17.1. Анастасия Дмитриевская. Выставка и ее заграницы. К вопросу о полезности рецензий

#WinzavodReview

Ольга Ярутина «Эссе о свинье», 2019, галерея Файн арт. Фото: Анастасия Хаустова
......... С 5 марта по 5 апреля 2019 года в галерее «Файн арт» проходила выставка «Эссе о свинье» художницы Ольги Ярутиной. Судя по тому, что поисковик не обнаруживает никаких упоминаний об Ольге Ярутиной как художнице, эта персональная выставка является для автора либо дебютной, либо ранее художница работала под псевдонимом.
......... По периметру галерейных стен висели живопись, оракалы с толкованиями и одно зеркало в таком же багете, как и живопись. В центре экспозиции стояла карикатурная скульптура свиньи из фанеры. Образ и буква плотно стыковались — каждая живописная работа сопровождалась двумя текстами авторства Раисы Кривич и Елизаветы Журовой, держащими в узде интерпретативные ходы. Вторя друг другу, они говорят о пороках консьюмеризма, желании, сформированном рекламными потоками, о его неподлинности, о фетишизме, переходят на локальную ситуацию и продолжают о сговоре верховной власти и олигархии, о бесправии народа, о привилегиях, передающихся по наследству вместе с заводами, о западнопоклонничестве, о нуворишах 1990-х, невежестве, грубости, эзотеризме и т. д. Центральный для выставки образ свиньи, варьируясь от картины к картине, стилистически цитировал детские книжки, календарную иконографию, популярные игры, дизайн интерфейсов и посуды. Все изображения выполнены в духе аллегорических карикатур — каждый образ животного, выполненный в опознаваемом и работающем как референция стиле, окружен предметами-символами; все это спрессованное вместе составляет галерею проблем (пороков?) российской современности. Зеркало, висящее в такой же золотой раме и на той же высоте, что и картины, отражает зрителей.
......... Мне кажется важным сосредоточиться на этой выставке и отказаться от мысли, которая однозначно дискредитирует подобный художественный продукт или же помещает его в рамку, изолирующую от более широких контекстов. Эта экспозиция завязывает несколько узлов, содержанием которых являются отношения: выставки и галереи, выставки и Винзавода как центра современного искусства, выставки и современного искусства. Это отношения разного масштаба, но каждое из них представляется достаточно проблематичным, чтобы о нем поговорить и выяснить значение открывшейся выставки, не делая ее центром рассуждения, но лишь поводом, бумажкой, меняющей цвет, источником беспокойных вопросов.
......... Отношение 1: выставка «Эссе о свинье» и галерея «Файн арт». Отражение.
......... В нескольких интервью куратор галереи «Файн арт» произносит формулу: «Мы строили башню из слоновой кости»[1]. «Мы» — директор и основательница одной из старейших независимых галерей в России, Марина Образцова, и куратор «Файн арта», Ирина Филатова. Интересно, что галерея была основана в 1992 году, и примерно сразу же основатели обрели консенсус вокруг концепции «башни». Ее стены должны были удерживать натиск «политических спекуляций» , которые не оставляли свободным от себя и клочка земли. Выставка «Эссе о свинье» любопытно накладывается на концепцию галереи как башни из слоновой кости. Помня об этой установке, мы можем увидеть метаморфозы башни и ее функций с течением времени и с изменением политической обстановки. Но, что особенно интересно, мы получаем возможность проследить метаморфозы аполитичности в политике одной из российских галерей.
......... Отношение 2: выставка «Эссе о свинье» и центр современного искусства «Винзавод». Соседство.
......... Оставляю это просто как список вдохновляющих вопросов. Не подрывает ли открытие в одной галерее открытие в другой? Как выставки деконтекстуализируют друг друга на вечере вернисажей? Пространство коммерческой галереи — герметичный контейнер? Должны ли коммерческие галереи согласовывать друг с другом свою выставочную программу, чтобы защитить смысловое поле своей выставки? А важно ли вообще для галерей смысловое поле, которое создает выставка?
......... Отношение 3: выставка «Эссе о свинье» и современное искусство. Сходство.
......... Резонансность выставки вовсе не в том, что пробито еще одно дно, а в том, что помимо морализаторских карикатур на пороки современности, эта экспозиция сама является непредумышленной карикатурой (с известной степенью грубости, это понятно) на коды, принципы и функционирование современного искусства. Недовольный обличающий дискурс, добавляющий аргументов живописному образу; критика эффектов капиталистического устройства; сосредоточенность на локальных российских контекстах; ироничное использование изобразительных кодов, взятых из массовой культуры — эти элементарные языковые единицы часто присутствуют в работах современных художников. Фактом своего существования эта выставка проблематизирует критичность современного искусства, непредумышленно выставляя ее как жанровую метку или риторический прием, не добавляющий ни знания, ни понимания ситуации, которая критикуется, и не способный ее изменить. В результате художественная работа оказывается ничем, кроме брюзжания, которое может быть легко демонтировано.
Примечания:

1 Петропавловская К. Интервью с директором галереи Файн Арт Мариной Образцовой и куратором Ириной Филатовой: «Мы строим башню из слоновой кости» // Syg.ma, 11 декабря 2015, доступно по ссылке.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных