.........Ксения Кангина: На ее персональной выставке «Трансверсальное гиперпространство» в Fragment Gallery чувствовалась очарование Кириллом Савченковым. Интересно, какие открытия она сделала за этот период?
.........Вик Лащенов: Тема этой резиденции была заявлена как «исследование». Судя по работам резидентов, это не относится к форме «художественного исследования» как «способа производства знания», но нацеленность на поиск нового создает определенную свободу и способствует пересмотру существующих границ практик. Для кого-то это стало входом в постмодернизм, для кого-то в посттанец.
.........Любопытно, что участники резиденции достаточно точно отражают существующие в поле современного танца группировки и их количественное соотношение. Так, Алина Белягина, Анастасия Пешкова и Мария Губанова представляют профессионалов современного танца. Новая волна танц художников, — коллектив Агапа, Вадим Еличев и Катя Калюжная (скорее всего не относят себя к профессионалам и не парятся). Аня Белоусова и Дима Червозеров — художники, аппроприирующие танцевальные и соматические практики, но решающие свои художественные задачи.
.........«Party Plant» Насти Пешковой и Маши Губановой переполнена постмодернистской иронией и задором, которые на фоне их модернистской танцевальной виртуозности воспринимается как насмешка над насмешкой. Они работают непосредственно с танцем, делая микс форм, ссылаясь на имеющиеся уже существующие танцевальные работы от модерна до достаточно экспериментальных, кружа вокруг понятия тела. В какой-то момент все начинает звучать вербатим опроса о теле, положенный на музыкальный бит. И заканчивается рекламным показом фейкового средства, решающего все телесные проблемы, озвученные ранее.
.........Соло «Deep End» Алины Белягиной самоиронично. Ее мускулистое тело неоклассической танцовщицы, стирает различие мужского и женского. За 100 с лишним лет тело фавна Нежинского обогатилось феминными и маскулинными телесными кодами из фешн, бодибилдинга, прайвет денс, буто и чем-то неопределяемым, животным, ощутимо телесным. Танцовщик/ца скользит между образами и состояниями, между неоклассикой, гагой и позами из масскультуры, размывая сами образы: соединяя женское с мужским, человеческое с нечеловеческим.
.........Перформанс-ритуал Кати Калюжной "Я захожу в лес" постироничен, невесом и простирается между постгуманистическим и псевдоэзотерическим. Катя в течение пяти часов общается с деревьями, в какой-то момент приходят зрители, которым не дают никаких инструкций — они могут оставаться свидетелями или участвовать.
.........Одновременно концептуальная, спекулятивная и чувственная «Штрабовница» группы Агапа исследует состояние стеснения. Она начинается с танцев в темноте. Потом включается свет и зритель видит перформеров в достаточно откровенных и смелых костюмах. Они садятся напротив зрительного зала, предлагая поговорить, и этим жестом инсталлируют состояние «Штрабовницы», которое нашли в процессе исследования.
.........Вадим Еличев создает в пространстве блэкбокса ситуацию просмотра, характерную для художественной галереи, когда зрители находятся среди перформеров и могут вокруг них свободно перемещаться. Для этого он отгораживает зрительские места красно-белой сигнальной лентой, не оставляя другой возможности кроме как разместиться на танцевальном линолеуме или по его периметру. И когда зрители не идут на танцпол, перформеры идут к зрителям.
.........Аня Белоусова и Дима Чевозеров в рамках «Техники безопасности» проводят опрос, на его основе — лабораторию, а на показах рассказывают о результатах своего исследования возможностей не травматического существования в отношениях и приглашают на новые лаборатории. Их работа мощно фундированна идеями из современной философии, телесно-дискурсивная работа, смещающаяся скорее к концептуальности и спекулятивности, — все происходит в воображении участников, получающих определенный телесный опыт.
.........Резиденция в этом формате существует уже второй год и проводит четвертый показ, каждый сезон создается по 5-6 работ — достаточно высокая производительность. Формат резиденций для прекарных танцхудожников — это единственный подобный ресурс в Москве — спасение и способ создавать новые работы — ДК ЗИЛ предлагает 50 часов репетиций в танцевальном зале и возможность получать фидбек от приглашенных кураторов и критиков, возможность показать публике свой ворк-ин-прогресс в зале конструкторе. Однозначно, «резиденция для молодых хореографов» в Доме Танца ДК ЗИЛ важна и нужна. Но стоит ли от нее ждать что-то большее? Можем ли мы помыслить «исследование» самого ее устройства и функционирования? Если сам танец меняется, если в рамках резиденции создаются экспериментальные работы, то значит ли это, что есть место для экспериментов и со структурой резиденции? Нужно ли дать возможность курировать проекты в резиденции тому же поколению, которое делает там работы? Можно ли соблюсти гендерный баланс среди кураторов? Стоит ли пытаться создать более интенсивное поле общения и обмена между участниками, чтобы взаимодействие происходило не только в формате "участник — куратор", но и в формате "участник — участник"?
.........В рамках "Становясь бессознательным / Дрожа / С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся" я был на перформансе «Awareness of Unawareness Is Awareness» Софы Скидан. По сравнению с первым показом этой работы весной, когда она проводила йога-лекцию, а Катя Никитина читала лекцию про постгуманизм, в этот раз она вела все сама, совмещая роли инструктора йоги и лектора. Софа сказала, что интуитивно решила вести все самостоятельно. Мне кажется, она почувствовала потенциал такого формата высказывания и как художник стала разрабатывать, исследовать и осваивать его под себя. Может быть интуитивно, а может быть, обратив внимание на резонанс на свою работу в художественном сообществе. Отвечая на ремарку Ксении: это как раз то открытие, которое сделала Софа за это время. На такую форму есть спрос, и она как художник это чувствует. Интересно, что помимо теории она вплетала в речь личный нарратив, и происходящее было на грани эзотерического кружка и трансляции постгуманистических идей. В выставке Буренкова мне нравится смещение из пространства восприятия глазами-умом на получение телесного опыта, и, как следствие, более личное восприятие происходящего для тех, кто участвует в воркшопах и в поле воображаемого для тех, кто по какой-то причине не успел.