......... Г. Н.: Да. Это многогранная штука. Здесь отсылка к Тимоти Джеймсу Кларку, представителю британской социальной истории искусств, который разрабатывал тему модернизма, об его истоках во времена французской революции, его проявлениях в XIX веке. Даже название нашей книги — «Эпизоды модернизма» — близко к одной из его книг, имеющей похожий подзаголовок: «Эпизоды из истории модернизма». Здесь намек на Кларка. Кларк как раз говорит, что модернизм — никакое не непрерывное состояние искусства, не какой-то период, а скорее, определенная позиция искусства по отношению к реальности — и социальной, и политической — и с этой позицией связана определенная структура самого произведения. При этом идея Кларка в том, что модернизм всегда включает в себя две противоположные позиции, между которыми расщепляется художник. Это то, что он назвал «антиномиями» модернизма. Например, с одной стороны, искусство как акт по отношению к реальности, а с другой стороны, идея искусства ради искусства. Или, с одной стороны, вообще упразднение искусства в производственническом движении, с другой, идея эстетизма — идея искусства ради искусства, идея замкнутого, автономного произведения. Вот тут, видите, две противоположные позиции, но они существуют в паре. Именно в этой паре мы можем говорить о модернизме.