9.1...Светлана Мартынова. Осень, осень, лес остыл, а рижская биеннале RIBOCA только лучше стала
.......... Рижская биеннале стала, если не главным, то определенно ключевым событием на международной арт-арене. Что происходило в Риге полгода и как осень повлияла на восприятие искусства в заброшенной фабрике, квартире и пустующем университете.
..........Художники RIBOCA размышляют на тему, ускорения мира, что происходит сейчас и, что может произойти с нами в будущем, когда теряется осознание происходящего с нами. Биеннале началась 2 июня 2018 и продлилась до поздней осени (до 28 октября). В октябре атмосфера в городе меняется. Я была в Риге в июле, всего несколько часов, но на улицах было заметно больше туристов, в октябре в период, когда воздух становится разреженным и тем жизни города замедляется, одна из основных тем биеннале – высокая скорость жизни – прочувствовалась наиболее мощно.
..........RIBOCA представлена одновременно на 8 площадках. Одна в Юрмале, остальные в Риге. Во всех помещениях было прохладнее чем на улице. Если летом прохладные выставочные залы спасают от летней духоты, то осенью обращает внимание, что все здания проекта заброшены, и эта мысль держит зрителя, прекрасно согласовываясь с общей идеей о быстротечности времени и постоянных изменениях.

«Факультет»
.........Знакомство с биеннале начиналось с биологического факультета Рижского университета. Здание построено в 1898 году — с анфиладными лабораториями, обитыми деревом библиотеками и сохранившимися тремя музеями — зоологии, химии и ботаники. Пару лет назад за партами сидели студенты, сегодня, а именно в рамках выставки, факультетские этажи, кабинеты и лектории отданы художникам.
.........Выставка посвящена исследованию научных и технологических изменений мира, вопросам прогресса и прорывам в науке: тем самым образуется связь между прошлым, когда науку здесь изучали студенты, и теми проектами, что представили художники сегодня.
.........Один из авторов экспозиции Николас Навридис (Греция) работал в бывшей библиотеке университета и вернул в нее самое важное – книги. В новой инсталляции All of old. Nothing else ever... (Все это уже было. Никогда ничего другого… 2018). Но закрепил их корешками так, чтобы страницы распахивались перед зрителем и в старые книги издания захотелось заглянуть вновь. Художник использовал для своей инсталляции старые списанные издания из бывшей библиотеки закрытого биофака. И рассматривает пять месяцев проходящего биеннале как временное помилование для этих списанных книг. Все это время их будут если не читать, то хотя бы пролистывать.

Николас Навридис. All of old. Nothing else ever... (Все это уже было. Никогда ничего другого… 2018)
..........Одним из выставочного пространство стала Квартира Кристапа Морберга, бывшее жилище крупного латвийского мецената. Квартира пережила немало исторических и политических трансформаций. В ней сохранились потолочные орнаменты и витражи, но общий вид испорчен советским линолеумом на ступеньках и другими безвкусными ремонтными работами следующих владельцев, все, конечно, находится в удручающем виде, но тема этой площадки идеальная рифмуется — история, политика, культура и время.
Квартиры Кристапа Морберга
Витражи и орнаменты на потолке Квартиры Кристапа Морберга
......... Одно из основных произведений в этой квартире - «Архив цветочной власти» художников из России Анны Титовы и Станислава Шурипа («Агентство сингулярных исследований»). Они придумали и создали архив про секретную организацию, которая работала в Советском Союзе и пользовалась шифром на основе изображений цветов. Может показаться, что именно в такой квартире тайно могли собираться советские шпионы и именно здесь был обнаружен этот тайник.
«Архив цветочной власти», Анна Титова и Станислав Шурипа
........Следующие локации биеннале: Бывшая текстильная фабрика «Большевичка» и центр KIM.
........До Второй мировой войны она производила обувь из кожи американского бизона, потом стала госпиталем на время Второй мировой войны, а после здесь открылись ткацкие цеха. Сейчас это мастерская художника, а, возможно, и группы художников.
........Не все заброшенные пространства пустовали до биеннале: там, где раньше располагалась знаменитая фабрика Laima, теперь — центр современного искусства KIM, квартал искусства, технологий и бизнеса. В основном здании все работы посвящены скорости изменению мира, показаны кабели, по которым распространяется интернет с глубин океана, и сигналы, которые нам посылают из космоса спутники. Есть и видео-арт «Прогресс vs регресс» фильм Мелани Бонайо сталкивает лицом к лицу два поколения — нынешних подростков и пожилых людей за 70 (и те и другие называют друг друга «они»). Старушки рассказывают, что раньше казалось сказкой, а теперь реальность, как они пережили технический прогресс XX века: появление поездов и телефонов, бытовые предметы, как фен или тостер..
........Одна из самых необычных работ в экспозиции - неповторимый аттракцион смерти Euthanasia Coaster (Эвтоназийные горки, 2010), Юлионаса Урбоноса (Литва). По замыслу автора, это лучший способ убить себя. Аттракцион по типу «Американских горок» для самоубийц должен обеспечить всем желающим приятную, веселую эйфорическую смерть. Сначала человек испытает эйфорию и возбуждение, затем ему откажет периферийное зрение, потом он потеряет сознание и, наконец, умрет. Круто?

Euthanasia Coaster (Эвтоназийные горки, 2010), Юлионас Урбонас
........На улице находится важная для понимания контекста фото-инсталляция Эрика Кесселс «Цепь свободы» (Нидерланды), символический акт памяти демонстрации 23 августа 1989 года «Балтийский Путь», когда два миллиона человек взялись за руки и живая цепь протянулась через все страны Балтики. «Балтийский путь» стал самым масштабным мирным протестом в Советском Союзе. Этой акцией жители прибалтийских республик показали желание и намерение выйти из состава СССР.
«Балтийский Путь»
..........Всего биеннале представила 125 работ, 65 из них были созданы специально для биеннале, они основывались на впечатлениях художника от города и поэтому так идеально встроены в каждое место. Так Рига стала неотъемлемой частью выставки. В погоне за яркими эмоциями и новыми впечатлениями часто не получается прочувствовать главное, именно на рижской биеннале возникает непреодолимое желание остановиться и задуматься о важности того, что происходит в настоящем – здесь и сейчас.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных