.........В своей статье о задачах художественной критики Гарольд Розенберг писал: «Сегодня художественная критика — это вариант истории искусства. Но эта история не обязательно написана историком». В этой формулировке важным оказывается историческое измерение критики, которое Розенберг противопоставляет примату эстетического суждения у Клемента Гринберга. Мыслить современность — означает предлагать вариант истории, а не застревать в «вечном настоящем».
.........Задача моих семинаров — раскрыть и обсудить развитие художественной критики от начала XIX века, что позволило бы прояснить современность с точки зрения исторического развития взгляда на искусство. В курсе особое внимание будет уделено специфике критических текстов и теорий, поддерживающих понятийный аппарат критиков разных направлений.
1. Романтизм и проект художественной критики. Искусство как философия. 2. Художественная критика и социальная роль искусства в проекте реализма XIX в.
3. Вальтер Беньямин и художественная критика. Прочтение ранних романтиков и Бодлера у В. Беньямина
4. Питер Осборн, философская критика и роль Раннего Романтизма
5. Адорно и художественная критика XIXв. Паратаксис как способ письма.
6. Художественная критика в России. Михаил Лифшиц и критики XIX в.
7. Революция и авангард как способы критического письма и риторические фигуры.