Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных
2.2...Юлия Вергазова. CARSTEN HÖLLER. Reproduction
......... Юлия Вергазова рассказывает о парке смертоносных развлечений и воспроизводстве ужаса на ретроспективной выставке Карстена Хёллера в Copenhagen Contemporary.
......... Чувствую себя осой, влетающей в зал с искусственной экосистемой. Совмещение притягательного и отталкивающего является свойством многих событий. Поверхность и форма окружающих предметов вызывают беспокойство. Элементы детских площадок и парков развлечений похожи на устройства для приведения в исполнение странных экспериментов из ретро-хоррора.
......... Карстен Хёллер — представитель направления «эстетики отношений». Он имеет докторскую степень в области сельскохозяйственных наук и прежде чем стать художником занимался изучением заболеваний растений и поведения насекомых.
......... Карусели, гигантские грибы, запахи, мерцающие огни и движущиеся зеркала — реагенты, которыми художник воздействует на ощущения зрителя.
......... Предчувствие опасности заставляет меня приблизиться к огромному мухомору. Он транслирует неустойчивость — культуры, цивилизации, всего мира, готовых в любой момент рухнуть под воздействием внутренних противоречий. Присутствие этого гриба явно говорит о галлюцинаторном трипе, который прямо сейчас переживается попавшим в западню наблюдателем. Окружающие декорации — симптомы его подвергающегося мутациям сознания.
......... В первом зале «Gartenkinder» зритель попадает на игровую площадку ребенка-гулливера. Кажется, что объекты специально масштабированы с целью заполнить ангар бывшей электростанции. Огромный гриб-неваляшка наполовину состоит из галлюциногенного и ядовитого мухомора, наполовину — из двух случайно выбранных грибов в соответствующем масштабе. Хёллера давно интересовали грибы с точки зрения их психотропных свойств и дорелигиозного влияния на человечество посредством шаманских практик.
......... Мерцающие впереди огни сливаются в угрожающее видение, но действуют магнетически, заставляя двигаться на их свет.
......... Чувство несогласия с тем, что происходит, заставляет совершить остановку и сесть в кресло карусели. Оно подвешено на ржавых металлических цепях, соединенных с вращающимся куполом аттракциона. Тяжелая заслонка-фиксатор пригвождает к месту. Ее поверхность скорее всего натерта ядовитой ножкой мухомора. Теперь уже нет никаких шансов выбраться с этой клейкой поверхности для ловли мух.
......... Цель нестерпимо медленного движения по кругу внутри этой ловушки — истязание временем. Оно сливается с мучительным ожиданием, со скрипом металла, чувством собственного подвешивания и страха, что сейчас все рухнет. Сойдет погребающая под собой все лавина из веселеньких лампочек и фонариков, советов вроде «take it easy», и над грудой обломков заиграет дурацкая музыка.
......... Оставшееся до момента обрушения время уходит на ожидание предупреждения об угрозе. В музее, где есть вайфай, страшное сообщение может прийти в любой момент. Оно всегда сопровождается push-уведомлением. Я смотрю на push, но не открываю его, сообщение остается непрочитанным.
......... В углу лежит розовый осьминог, его щупальца искалечены. Ктулху не справился с миром, изматывающим его принудительным весельем. В зале с названием «лаборатория радости» с этого веселья снимают кожуру, обнажая пульсирующий внутри ужас. С детства нам предлагают двигаться по кругу верхом на лошадке, со вставленными в брюхо металлическим шестом, некоторые из лошадок проткнуты насквозь. Присутствует ли ужас в жизни самой по себе или это свойство сознания?
......... Как природа воспроизводит себя, цивилизация непрерывно производит новые опасности. Концентрация CO2 в атмосфере растет. Можно быть убитым или умереть от несчастного случая на выставке, запутавшись в интерактивной инсталляции. Противоречия подстерегают нашу этику, подвешенную на надорванной веревке здравого смысла.
......... Объект Dice это увеличенный труп игральной кости. Его черные точки-отверстия — внешние следы гниения. Пролезая через них внутрь вспоминаешь, что Дарвин антропоморфизировал своих червей. Двигаясь по тоннелям поедаемого червями тела, проваливаешься в глубину темного витализма.
......... Две кушетки с запахом отца и запахом матери рождают эдипальные каннотации. Они действуют, как химический реагент. Но уже в соседней комнате с этим будет покончено — Эдипа убьют множеством способами поочередно.
......... После увеселений на лавкрафтианской детской площадке и шести попыток поиграть в догонялки со своим отражением в автоматических зеркальных дверях, попадаешь в третий зал — «Killing Children». «Убийство детей» — серия Хёллера начала 90-х.
......... Огромный подиум напоминает накрытый стол для пиршества пожирающего своих детей Сатурна. На его поверхности цвета розовенького бабл-гама разложены приспособления, предназначенных для ловли и убийства детей разного возраста. Припаркованый там же пикап Индианы Джонс обвешен устройствами из той же серии.
......... По крипово-архивной эстетике эти объекты можно соотнести со скульптурами Луиз Буржуа, и по масштабу — с ее работой «Разрушение отца» (1974), так же являющейся инсценировкой каннибалистического пира, за которым семья поглощает своего отца-деспота. Видео «Jenny» (1992) транслирует наглядное руководство, как следует применять эти предметы.
......... Провокационная сцена, открывающаяся в зале «Killing Children», и отталкивает, и привлекает, как истории-страшилки из детства. Среди разложенных на розовом подиуме приспособлений для ловли и убийства детей автоматически выбираешь подходящие для себя. Можно осуществить детскую мечту сунуть палец в розетку или взяться за оголенный провод. Все, с чем мы привыкли иметь дело в повседневности, способно срабатывать, как смертоносная ловушка. Ваш велосипед может самовоспламениться с любую минуту.
......... Желание смотреть на пугающее всегда побеждает желание отвести глаза. Художник-энтомолог насаживает наблюдателя на булавку, то разрешая, то запрещая что-то, сталкивая с этическими противоречиями и догадками, на каком уровне иронии по отношению к репрезентируемому находится сам автор.
......... Вероятно, все, оставшееся после нашего материального производства и самовоспроизводства, будет калечить последующих пользователей.