8.1..Вероника Циноева. Хроники из Дагестана в исполнении студентов ГИТИСа
........«Все приемлю я, что будет, с Дагестаном в голове».
........Расул Гамзатов


.........«Арт-Кавказ. С Дагестаном в голове» — сборник путевых впечатлений студентов ГИТИСа, отправивших впервые в путешествие по Северному Кавказу под кураторством художницы Таус Махачевой и искусствоведа Дмитрия Буткевича. Результат представили в ноябре в столичной галерее «Граунд Песчаная».
.........«Они были как чистая доска — с нулевым знанием «предмета» или с представлениями о нем из числа тех, которые диктует так называемое общественное мнение. И вот наблюдать, как они воспринимают культуру совершенно незнакомого им места, жестко структурированного, с четкими общественными традициями и очень яркого, было безумно интересно» — рассказал на открытии Буткевич, сопровождавший группу на протяжении всего путешествия по Северному Кавказу.
.........Более 20 инсталляций и перформансов показывают другую культуру, без стереотипов. Все, что запомнилось, сформировало мнение, дало понимание культуры, непохожей на все привычное — в одной выставке и сотне детале
й.
.........Первое, что бросается в глаза — расчерченный скотчем пол, рисунок на котором изображает горный рельеф Дагестана в сочетании со знаками на городском асфальте — маршрут, соединивший два разных мира. В центре зала — кресло, стол и компьютер с открытой страницей социальной сети вымышленного персонажа Абдуллы. Виртуальный дневник придуман студенткой Анной Иткиной, которая не только создала персонажа «с нуля», но и сама перевоплотилась в него на несколько дней в Москве и в Махачкале. Перевоплощение как попытка понять, что скрывается за распространенным представлением о жителе Дагестана.
.........Студент Григорий Рахмилович увез из Дагестана мужественность, позаимствованную у местных девушек. При помощи профессионального постижера и волос четырнадцати жительниц республики он собрал себе бороду. Весь процесс и сам итог отразился в видео-инсталляции, скульптуре и кадрах, сделанных на границе Грузии, Ингушетии и Осетии.
.........В экспозиции представлены два фильма о дагестанской молодежи 50-х годов и жизни горного села Гуниб, где главные герои — это слепленные местными жителями фигурки из пластилина. Видео сопровождает рассказ о планах жителей на ближайшее будущее, совершенно обыкновенных и чрезвычайно трогательных в своей простоте одновременно.

.........О том, как можно «влиться» в незнакомую культуру, в своем перформансе показала Анна Гребенникова, заявившись на дагестанскую свадьбу и попытавшись воспроизвести лезгинку, традиционный народный танец, балансируя на пустой бутылке. Реакции представителей той самой культуры ждать пришлось недолго — гости поддержали девушку овациями, подхватив танец.
.........На вопрос «как себя чувствуешь с самым распространенным на Северном Кавказе именем» ответили в коротких интервью о своей жизни герои фильма «В поисках Маги» студентки Ольги Сизой.
.........Вымышленный герой Абдулла, автопортреты жителей Дагестана, прогулка «вслепую» по улицам Махачкалы — на некоторое время галерея «Граунд Песчаная» переносится в другую страну, которая сегодня требует большего изучения, не только в рамках учебного проекта студентов из ГИТИСа.

Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных