26.6.2019
Роман Осминкин прочтет лекцию «Самоорганизация vs Институция: формы коллективности в эпоху постсоветской приватизации публичности»
10 июля, 19:30-21:30
ЦСИ Винзавод, Винтажный зал
26.6.2019
Роман Осминкин прочтет лекцию «Самоорганизация vs Институция: формы коллективности в эпоху постсоветской приватизации публичности»
10 июля, 19:30-21:30
ЦСИ Винзавод, Винтажный зал
.........Постcоветское культурное производство, казалось бы, более демократично и разнообразно по сравнению с идеологизированными советскими. Но по факту большинство учреждений — это бюджетные организации или прибыльно ориентированные кластеры. Первые проводят национал-патриотическое воспитание и существуют в режиме цензуры. Вторые заточены на коммерческую инструментализацию и существуют как бы вне политики.

.........Поворот современного искусства к общественной деятельности, особенно выявившийся в 1990-е годы во время реляционной эстетики, был развит в переходе к критике самих социальных процессов с помощью активизма. Сегодня это направление представлено формами коллаборативного, диалогического и интервенционистского искусства.

.........В России подобные микроутопии — низовые самоорганизованные коллективы. Они функционируют в основном на уровне «малых дел», но в последнее время их деятельность становится разнообразнее: урбанистические, экологические и феминистские движения, театральные кружки, самба-бенды, швейные кооперативы, уличные кухни для бездомных, детские и образовательные некоммерческие проекты, независимые дома культуры, активистские библиотеки и т. д.

.........В сегодняшних условиях, где поле для политического и свободного художественного высказывания предельно сужено и конфронтация с властью и капиталом приводит к маргинализации и даже криминализации, становится необходимой разработка альтернативных моделей коллективного художественного производства, способных стать полигонами децентрализации и лабораториями воспитания контрпублики. Лектор рассмотрит несколько примеров коллективных инициатив нового типа, по разному выстраивающих баланс между автономной самоорганизацией и сотрудничеством с крупными институтами.

.........После лекции пройдет обсуждение с участием Светланы Басковой, Константина Бохорова, Бориса Клюшникова, Анатолия Осмоловского и членов Лаборатории художественной критики. Модератор — Егор Софронов.


.........Роман Сергеевич Осминкин — теоретик искусства, поэт, перформер, медиахудожник, куратор. Закончил Российский институт истории искусств. Исследователь современного коллективного перформанса и художественного активизма. Член редколлегии журналов «Транслит» и портала Крапива. Соорганизатор перформанс-кооператива «Технопоэзия». Член Союза писателей Санкт-Петербурга с 2007 года. Преподает в Школе вовлеченного искусства Что делать. Публикации в журналах «Новое литературное обозрение», «Транслит», N+1 Magazine (Нью-Йорк), «Project Baltia», интернет-порталах ART1, aroundart.org, colta.ru, syg.ma, Крапива и др. Живет в Санкт-Петербурге.


.........Лаборатория художественной критики (совместно с институтом «База») — образовательная программа, поддерживаемая фондом Винзавод.
.........Лаборатория художественной критики нацелена на развитие эстетической критики. Программа включает в себя регулярные теоретические и практические занятия, а также публикации по искусству, критике и теории. Ведут лабораторию Светлана Баскова, Константин Бохоров, Борис Клюшников, Анатолий Осмоловский, Егор Софронов.Лаборатория ориентирована на практическое обучение. Для публикаций материалов участников создана сетевая публикация на labs.winzavod.ru/criticism.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных