Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных
15.1...Анастасия Нефедова. Текст на тему выставки «Примерное время ожидания» Марии Сарычевой
......... Ожидания в современном художественном контексте. Потенциал к переосмыслению или невозможность сдвига.
......... Куратор выставки «Примерное время ожидания» Мария Сарычева сама на себе испытала всю палитру ожиданий, готовя выставку с 2016 года. В проекте участвует 8 художников из России, Литвы, Польши и Израиля, по-своему интерпретируя заданную тему. Пресс-релиз музея Вадима Сидура гласит, что ожидание является причиной повседневных фрустраций, а также следствием ложных надежд на выздоровление, возможную социальную защищенность и на какие-либо изменения. Куратор вместе с художниками предлагает переосмыслить процесс ожидания как новый опыт, побуждающий к движению.
......... Выставка начинается с работы «Я.Еда» 2019 года Бермет Борубаевой и Полины Никитиной, рассказывающей в виде комикса реальную историю курьера Артыка Орозалиева [1], который скончался на 21 году жизни от сердечного приступа, вызванного ненормированным объемом работы и количеством часов. Авторы проекта активистского комикса рассказывают о жизни мигрантов, их социальной незащищенности и трудовой эксплуатации во благо капитализма. Данный проект представлен на первом этаже, где также расположилась вывеска о помощи людям с ограниченными возможностями в поднятии на второй этаж. Стоит добавить, что одной из областей исследования Марии Сарычевой являются инклюзивные программы для людей с разной формой инвалидности.
Бермет Борубаева, Полина Никитина. «Я.Еда», 2019
......... На втором этаже представлены три видео работы и серия рисунков. Юлии Косульниковой 23 года и она живет в психоневрологическом интернате [2], именно с её объектно-ориентированных рисунков начинает экспозиция второго этажа, где представлены различные помещения больницы, в которых приходится блуждать «больному» в надежде лучшего диагноза и адекватных условий пребывания. В серии рисунков присутствует постоянный наблюдатель, который олицетворяет ожидания на псевдо улучшения –Дезар – обеззараживающий очиститель воздуха.
Юлия Косульникова. Серия рисунков
......... В следующем зале представлена многоканальная видеоинсталляция «Позы ожидания» Екатерины Шелгановой, которая работает как художница с такими медиа как видео, фотография, инсталляция, хореография, перформанс. По словам автора, работа является итогом проекта поисков хореографии ожидания вместе с хореографом и саунд-художницей с участием несвязанных с танцами людей. В инсталляции, которая доступна для слабовидящих и незрячих, ожидание рассматривается как встреча с самим собой.
Екатерина Шелганова. «Позы Ожидания», 2015-2017
......... Заключительным на выставке является видео известного польского мультимедийного художника, участника подпольного польского авангарда – Юзефа Робаковского, «Из моего окна», 1978-1999. Видеодокументация осуществлялась из окна художника на протяжении нескольких лет, по окончанию представив собой ожидание как процесс фиксации исторических событий и вписывания себя в этот временной опыт. Юзеф Робаковский вводит термин «автонаблюдение», определяющий свой жанр как полемизацию с самим собой посредством механической записи.
Юзеф Робаковский. «Из моего окна 1978–1999», 2000
......... Тема «ожидание» не является новой для художественного контекста, но, рассматривая предшественников, работавших с этой темой, примечательна трансформация ракурса взгляда на явление. В 80-ых годах в тексте «Перегоны и стоянки» Андрея Монастырского ожидание рассматривается с точки зрения транспортной системы, её координат контроля и невидимых с первого взгляда семиотических указаний на сложную систему жизненного пути человека, который находится под контролем сил власти [3].
......... Процесс ожидания в контексте транспортного пути разворачивается в нежилых пространствах, отличающихся дискомфортном, неуютностью и желанием пассажиров преодолеть этот рубеж. В такой перспективе ожидание является неким вынужденным пунктом, не несущим положительных перемен, и единственная имеющаяся у нас прерогатива раскрыть коды и знаки властной системы внутри пространства ожидания, вычленив их из привычной среды и рассмотрев их в отдельности.
