Дело не в картинке, а в процессе. Он собирал атомы, потому что его волновала атомарность. Меня волнует атомарность информации, а ее не нужно рисовать, нужно только показать». Художница концентрирует своё внимание на взрывной избыточной информационной множественности, на «вселенной». Она прорисовывает развертывание речи во времени, обнажая ее принадлежность определенной исключенной социальности, картирует оглушенность и указывает на возникающее между блоками информации единство. Мария подчеркивает, что информация в этой работе ценится больше, чем средства выражения, предметность и иллюстративность, поэтому она использует такие средства, как журналистский сбор информации и диаграммы.
Мария Королева. Фрагмент работы «18.03.18», 2018 год. Предоставлено автором
Карта и категория
......... В своей статье «Когнитивная картография»[1] Фредрик Джеймисон пишет о том, что на поздних стадиях накопления капитала ограниченный опыт людей не способен вместить в себя экономическую и социальную реальность. Интернет усугубляет эту ситуацию и сталкивает нас с избыточностью опыта, поэтому необходимо установить правила, создающие не технологический, а человеческий порядок его представления. Мария в своей работе организует сырые данные в трех категориальных моделях, картируя их в соответствии с их принадлежностью ко времени и определенному опыту. Она фиксирует «здесь и сейчас» общественных отношений, сводя в единой ситуации момент дня выборов. Критерием выбора служит психиатрический дискурс.
......... Категория указывает не только на угнетение, но и на опыт вне насилия. Явление освобождается благодаря тому, как художница дисциплинирует сам процесс картирования, позволяет упорядочить опыт, отраженный в речи, столкнуть его в одной исследовательской модели. Бормотание социальных сетей никак не различает ни демократический выбор, ни отказ людям во вменяемости обществом. Между электоральной политикой, волей к комментарию и психиатрией существует органическая связь: «Люди, лежащие в ПНИ, сохраняют дееспособность и голосуют так же, как и мы… И те, кто самостоятельно идет на выборы, и те, кто голосует в ПНИ, ставят 5 галочек в эти квадратах», — подчеркивает Мария.
Мария Королева. Фрагмент работы «18.03.18», 2018 год. Предоставлено автором
......... Эта работа закончена во времени, но не стратегически — список возможных категорий может расти до бесконечности. Эта принципиальная открытость и незаконченность ставят под вопрос соотношение явления и идеологии. Джеймисон пишет, что картирование позволяет зафиксировать разрозненность речи угнетенных и зафиксировать распыленность идеологии. Художница же зовёт свидетелей, определяет общности, собирает информацию и только в последнюю очередь создает карту опыта. Растущее количество карт, размечающих разрозненный опыт угнетения, не дает свести этот опыт к единой идеологии угнетения и сопротивления. Картирование дисциплинируется через категории, а выводы заменяются наслоением карт. Художественное исследование не может строго соответствовать теории. Наоборот, оно с этой строгостью порывает. Именно этот разрыв Джеймисон называет когнитивной картографией, демонстрацией «когнитивной модели, ускользающей от индивидуального опыта».
Сбор сырых данных и наслоения карт
......... Работа не предоставляет конечного понятия или процессуальной логики, только сырой опыт. Джеймисон пишет, что художник должен «проследить и сделать понятийно доступными конечные реальности и опыт», она же делает доступной локальную речь, не подчиняя ее идеологии. Подход Марии кардинально отличается от статистического обращения к демографическим или поведенческим категориям, где данные становится обоснованием некоторой идеологии или прагматического высказывания. Ее подход к агрегации данных позволяет преодолеть давление идеологии, вернувшись к описанию частного опыта.
......... Джеймисон отмечает, что «неудовлетворенность понятием тотальности является не самостоятельной мыслью, а показательным симптомом, функцией возрастающих трудностей мышления о совокупности взаимоотношений в сложном обществе». Выбранная художницей стратегия не решает проблем истинности в идеологии, но картирует существующую разрозненную реальность, уделяя внимание социальной разобщенности и робким попыткам её преодолеть. Это столкновение карт показывает стратегическую возможность сообщества вне единичного опыта угнетения, вне представления о «нормальности/ненормальности» и электоральной политики.
Доля населения с депрессией в мире. Источник: https://ourworldindata.org/mental-health
......... Картирование позволяет преодолеть границы анонимной коммуникации в интернете, указав на человеческое сообщество вне различных опытов. Мария спрашивает: «Не является ли информационная густота и общедоступность таких, в общем, интимных сведений о людях способом что-то скрыть о свойствах сообщества людей?» Художница не интерпретирует речь, но показывает, как ее разрозненность может быть дополнена и восстановлена, а искусство тем самым станет режимом доступа к ней.
Ги Дебор. Психогеографический гид по Парижу, 1957 год. Источник: MACBA Collection
......... За видимыми взгляду системами в интернете стоит программный код, который нельзя свести к социальным отношениям. Поэтому искусство происходит не тогда, когда между блоками информации выстраиваются логические связи, но когда сырая информация узнается в качестве интересующих художника категорий людей или действий. Каждая выбранная категория раскрывает насилие, но сама речь не иллюстрирует угнетение, скорее, показывает скрытую жизнь сообществ: переживания, трёп и желания. В этих наслоениях не существует отдельно стоящих социальных проблем. «Здесь и сейчас» размазывается во множестве исключенных из политики социальных действий и отношений, «чисто внутренних проблем, бытовых и интимных».
Примечания:

1 Джеймисон Ф. Когнитивная картография (1983) // Марксизм и интерпретация культуры. Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2014. С. 335–349.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных