Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных
24.1...Алек Петук. Прерванная революция: рецензия на графическую серию Анатолия Осмоловского «Скрепно-сигнальная война» в первом номере бюллетеня «Термит»
Редакторка: Анастасия Хаустова
......... В своей рецензии художник Алек Петук расшифровывает революционизирующие и либеральные смыслы работы «Скрепно-сигнальной войны» Анатолия Осмоловского, размышляя о том, как победить ровное холодное серое.
«а война.., война не меняется»
Fallout, мультиплатформенная игра, франшиза
«...война интереснее мирной жизни»
Йоэль Регев, философ-каббалист
Анатолий Осмоловский «Скрепы ослабевают. Возникает демонстрационное поле», 2018, бюллетень «Термит». Предоставлено художником.
......... Серия Анатолия Осмоловского «Скрепно-сигнальная война», выполненная в специфическом жанре «история», была опубликована в первом номере бюллетеня Лаборатории художественной критики [1] «Термит» [2]. Номер посвящен понятию «художественная критика», но представленный проект художника, по замыслу составителей, находится в полной автономии от опубликованных текстов.
......... Серия это шесть графических листов с абстрактными, на первый взгляд, изображениями. Художник использовал графитный карандаш и масляную пастель двух цветов, синего и красного. Листы следует просматривать в определенном порядке, в логике нумерации журнала [3]. Зритель начинает с диахромного изображения скреп, помещенных в углы листа, далее следует четыре красно-синих листа и шестой, заключительный, на котором диахромные скрепы сгущены к центру.
......... Форма скреп не случайна, она совпадает с багратионовыми флешами — реально существовавшими фортификационными сооружениями, построенными силами армии российской империи во время Бородинской битвы в 1812 году. Сами флеши представляли собой стены и рвы, за которыми располагались пушки и солдаты. Форма каждого флеша воспроизведена по схемам военных действий битвы. Цветная часть серии — это живая сила противников, схематичное изображение военных соединений на тактических картах, солдаты двух империй XIX века.
Анатолий Осмоловский «Сигналы демонстрируют себя: раз!», «Сигналы демонстрируют себя: два!», «Сигналы демонстрируют себя: три!», 2018, бюллетень «Термит». Предоставлено художником.
......... Формально серия является оммажем художнику Юрию Савельевичу Злотникову, его ранней серии «Сигналы» (1956 — 1957 г.г.), которая определила всю последующую работу этого автора. Злотников вместе с художником-шестидесятником Владимиром Львовичем Слепяном создавал альтернативу для официального и андеграундного искусств того времени. Для самого Осмоловского тема войны внутри и между художественными сообществами является важной для построения собственной линии искусства, которая в 90-ые выходила из критики и острой борьбы с художниками московского концептуализма. Внутри оммажа существует и критическая линия, Осмоловский вводит в строгую научную и минималистичную систему Злотникова нового актора — скрепу-флеш. В этом нетрудно уловить определенную связь с установившимся сегодня политическим режимом с бесконечно восторженным победобесием и борьбой за духовные скрепы. За сигнальной нейтральностью абстракции всегда есть война, которую игнорирует Злотников, апеллируя к базовым физиологическим внеиндивидульным и объективным импульсам, но на которую прямо указывает Осмоловский.
Юрий Злотников из серии «Сигнальная система», 1957 — 1962, бумага, гуашь, темпера.
......... Содержательно работа «Скрепно-сигнальная война» иллюстрирует и «удерживает-вместе» [4] три исторических конфликта: между свободной и геометрической абстракциями внутри автономии искусства; конфликт живого и неживого, а точнее человеческого и нечеловеческого (скрепы-флеши и солдаты); и войну Французской и Российской империй. Конфликт двух школ абстракции был снят с конца шестидесятых годов американским художником, основателем концептуализма, Джозефом Кошутом, который совершил лингвистический переворот в искусстве, указыв на знаковую и вербальную [5] природу произведения в тексте «Искусство после философии». Человеческое и нечеловеческое тоже прекратило свою битву в проектах философов спекулятивного реализма. Наиболее интересен третий конфликт — имперский, углубляясь в который можно раскрыть революционизирующую интесивность «Скрепно-сигнальной войны».
Анатолий Осмоловский «Последняя демонстрация сигналов», 2018, бюллетень «Термит». Предоставлено художником.
......... Французский философ Ален Бадью замечает, что методами исторического авангарда были два подхода: разрушение и вычитание. В войне скреп и сигналов, в части живой красно-синей силы, вычитанию подверглись тактические стрелки, указывающие направление атак вооруженных соединений. На пастельных листах изображено красно-сине-белое множество со своими подмножествами. Эти три цвета могут быть отнесены к национальным цветам обеих империй. Жест художника по вычитанию стрелок является тем жестом, который приводит к переведению империалистической войны в гражданскую. Есть массы линий, цветов и контуров, которые собрались в одном месте, чтобы решить определенные исторические задачи, но эти массы не разделены по государственной принадлежности, их цвета общие.
Анатолий Осмоловский «Скрепы закрывают демонстрационное поле», 2018, бюллетень «Термит». Предоставлено художником.
......... Серия может быть прочитана и с либеральных позиций, хотя сам Осмоловский в своем интервью философке Марии Чехонадских утверждает следующее: «К искусству я отношусь как к революционной машине» [6]. Для художника важны исторические истины, выработанные искусством, в том числе поп-артистская нейтральность Уорхола: мы не можем никогда до конца понять, является ли Уорхол критиком общества потребления или активным агентом рыночных протоколов и капиталистических наслаждений, мы видим только изображение банки супа в раме. В одном из своих постов в Фейсбуке Осмоловский указывает на то, что актуальным для сегодняшней ситуации художественным стилем является импрессионизм [7]. Этой мысли о неровных контурах и линиях, находящихся вне фокуса и твердости, была посвящена последняя на сегодняшний день выставка Осмоловского «Мягкая грань» в музее Сидура (совместно с Александром Голынским). Художник упаковывал модернистские скульптуры Вадима Абрамовича Сидура в мягкие брезентовые чехлы, не в первый раз трансформируя довоенную твердость в текучесть [8] послевоенного, подтверждая таким образом статус кво. В «Скрепно-сигнальной войне» эта диалектика демонстрируется наглядно. Ровные холодные серые скрепы расходятся, чтобы дать место свободе экспрессии [9] и друговости. Мы видим войну свободных искусств и открытое выражение политических позиций. Но на последних страницах бюллетеня скрепы вновь смыкаются, занимая позиции согласно историческому факту (на последней странице флеши размещены исходя из реального их расположения на военных картах). Художник указывает нам на свой пессимизм относительно сегодняшней ситуации. Нам же остается надеяться на работу критики.
Примечания:

1 Лаборатории художественной критики — совместный образовательный проект Фонда поддержки современного искусства Винзавод и института «База» (ректором и основателем которого является Анатолий Осмоловский). Деятельность Лаборатории художественной критики направлена на поддержку и развитие художественной критики.

2 «Термит» — бюллетень издающийся в рамках Лаборатории художественной критики.

3 Перед публикацией на сайте Лаборатории художественной критики, данный текст обсуждался публично в рамках лаборатории, в присутствии самого художника, преподавателей и студентов. На мой взгляд, вопрос о выборе медиума и использовании страниц первого номера журнала для репрезентации данной работы остается открытым. Бумага, карандаш и масляная пастель в их сочетании является художественной технологией прошлого, которая непосредственно связана с базисами модернизма. Хорошим контр-примером данной работы являются, например, «Хлеба» А. Осмоловского, которые формально и содержательно отсылают к иконе, но на уровне технологических решений данная серия относится безусловно к передовым — цифровая резка; более того сам автор утверждает, что данная серия не может быть воспроизведена старыми средствами производства, ввиду своей сложности. В работе «Скрепно-сигнальная война», как мы увидим ниже, старыми выразительными средствами изображена актуальная политическая проблематика. Стоит также отметить, что рамка данного актуального высказывания широка и абстрактна.

4 «Удерживать-вместе» — концепт, предложенный философом Йоэлем Регевым, свойство совпадения. В рамках своей философской теории Регев предлагает делать ставку именно на совпадения.

5 «Вербальное» — один из врагов Юрия Савельевича Злотникова. Вот, например, строчка из его письма в редакцию «Художественного журнала»: «...и вместе с тем вербальное захлестнуло культуру в ущерб (вплоть до атрофии) визуальному видению» — цит. по Ельшевская Г. Юрий Злотников в орбите своих «Сигналов» // Художественный журнал, №10 1996, доступно по ссылке

6 Чехонадских М. Анатолий Осмоловский: «К искусству я отношусь как к революционной машине» // Osmopolis, доступно по ссылке

7 Запись от 16 января 2017 на личной странице Facebook Анатолия Осмоловского, доступно по ссылке

8 «Текучая современность» — концепт, введенный философом и социолог Зигмунтом Бауманом, используется для описания современного мира постмодерна, в котором все выстроено на хрупких связях и податливости формы, в противовес твердости и закрепленности модерна — см. Бауман З. Текучая современность. — СПб.: Питер, 2008. Сам Осмоловский в тексте «Нецезиудик (Последний манифест)» в качестве иллюстрации битвы этих двух эпох использует фильм Джеймса Камерона «Терминатор 2: Судный день» (США, 1991 год), где на протяжении всей ленты сражаются жидкий терминатор T-1000 и твердая модель Т-800 — см. журнал «Радек» №1, 1994.

9 В своем тексте «Заметки к возвращению репрезентации в европейской живописи. Фигуры власти, шифры регрессии» Бенджамин Бухло демонстрирует то, как экспрессивное в эпоху позднего капитализма коллапсирует в фашизм — см. Бюллетень художественной критики «Термит» № 2-19. — М.: Издательство «База», 2019.

......... Текст впервые опубликован в печатном каталоге к выставке «После Злотникова». Выставка проходила в галерее «Пальто» на открытии ярмарки Сosmoscow, 6 сентября 2019 года.
......... Автор благодарит за помощь при написании данного текста Анатолия Осмоловского, Егора Софронова, Бориса Клюшникова, Анастасию Хаустову, Александра Петрелли, Леру Конанчук и Викторию Чернявскую.