Примечания: 1 Лаборатории художественной критики — совместный образовательный проект Фонда поддержки современного искусства Винзавод и института «База» (ректором и основателем которого является Анатолий Осмоловский). Деятельность Лаборатории художественной критики направлена на поддержку и развитие художественной критики.
2 «Термит» — бюллетень издающийся в рамках Лаборатории художественной критики.
3 Перед публикацией на сайте Лаборатории художественной критики, данный текст обсуждался публично в рамках лаборатории, в присутствии самого художника, преподавателей и студентов. На мой взгляд, вопрос о выборе медиума и использовании страниц первого номера журнала для репрезентации данной работы остается открытым. Бумага, карандаш и масляная пастель в их сочетании является художественной технологией прошлого, которая непосредственно связана с базисами модернизма. Хорошим контр-примером данной работы являются, например, «Хлеба» А. Осмоловского, которые формально и содержательно отсылают к иконе, но на уровне технологических решений данная серия относится безусловно к передовым — цифровая резка; более того сам автор утверждает, что данная серия не может быть воспроизведена старыми средствами производства, ввиду своей сложности. В работе «Скрепно-сигнальная война», как мы увидим ниже, старыми выразительными средствами изображена актуальная политическая проблематика. Стоит также отметить, что рамка данного актуального высказывания широка и абстрактна.
4 «Удерживать-вместе» — концепт, предложенный философом Йоэлем Регевым, свойство совпадения. В рамках своей философской теории Регев предлагает делать ставку именно на совпадения.
5 «Вербальное» — один из врагов Юрия Савельевича Злотникова. Вот, например, строчка из его письма в редакцию «Художественного журнала»: «...и вместе с тем вербальное захлестнуло культуру в ущерб (вплоть до атрофии) визуальному видению» — цит. по
Ельшевская Г. Юрий Злотников в орбите своих «Сигналов» //
Художественный журнал, №10 1996, доступно по
ссылке 6
Чехонадских М. Анатолий Осмоловский: «К искусству я отношусь как к революционной машине» //
Osmopolis, доступно по
ссылке 7 Запись от 16 января 2017 на личной странице
Facebook Анатолия Осмоловского, доступно по
ссылке 8 «Текучая современность» — концепт, введенный философом и социолог Зигмунтом Бауманом, используется для описания современного мира постмодерна, в котором все выстроено на хрупких связях и податливости формы, в противовес твердости и закрепленности модерна — см.
Бауман З. Текучая современность. — СПб.: Питер, 2008. Сам Осмоловский в тексте «Нецезиудик (Последний манифест)» в качестве иллюстрации битвы этих двух эпох использует фильм Джеймса Камерона «Терминатор 2: Судный день» (США, 1991 год), где на протяжении всей ленты сражаются жидкий терминатор T-1000 и твердая модель Т-800 — см. журнал «Радек» №1, 1994.
9 В своем тексте «Заметки к возвращению репрезентации в европейской живописи. Фигуры власти, шифры регрессии» Бенджамин Бухло демонстрирует то, как экспрессивное в эпоху позднего капитализма коллапсирует в фашизм — см. Бюллетень художественной критики «Термит» № 2-19. — М.: Издательство «База», 2019.