12 de Chirico Giorgio. Valori Plastici, Nos. 3-4. Rome, 1919.
Впервые это явление встречается в заявлении де Кирико Pictor sum classicus (Великий классический художник), которым он выразительно завершает призыв вернуться к закону истории и классическому порядку в манифесте под названием «Возвращение к ремеслу», опубликованном в Valori Plastici (1919). Как и Карло Карраи в Pittura Metafisica (опубликованном в том же году), де Кирико не просто требует возвращения к «классической» традиции и к ее «мастерам» (Уччелло, Джотто, Пьеро делла Франческа), но к конкретной национальности этой традиции. Это наиболее очевидный из трех исторических подлогов в авторитарной конструкции возврата-к-прошлому, поскольку национальное государство как социально-экономическая и политическая система порядка не существовало во времена тех самых мастеров. Логично поэтому, что имя Карраи оказывается среди художников, подписавших «Манифест фашистской живописи» в 1933-м году, где можно найти такие строки: «Фашистское искусство отрицает исследование и эксперименты… Стиль фашистского искусства должен ориентироваться на античность». По-видимому, с нарастанием авторитаризма в настоящем проекция в прошлое отодвигается все дальше и дальше — в данном случае от Ренессанса к античности. Еще более отчетливо эта подмена настоящей истории мнемозическими иллюзиями истории прошлого проступает в эссе Альберто Савинио, опубликованном в Valori Plastici (1921): «Память рождает наши мысли и наши надежды… мы навеки преданные и верные сыны Памяти. Память — это наше прошлое, а также прошлое всех других людей, всех тех, кто жил раньше нас. А раз память — это упорядоченное воспоминание наших и чужих мыслей, то память наша религия: religio». Когда французский искусствовед Жан Клер пытается осмыслить данные явления вне их исторического и политического контекста, его терминология, призванная прояснить эти противоречия и спасти их для нового реакционного антимодернистского искусствознания, вынуждена прибегнуть к таким же клише авторитаризма, отечества и наследия предков: «[Эти художники] хранят наследие своих предков, даже не собираясь отвергать его… Неоклассицизм существует как размышление о ссылке, вдали от потерянного отечества, одновременно и потерянной родины живописи» (Clair Jean. Metafisica et Unheimlichkeit // Les Realismes 1919–1939, Paris: Centre Georges Pompidou, 1981. P. 32).