......... Центр современного искусства Винзавод совместно с Гёте-институтом в Москве проведут осенний цикл лекций «Пломбированный вагон: потребительная стоимость письма об искусстве», посвященный теории художественной критики и ее состоянию сегодня.
......... Лекции пройдут в рамках проекта Винзавода и Института База «Лаборатория художественной критики», цель которого поддержка и развитие эстетической критической мысли в информационном пространстве.
......... С лекциями выступят три современных теоретика искусства и культуры: Людмила Воропай (Lioudmila Voropai), Ева Шаррер (Eva Scharrer) и Керстин Стакемейер (Kerstin Stakemeier).
......... Егор Софронов — куратор события, представляет совместную программу Лабортатории и Гёте-института «Пломбированный вагон: потребительная стоимость письма об искусстве».
......... 19 сентября первое событие в серии из трех.
......... «Пломбированный вагон: потребительная стоимость письма об искусстве».
......... Три лекции от Гете-института и Лаборатории художественной критики.
......... Отсылая к исторической традиции путешествий критической теории из Германии в Россию, осенняя лекционная серия подчеркивает общественную значимость критического письма, которое, хотя может казаться закупоренным или герметичным, должно претендовать на участие в обществе и интернациональный культурный обмен.
......... «Пломбированный вагон» — это фраза, которой обозначают влияние идей марксизма, философии, продолжавшей традицию немецкой мысли. На таком предполагаемо засекреченном носителе вернулся через Германию в Россию в 1917-м году Владимир Ленин, посвятивший перед тем много лет штудированию немецкой мысли. Эта философия оказала влияние в России в тот период, когда прогрессивное общественное мышление исходило в том числе из чаяний эстетического преобразования.
......... Эти чаяния ставят вопрос о пользе, о функции, исполняемой критикой. Какую общественную необходимость удовлетворяет критика?
......... Лекции познакомят с новыми идеями из того контекста и того языка, где были в свое время наиболее полно осмыслены общественная стоимость, судьба критики и сущность искусства при капитализме. Совместный проект двух институций способствует поддержанию межкультурного диалога и культурному обмену между Россией и Германией.
.........Людмила Воропай
.........Теория арьергарда, часть 2: Критик как анестезиолог
.........Декларативная «критическая» интенция большинства современных художественных или кураторских проектов давно стала общим местом. Сегодня едва ли возможно встретить хотя бы одну проектную заявку, статью в каталоге, выставочный пресс-релиз или сопроводительный текст, в которых не встречалось бы выражений вроде «критическое переосмысление», «критическое исследование», «производство критического знания» и т.п. Границы понятия «критического» оказались в последние годы настолько размыты, что уже само использование термина «критический» стало чем-то вроде риторической декорации, ритуального жеста, призванного обозначить добрые интеллектуальные намерения субъекта, этот жест производящего.
.........В контексте подобного рода инфляции понятия «критического» сложно не задаться вопросом об истории и причинах возникновения «критического императива» и спроса на «критическое» в дискурсе современного искусства, при которых «критичность» художественного произведения стала одним из программных его атрибутов. Эта история во многом является историей рецепции в современном художественном контексте подходов и идей Критической теории Франкфуртской школы, а также той трансформации, которою само понимание «критической теории» претерпело в рамках системы академического художественного и гуманитарного образования последних десятилетий. Этой истории, а также анализу актуальных дискуссий о целях и задачах художественной критики и современного искусства как одной из форм «критической» деятельности и будет посвящена данная лекция.
.........Людмила Воропай, Dr. phil. – философ, критик и теоретик современного искусства. Изучала философию, искусствоведение, теорию медиа и медиа-искусство в Москве, Кёльне и Берлине. Закончила докторантуру кёльнской Академии медиа искусств (KHM), где защитила докторскую диссертацию о роли культурной политики в системе современного искусства и о ее влиянии на процессы институционализации новых художественных форм, в частности, медиа-арта.
.........Преподавала историю и теорию современного искусства, а также теорию медиа и дизайна в берлинском Университете искусств (UdK), в университете Баухаус в Веймаре и в других вузах Германии. В настоящее время доцент кафедры искусствоведения и теории медиа в Университете искусств и дизайна (HfG) в Карлсруэ (Германия).
.........Автор многочисленных публикаций по проблемам истории, теории и социологии искусства, политической эстетики, критической теории и институциональной критики, в том числе недавно опубликованной немецким издательством Transcript монографии «Медиаискусство как побочный продукт. Об институциональной генеалогии новых художественных медиа, форм и практик». Переводчик и научный редактор русских изданий работ Славоя Жижека, Джорджио Агамбена, Юргена Хабермаса и др.