......... Недавняя волна интереса к теме «ожидания» в глобальном художественном процессе прослеживается с 2016 года. Видеохудожник Омер Фаст часто обращается к теме «ожидания», проектируя воображаемые общественные пространства в виде реальных комнат/залов ожидания. В 2016 году в музее Мартин-Гропиус-Бау (Германия) Омер Фаст представил серию залов ожидания как серию политически заряженных высказываний, относящихся к концепциям «не места» (Марк Оже) и к «мусорному пространству» ( Рем Колхас) . По мнению художника залы ожидания представляют собой пассивные пространства политического потребления. В то время как в каждом зале на экранах развертываются действия различных фильмов, в самих залах ничего не происходит. Залы как некое пограничное состояние между жизнью и смертью становятся фонами для фильмов, а не наоборот.
Omer Fast. "Talking is not always the solution" (exhibition view Martin- Gropius-Bau, Berlin), 2016
......... В 2017 году Омер Фаст превратил фасад галереи Джеймса Кохана в магазин китайского квартала, а саму галерею в приемную автобусной компании со сломанным А.Т.М. [5] Омер Фаст затронул не только тему ожидания, но и историю места, произведя символический акт стирания, выдвинув на первый план вопросы, связанные с джентрификацией, иммиграцией и взаимодействием сообществ. В работе Омер Фаста ожидание отматывает часы назад, замедляет движение, в котором появляется пространство для некого разрыва, диалога и пересмотра настоящего. Данная работа вызвала резонанс у публики, жители квартала обвинили художника в «расизме, замаскированном под искусство, чтобы унизить сообщество и оправдать свое присутствие в китайском квартале».
Omer Fast. "August" (installation view James Cohan gallery, New York), 2017
Activists drop a banner reading "Racism disguised as art" in front of the James Cohan Gallery in Chinatown. (WNV/Louis Chan)
......... В 2017 году Кунстхалле Гамбург представил своё видение темы ожидания в проекте «WAITING. Between Power and Possibility» , в котором приняли участие более 23 современных художников, исследовавших антагонизм потребности мгновенного удовлетворения и необходимости ждать. Художники представили ожидание как отражение социального положения и статуса, благодаря которому, в зависимости от количества денег, потребность в ожидании уменьшается либо полностью исчезает, в противовес, бедным слоям общества, не говоря уже об иммигрантах, которым годами приходится ждать получения временного статуса резидента. В 2018 году в Тейт Модерн прошла выставка «In Limbo» ( В подвешенном состоянии), куратором который выступил художник Яцек Людвиг Скарсо, где каждому гостю предлагалось поучаствовать в процессе ожидания и подумать на тему, что ожидание значит именно для него. В программу входили организованные дискуссии «чаты ожидания» с экспертами. Во всех трех примерах экспозиция была выполнена в виде реальных залов ожидания, где сама тема являлась не столько целью, а предлогом поговорить о более сущностных вещах.
Exhibition view: «In Limbo» led by Jacek Ludwig Scarso (Tate Modern , London), 2018
......... Гегель в «Лекциях по истории философии» говорит о явлении не как о чем-то лишенном сущности, а как о проявлении сущности. Переводя данную концепцию, можно говорить об ожидании как о явлении различных сущностей: политических — в случае с Омер Фастом и проектом связанным с джентрификацией , социальных — говоря о Кунстхалле Гамбург в вопросе о неравном положение мигрантов и дискриминации , исторических — у Юзефа Робаковский с документацией изменений в политической и социальной среде , межличностных — в перформативных практиках Екатерины Шелгановой посредством внутреннего диалога, правовых — в проекте Я.ЕДа и серии работ Юлии Косульниковой.
......... В сегодняшнем российском контексте тема ожидания вновь набирает свою актуальность, в связи с ситуацией политического застоя, когда время правления Путина приближается ко времени правления Брежнева. В таком ключе фрустрация от ожидания очевидна, примером этого служит выставка Марии Сарычевой «Примерное время ожидания», экзистенциальное переживание которой ставится во главу угла, сдерживая тем самым высказывания художников, работы которых, расширяя диалектическое поле вопроса, выходят за рамки заданной тематики. Позиция куратора герметически закупоривает потенциал работ, не давая воспользоваться возникшим прерыванием/зазором как потенциалом к действию/сдвигу, переводя тем самым их самих в режим ожидания.
Примечания:

1 Полина Никитина, Бермет Борубаева (2019) Активистский комикс «Я. Еда»// Запись в VK: 26 июня 2019 в 0:56. Доступно по ссылке.

2 Проект «Широта и Долгота» (2019)// Сайт Широта и Долгота. Доступно по ссылке.

3 Монастырский А. (1983) Перегоны и стоянки// Сайт Сергей Летов. Доступно по ссылке.

4 Isabella Zamboni (2017) Omer Fast "Talking Is Not Always the Solution" at Berliner Festspiele [Review]// Mousse Magazine. Доступно по ссылке.

5 James Cohan Gallery (2017) [Press Pelease] // Сайт James Cohan. Доступно по ссылке.