......... Ирина Саминская: В связи с ДАУ, мой вопрос о сиюминутности хайпа, стоит ли профессиональному сообществу журналистов реагировать вообще на возню в соцсетях и тоже хайпить?
......... Антон Котенев: В принципе, в самом механизме срача, или хайпа, или шумихи, или сенсации я ничего плохого не вижу, это способ рассказать историю, донести мысль. С ДАУ скандал уместен – артхаусный проект, тяжеловесный, 600 часов съемки, и каким образом сделать его интересным для публики чуть более широкой, чем изначально, кроме организации маленьких периферийных скандальчиков, непонятно. На фоне скандала всем удобно выступить со своей позицией, например, для феминисток, которые могут максимально продвигать свою повестку, прессинговать Хржановского. Для режиссера тоже неплохо, он в данном контексте выглядит этаким поэтом-вампиром, романтическим героем, художником, который делает что-то особое, запретное, выходит за границу.
......... Ирина: Ты лично про ДАУ высказывался?
......... Антон: Про ДАУ – да, и, наверное, не стоило. Меня жутко бесило, что из каждого утюга пиарится этот ДАУ. Хотя мой блог нишевый, я пишу для друзей, которые меня знают. Когда нишевое высказывание попадает в контекст более широкий, как раз срабатывает механизм хайпа, срача и так далее. Один из последних случаев, когда я решил высказаться против пенсионной реформы в саркастическом стиле. Написал пост от лица хама-работодателя, который будет страдать, что не сможет увольнять людей.
......... Сююмбике Давлет-Кильдеева: Мне нравится в истории с ДАУ, что его никто толком не видел, все по слухам знают про убийство свиньи во время съемок, факт, который меня уже отвращает. Я знаю, это звучит ужасно, но вот к участию в дискуссии про ДАУ, опубликованной в
«Афише» позвали, простите за эйджизм, ребят старше 45 лет, все очень интересные люди, уважаемые и «все кричат». Лично меня интересует мнение тех, кто моложе меня и, кажется, они ничего не думают о ДАУ. Вообще не будут его смотреть никогда, это как будто отрыжка старого мира. Взрослые обсуждают, насколько уместно насиловать людей на съемках – я не хочу ничего об этом знать и смотреть тоже.
......... Андрей Паршиков: Мы гордимся, что практически единственный канал (TG
«Дохуя аналитики»), который не высказался по поводу ДАУ. Нет смысла поддерживать проект в России. Что рекламировать? Регулярные чартеры в Париж?
......... Ира: Андрей, а вы свой канал считаете журналистикой?
......... Андрей: Он скорее про блоги и журналистику.
......... Ира: То есть вы «над ними»?
......... Андрей: Да, мы наблюдаем, как в принципе современное художественное сообщество позиционирует себя в Интернете. Надо заметить, довольно паскудно. Допустим, художник, который залил глупость в Интернет и пытается лайки собрать, и я вижу нашу задачу показать, насколько в сети поведение отличается от реальности.
......... Ирина: То есть, вы знаете, как себя вести?
......... Андрей: Конечно.
......... Ирина: Как?
......... