23.8.2019
Лекция Людмилы Воропай «Теория арьергарда, часть 2: Критик как анестезиолог» состоится 19 сентября в Винтажном зале
23.8.2019
Лекция Людмилы Воропай «Теория арьергарда, часть 2: Критик как анестезиолог» состоится 19 сентября в Винтажном зале
......... Центр современного искусства Винзавод совместно с Гёте-институтом в Москве проведут осенний цикл лекций «Пломбированный вагон: потребительная стоимость письма об искусстве», посвященный теории художественной критики и ее состоянию сегодня.
......... Лекции пройдут в рамках проекта Винзавода и Института База «Лаборатория художественной критики», цель которого поддержка и развитие эстетической критической мысли в информационном пространстве.


......... С лекциями выступят три современных теоретика искусства и культуры: Людмила Воропай (Lioudmila Voropai), Ева Шаррер (Eva Scharrer) и Керстин Стакемейер (Kerstin Stakemeier).


......... Егор Софронов — куратор события, представляет совместную программу Лабортатории и Гёте-института «Пломбированный вагон: потребительная стоимость письма об искусстве».


......... 19 сентября первое событие в серии из трех.


......... «Пломбированный вагон: потребительная стоимость письма об искусстве».
......... Три лекции от Гете-института и Лаборатории художественной критики.
......... Отсылая к исторической традиции путешествий критической теории из Германии в Россию, осенняя лекционная серия подчеркивает общественную значимость критического письма, которое, хотя может казаться закупоренным или герметичным, должно претендовать на участие в обществе и интернациональный культурный обмен.
......... «Пломбированный вагон» — это фраза, которой обозначают влияние идей марксизма, философии, продолжавшей традицию немецкой мысли. На таком предполагаемо засекреченном носителе вернулся через Германию в Россию в 1917-м году Владимир Ленин, посвятивший перед тем много лет штудированию немецкой мысли. Эта философия оказала влияние в России в тот период, когда прогрессивное общественное мышление исходило в том числе из чаяний эстетического преобразования.
......... Эти чаяния ставят вопрос о пользе, о функции, исполняемой критикой. Какую общественную необходимость удовлетворяет критика?
......... Лекции познакомят с новыми идеями из того контекста и того языка, где были в свое время наиболее полно осмыслены общественная стоимость, судьба критики и сущность искусства при капитализме. Совместный проект двух институций способствует поддержанию межкультурного диалога и культурному обмену между Россией и Германией.


.........Людмила Воропай
.........Теория арьергарда, часть 2: Критик как анестезиолог

.........Декларативная «критическая» интенция большинства современных художественных или кураторских проектов давно стала общим местом. Сегодня едва ли возможно встретить хотя бы одну проектную заявку, статью в каталоге, выставочный пресс-релиз или сопроводительный текст, в которых не встречалось бы выражений вроде «критическое переосмысление», «критическое исследование», «производство критического знания» и т.п. Границы понятия «критического» оказались в последние годы настолько размыты, что уже само использование термина «критический» стало чем-то вроде риторической декорации, ритуального жеста, призванного обозначить добрые интеллектуальные намерения субъекта, этот жест производящего.
.........В контексте подобного рода инфляции понятия «критического» сложно не задаться вопросом об истории и причинах возникновения «критического императива» и спроса на «критическое» в дискурсе современного искусства, при которых «критичность» художественного произведения стала одним из программных его атрибутов. Эта история во многом является историей рецепции в современном художественном контексте подходов и идей Критической теории Франкфуртской школы, а также той трансформации, которою само понимание «критической теории» претерпело в рамках системы академического художественного и гуманитарного образования последних десятилетий. Этой истории, а также анализу актуальных дискуссий о целях и задачах художественной критики и современного искусства как одной из форм «критической» деятельности и будет посвящена данная лекция.


.........Людмила Воропай, Dr. phil. – философ, критик и теоретик современного искусства. Изучала философию, искусствоведение, теорию медиа и медиа-искусство в Москве, Кёльне и Берлине. Закончила докторантуру кёльнской Академии медиа искусств (KHM), где защитила докторскую диссертацию о роли культурной политики в системе современного искусства и о ее влиянии на процессы институционализации новых художественных форм, в частности, медиа-арта.
.........Преподавала историю и теорию современного искусства, а также теорию медиа и дизайна в берлинском Университете искусств (UdK), в университете Баухаус в Веймаре и в других вузах Германии. В настоящее время доцент кафедры искусствоведения и теории медиа в Университете искусств и дизайна (HfG) в Карлсруэ (Германия).
.........Автор многочисленных публикаций по проблемам истории, теории и социологии искусства, политической эстетики, критической теории и институциональной критики, в том числе недавно опубликованной немецким издательством Transcript монографии «Медиаискусство как побочный продукт. Об институциональной генеалогии новых художественных медиа, форм и практик». Переводчик и научный редактор русских изданий работ Славоя Жижека, Джорджио Агамбена, Юргена Хабермаса и др.
......... Moscow Contemporary Art Center Winzavod in collaboration with Goethe-Institut in Moscow will conduct an autumn lecture series «A Sealed Carriage: Use Value of Art Writing» on the theory of art criticism and its state today.
......... Lectures will be held as part of the project of Winzavod and BAZA institute the "Laboratory of Art Criticism", which activity is aimed at supporting and developing the school of aesthetic critical thinking in the information space.
.........The joint project of the two institutions contributes to the maintenance of intercultural dialogue and cultural exchange between Russia and Germany.


.........Lioudmila Voropai
.........Theory of the Arrière-garde. Part 2: Critic as anaesthesiologist

.........A declarative "critical attitude" of most contemporary artistic and curatorial projects has become ubiquitous. Today it is hardly possible to find a project description, a curatorial statement, a catalogue essay or an exhibition press-release without the terms such as "critical reflection", "critical exploration", "critical knowledge production" and so on. At the same time the notion of the "critical" has become so vague and diffused that the adjective "critical" has turned into a mere rhetorical decoration, a ritual gesture, or some kind of declaration of good intentions.
.........Such an inflationary use of the term "critical" draws an attention of the researcher to the reasons, which enabled the predominance of the "critical imperative" in the contemporary art context. This story is closely linked to how Critical Theory - initially in its Frankfurt School version – has been received, and to how the later interpretations of the "critical theory" concept have evolved in the context of art and humanities academic education since the 1970s.
.........These historical aspects along with current debates about the goals and tasks of the art critique and artistic practice as a form of a "critical" activity are the key topics of the announced lecture.



.........Lioudmila Voropai, Dr. phil., is a philosopher, art critic and theorist. She studied Philosophy, Art History, Media Studies and New Media Art in Moscow, Cologne and Berlin. Besides her activity as an independent curator, artist and art critic she accomplished in 2013 her doctoral thesis on a role of cultural policy in contemporary art. As a Research Fellow of the Graduate School for the Arts and Sciences at the University of Arts Berlin she worked on a research project focused on critical aspects of establishment of new institutional paradigms such as "Artistic Research".
.........Since 2013 Lioudmila Voropai has been teaching history and theory of art, design and media at the University of Arts Berlin, Bauhaus-University Weimar and other universities. Currently she is a Lecturer at the Department of Art and Media Theory at the University of Arts and Design (HfG) in Karlsruhe (Germany).
.........Her research interests comprise theory and sociology of contemporary art and digital culture, critical theory, history of new media art and institutional critique. As a researcher and art critic she contributes to various periodicals. She is also a translator and editor of Russian translations of Slavoj Zizek, Giorgio Agamben, Jürgen Habermas and others.
.........Her recent monograph "Media Art as a By-Product: Notes on an Institutional Genealogy of New Artistic Media, Forms and Practices" was published by Trancript International Academic Publishing.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных