30.5.2018
Круглый стол: Сююмбике Давлет-Кильдеева, Антон Котенев, Андрей Паршиков, Александр Пиперски, Мария Семендяева
30.5.2018
Круглый стол: Сююмбике Давлет-Кильдеева, Антон Котенев, Андрей Паршиков, Александр Пиперски, Мария Семендяева
.........Важная расшифровка круглого стола про экспертность
в журналистики от 24 марта 2018 года, состоявшегося в преддверии запуска первой Лаборатории журналистики. С особой циничностью обсудили реалии российский СМИ специалист по социальным сетям Сююмбике Давлет-Кильдеева, редактор отдела культуры интернет-издания Daily Storm Антон Котенев, куратор V-A-C LIVE и куратор Открытых студий Винзавода Андрей Паршиков, к.ф.н., доцент РГГУ, лауреат премии «Просветитель»-2017 и автор книги «Конструирование языков. От эсперанто до дотракийского» Александр Пиперски, искусствовед, критик и руководитель видео-проекта Romb Мария Семендяева.
.........Расшифровка круглого стола 24 марта «Экспертность
в журналистике: кто-нибудь проверял?»


.........Участники:
.........Сююмбике Давлет-Кильдеева — специалист по социальным сетям.
..........Антон Котенев — редактор отдела культуры интернет-издания Daily Storm.
..........Андрей Паршиков — художественный критик, куратор V-A-C LIVE, куратор Открытых студий Винзавода, преподаватель ИПСИ.
..........Александр Пиперски — кандидат филологических наук, доцент РГГУ, лауреат премии «Просветитель»-2017 в номинации «Гуманитарные науки», автор книги «Конструирование языков.
От эсперанто до дотракийского».

..........
Мария Семендяева — искусствовед, критик, начинала как корреспондент отдела культуры Коммерсанта, работала в Афише, The Art Newspaper Russia, сотрудничала с галереей Риджина, телеканалом 24_DOC, в данный момент возглавляет видео-проект Romb.
..........Ирина Саминская — руководитель проекта «Лаборатория журналистики» ЦСИ Винзавод.

..........Текст
..........Ирина Саминская : Мы делаем круглый стол «Экспертность
в журналистике: кто-нибудь проверял?» не случайно. Я сделаю небольшое интро, потом представлю всех спикеров. В марте был опубликован материал в одной известной арт-газете о Нэн Голдин — легендарная американская художница, которая высказалась против отдельных аспектов деятельности фармацевтических компаний. В материале, опубликованном в газете, информация практически 100% не соответствовали тому оригиналу, который был опубликован в англоязычных источниках. И вот тогда я и Андрей Паршиков задумались, насколько необходимо проверять источник информации сегодня, когда гораздо важнее передать смысл, настроение или свои взгляды и свою позицию. Александр, в вашей книге собрана информация об огромном количестве языков, включая даже «Игры Престолов» и «Властелин колец», которые создаются для того, чтобы донести определенную идею. Что собой представляет современный медиа-язык?

..........
Александр Пиперский : Язык современных медиа сегодня очень интересен лингвисту, так как это не один, а множество языков, которые соприкасаются между собой и взаимодействуют, довольно сильно различаются, конфликтуют. К примеру, если вы читаете Wonderzine и смотрите Первый канал, то быстро заметите различие в лексике и абсолютно не похожую друг на друга грамматика. Возникает непростой вопрос: как языки взаимодействует между собой, как голоса подстраиваются друг под друга. И вопрос про экспертность: как информация становится официальной, как происходит проверка фактов и какое место они занимают в журналистике. Здесь я могу выступить в другой роли, не лингвиста-исследователя, а в роли человека, телефон которого много есть у кого. Вот как это происходит, иду я по улице, никого не трогаю, раздается телефонный звонок, и мне говорят: «Здравствуйте, Александр! Не могли бы вы дать комментарий? Губернатор Ульяновской области запретил использовать слово брак». В 70% случаев, когда журналисты хотят экспертного мнения о языке, это безумная история. Я академический лингвист и круглосуточно не мониторю, что какой-то депутат сказал запретить, а узнаю об этом из таких звонков, что оказывает огромное влияние на меня. Экспертное мнение во многом конструируется журналистами.
..........Ирина Саминская: Антон, а вас такие сюжеты волнуют, как запрет слово «брак»?
..........Антон Котенев: Да, интересуют. Мы стараемся обрабатывать актуальную повестку в том числе и отбираем ту тему, которую можем раскрыть. Задача журналиста заниматься не рерайтом новостей, а найти новый поворот, то есть из одной новости сделать другую, которая потом, возможно, превратиться в третью.
..........Ирина Саминская: Как вы проверяете? Достаточно, что я сейчас озвучу условно факт? Вы раскрутите тему?

..........
Антон Котенев: Мы сами можем найти инсайд.
Но чаще необходимо креативить, подумать. Что касается фактчекинга, то не совсем понятно, в чем проблема. Конечно, надо проверять информацию, проверять источники, смотреть не только Википедию, возможно, смотреть англоязычную Википедию, справочники. Но не всегда хватает времени. Из серии хорошим быть хорошо, а плохим быть плохо. Фактчекинг, конечно, важно.

..........Ирина Саминская: Важен, но не важен, на самом деле. Правильно я понимаю?
..........Антон Котенев: Я считаю, это не главное. Если есть интерес
к теме, то можно проверить инфу в два клика. Конечно, ошибиться глупо, неприятно, стыдно, мы стараемся этого избегать. Но не из этого складывается добавленная стоимость текста. В тексте как минимум нет новых фактов, есть яркие цитаты.

..........Ирина Саминская: Я наблюдаю за разворачивающимся скандалом с печально известным депутатом и харассментом. Сим, практически твой тезка опубликовал свою историю с многочисленными подробностями. Мы же не можем ее проверить.
..........Сююмбике Давлет-Кильдеев: По большому счету, у меня никакой ответственности нет, это мой блог, пишу, что хочу. Но у меня есть желание писать объективно настолько, насколько возможно. Как раз в случае, о котором ты говоришь, я видела много репостов у журналистов. В чем здесь работа журналиста? Скопировал? Ну, молодец. Можно было с ним поговорить и сделать большой материал. У меня много друзей в области журналистики, и, например, на вечеринке кто-нибудь заявляет - привет, я психолог. Журналисты сразу реагируют - прекрасно, можно взять у тебя комментарий? И потом 10 лет ты видишь комментарий этого психолога. На этой вечеринке никто не просит показать диплом, не уточняет какой ты психолог, даже не просит сказать «что-нибудь как психолог». Звонят мне и спрашивают: ты знаешь экономистов? Допустим, знаю, мой бывший однокурсник, но я не понимаю, действительно ли он эксперт, но там все горит, срочно надо взять комментарий. Потом три года я вижу в СМИ, что он комментирует общественно важные события в области экономики. В случае с депутатом вопрос очень сенситивный, это всегда слово жертвы, доказательств, особенно со сроком давности, просто быть не может. И вопрос прост: ты веришь или не веришь.
..........Ирина Саминская: Маш, у вас на канале опубликовано видео про «Будку гласности» - это проект девяностых, на Манежной площади стояла Будка гласности, в которую мог зайти любой желающий и сказать все, что он думает о политике практически в прямом эфире по федеральному каналу. Пикали в основном мат. Конечно, это супер увлекательный сюжет. Я обратила внимание как вы сделали подводки: «а еще люди хотели, чтобы был мир во всем мире», «а еще они передавали приветы». Я вот думаю, эти подзаголовки формируют заново наше представление об этом проекте сегодня, когда о нем практически никто уже не помнит.
..........Мария Семендяева: Не надо забывать, что журналисты субъективны. Журналисты - это люди. Сегодня перестают верить институтам, люди верят людям. Про «Будку гласности» - мы встречались по работе с наблюдателями на выборах и от них узнали про «Будку гласности». Я полезла в Интернет, смотрю YouTube, и просто в шоке от того, насколько крутой проект. Как искренне высказывались люди, и мы решили это показать. Передача шла 3 года, путешествовала по разным городам. Это Twitter 93 года или Facebook, не было социальных сетей, и люди приходили, уверенные, что сейчас я расскажу и меня все услышат. Мне вспомнилось, что я работала в «Коммерсанте», и у меня был переломный момент. Я пришла работать корреспондентом в отдел культуры и не понимала, что делать, ждала, что меня научат. Я честно смотрела пресс-релизы Минкультуры, чтобы ничего не пропустить. В принципе у меня было несколько инфоповодов: кто-то умер, сменился министр и Минкультуры выпустил комментарий и это кто-нибудь заметил.
В те времена культура не была таким минным полем, мало всего….

..........Ирина Саминская: Как же группа «Война»? Процесс над выставкой «Осторожно, религия»….
..........Мария Семендяева : Этим занимался отдел Общество. На мое желание писать об этом всегда был ответ — Общество. Я сидела рядом с редактором, с Алексеем Тархановым, которого я очень уважаю, и он мне сказал: «Маш, если ты будешь так сидеть, и сидеть, и ждать, пока тебе кто-то что-то расскажет, то сидеть ты будешь еще долго». Я тогда ужасно обиделась, сидела и просто обижалась на него. Как так? Он мог сказать мне об этом, например, два года назад! И я бы уже была крутым журналистом. Но на самом деле это базовый навык - общение, потому что общение и есть поворот. Я долго занималась боксом, есть понятие - работать первым номером и вторым. Первый номер активен, ты идешь в атаку. Журналисты, по-хорошему, должны быть все время первым номером, идти и добиваться. Но есть разрыв между журналистикой и журналистикой в культуре, что неправильно. Все проблемы, которые мы наблюдаем в обществе, взаимосвязаны. И например, когда ты пишешь про Министерство культуры, то по-хорошему тебя касаются все, и церковные реституции, и выборы. Вот ограничение в журналистике зоны ответственности — опасно. Ты журналист и если тебя ничего не волнует — не будь журналистом. Ты не микрофон на ножках. Если превращаешься в микрофон на ножках, задай вопрос: что я здесь делаю? Реально есть очень много профессий. Я честно несколько раз пыталась уйти из журналистики, потому что я понимала насколько мне становиться трудно. Пока не получается, но я стараюсь.
..........
Андрей Паршиков: У меня, к сожалению, тоже есть мнение по этому поводу. Во-первых, меня ужасно бесит то, что культурная журналистика имеет некую степень индульгенции перед обществом, у нас 2-3 газеты, которые пишут об искусстве, поэтому им все позволено. Мера безответственности в культурной журналистике меня ужасно раздражает. Я помню свой первый опыт, когда меня научили писать — это была статья в «Художественный журнал» и Екатерина Деготь отправляла ее мне обратно 10 (!) раз. До этого я писал никому не интересные, большие тексты, которые никто не читал. Даже я до сих пор не могу прочитать. Екатерина Юрьевна научила меня писать другие тексты. За каждое слово, которое было написано, я мог ответить. И мне кажется, прикрываясь красивым именем и лого, давать размашистые фразы, не подтвержденные ничем - совершенно неправильно.
..........
Александр Пиперский: В некоторых языках мира есть специальная грамматическая категория, которая выражает значение фактчекинга. Это когда на болгарском или македонском языке нельзя сказать «машина сбила пешехода». Ты должен вставить какой-то глагол «я видел, что машина сбила пешехода» (или мне сказали, я не вполне уверен). У нас в русском языке такого нет, он не стимулирует к так таковому фактчекингу. Я как человек из научной среды, понимаю, что фактчекинг ставится даже там, где факт в науке не оспаривается, но все надо прикреплять ссылками. Вот там нужно применять фактчекинг, и это видно в тех примерах, которые мы сегодня обсуждаем.
..........Ирина Саминская : Сим, а ты оказывалась в ситуации, когда ты делаешь вброс, и вдруг оказывается, что все не так.
..........
Сима: Как это бывает. Ты видишь какую-то новость, с которой очень тебя бомбит, высокий уровень эмоционального накала, быстро пишешь: «вот они уроды, ненавижу», сразу подтягиваются люди: «господи, какой кошмар». И вдруг в ленте появляется опровержение. Это то самое положение. Я всегда стараюсь писать: «ребята, дико извиняюсь, сама поверила не тому, все не так». Но это случай Facebook, в текстах в СМИ такого не было, я проверяю.
..........Антон Котенев: Про нас однажды сказали, что Daily Storm - нацистский ресурс. Информация явно была не проверена.
..........Ирина Саминская : Вас очень часто обвиняют в этом.
..........Антон Котенев : Я не знаю, меня пригласили на работу в это издание, когда оно уже было
..........Ирина Саминская : Но, наверное, у названия есть контекст.
..........Антон Котенев: Мы даже брали интервью у редактора Daily Storm, когда они перешли на российский домен. Но вот так получилось.
..........Ирина Саминская : Хорошо, а тем не менее оказывались в такой ситуации, когда дали материал и все не так?
..........Антон Котенев: Все не так? Ну буквально на днях, я посмотрел материал, увидел, что все не так, и он не вышел.
..........
Ирина Саминская : Смотрите, мое мнение — какая разница блог, Facebook или еще что-то, есть степень ответственности за ту информацию, которую ты публикуешь, и все что дальше с ней происходит, как она оборачивается, с каким она идет поворотом, лайком или дислайком, это не пиджак, который снял и забыл.
..........Андрей Паршиков: Я абсолютно согласен. Негативные посты как раз пишутся на тех ошибках, которые совершают журналисты либо критики, либо кто-то еще. Вот у меня с Аней Бралковой есть Telegram канал, мы публикуем переписки, скриншоты с Facebook , где вся неточность доведена до абсурда. Мне кажется, моя ответственность заключается в том, чтобы донести до культурных журналистов и до публики их общую сумму ответственности, потому что уже совсем распоясались.
..........
Сююмбике Давлет-Кильдеева: Давайте скажем
по другому — у нас огромная проблема с репутацией, в принципе. И сколько бы ты ни врал, ни ошибался, если ты пишешь хорошо и весело, тебя все равно кто-то будет читать, и неважно, что ты можешь облажаться по полной. Или в случае (?), она ничего не удалила.

..........Андрей Паршиков: Она пошла наоборот.
..........Сююмбике Давлет-Кильдеева: Она начала доказывать, что права.
..........Мария Семендяева: Проблема, что экспертом может стать любой желающий, в принципе любой в любой теме. Вот случай с Кристиной Потупчик, которая в середине 2000 годов была пресс-секретарем «Наших», сделавших много не классных вещей…
..........Ирина Саминская: Какой-то трэш, в общем.
..........
Мария Семендяева: Они пропагандировали язык ненависти, который тоже в какой-то момент захлебнулся. И Кристина Потупчик, потихонечку перекантовавшись на околоправительственных должностях, вдруг стала издателем интернет-портала, который называется Life Media.
..........Ирина Саминская : Так скажи, что не устраивает?
..........Мария Семендяева: Смысл в том, что она абсолютно не ассоциируется с тем, чем занималась в середине 2000-х годов. Вот она, как все, завела Telegram канал, она сначала там рассказывала про кино, домино, а потом за кого она будет голосовать. Реклама этого поста идет на другие каналы, и вот семнадцатилетние смотрят: классно, здорово, пишет о кино и заодно расскажет, за кого на выборах голосовать.
..........Ирина Саминская : А тебе не кажется, что если мы начинаем требовать репутацию, то открывается пространство для манипуляции, чем должна репутация подтверждаться?
..........Мария Семендяева: Репутация в любом случае важна в любом случае и в области журналистике — это наша область, надо установить какие-то границы. И окей, оставляет в покое бывших пресс-секретарей, меня беспокоит отсутствие внятных и понятных границ, в которых ты можешь быть приличным человеком.
..........Андрей Паршиков : Маш, у меня вот вопрос. Как ты считаешь, стоит запретить бывшим пресс-секретарям писать в Telegram, за кого идти голосовать или что? Просто понимаешь, это как надевать липовый лист Давиду в Пушкинском музее. Мне кажется, этот момент очень скользкий.
..........Мария Семендяева: В смысле? Ты же проходишь какие-то ступени, ты же состоишь в этой организации. Потом ты приходишь на административные должности. Грубо говоря — есть человек, а есть его должность. Ты долго подключен к ресурсу, погружаешься, появляется твоя репутация, авторитет и ты начинаешь им пользоваться. Как раз в этом, на мой взгляд, нестыковка - не честно, что твоя экспертность, ореол экспертности появляется только потому, что ты долго писал про культуру.
..........Антон Котенев : Не совсем понимаю претензию к Потупчик. Конечно, это ее огромная проблема, что она участвовала в этих проектах в середине 2000-х. И сейчас наоборот ее изо всех сил пытаются от этого дистанцироваться...
..........Сююмбике Давлет-Кильдеева : Я чувствую себя на собрании по поводу Потупчик, и на эту тему у меня мнение. Я определенно не считаю ее экспертом в области ничего, хотя это не так. Она занималась движением «Наши» и принимала участие в создании грандиозно неприятных мероприятий, вот в этом я ей доверяю - здесь она точно эксперт.
..........Паршиков: Не нужно считать юзеров идиотами. Они сами формируют себе контент. Поэтому если ему нравится читать посты Потупчик о кино, хотя я сильно сомневаюсь, что есть такие люди, то они сами себе это выбрали. Я очень рад, что сегодня каждый сам на себя берет ответственность, кому ему доверять.
..........Котенев: Я очень боюсь ошибиться и думаю всегда о том, что Андрей Паршиков прочитает материал и устроит мне такую же экзекуцию, как той женщине из Афиши про пиццу.
..........Мария Семендяева: Потому что у Андрея есть репутация, и она реально крутая. Самая большая беда — насколько просто распространяются фейки, и журналистам, которые делают на этом имя, зарабатывают этим на жизнь, все-таки нужно думать.
..........Ирина Саминская: Я поклонник фейковых новостей, для меня фейк как градусник с температурой, если она появляется, то это симптом. Про упомянутые Fog News (мы, кстати, их пытались позвать). Они начали с новости про Гергиева, было очевидно — фейк, но все начали постить со словами - даже если это фейк, это классная новость.
..........
Андрей Паршиков: Фейковые новости... Вообще
я придерживаюсь позиции, что, если мы об этом узнали, значит это существует. С этой позиции нет фейковых новостей.

..........Александр Пиперский: Пожалуй, что да, все постепенно сращивается, фейковые новости, как мы привыкли их воспринимать, вроде художественного произведения. Новость — это интерпретация, бывают более основанные на фактах или менее. «Капитанская дочка» Пушкина больше основана на фактах, чем «Властелин колец» Толкиена. Мне кажется, жесткой границы нет.
..........Сююмбике Давлет-Кильдеева: Граница есть. Опасно ее не видеть. Никто не понимает природу этих фейковых новостей, никто не понимает откуда они берутся. Они дальше распространяются, с погрешностью на перевод.
..........Антон Котенев: По-моему, нормальный жанр. И добавлю насчет экспертов — по-моему, не так сложно найти институты и авторитетных экспертов, найти их телефоны.
..........Мария Семендяева: Принимать все новости за шутки, в духе почему бы не посмеяться, позиция отношения к важным событиям немного со стороны. Вроде как от тебя ничего не зависит, и ты себя не включаешь и просто комментируешь. У нас есть несколько федеральных каналов, которые ровно этим и занимаются. Они форматируют, редактируют, дают оценки — хорошо или плохо. Фейковые новости кто-то продвигает, и за ними заказчики со своими целями. Все читают, смеются, а заказчик получает профит.
..........Ирина Саминская: Помнишь, в «Людях в черном» сотрудники загадочного, непонятно кому подчиняющегося ведомства, покупают желтую прессу, потому что там содержатся все источники, которые помогают понять, что происходит в этом мире. То есть за информацией всегда кто-то стоит.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных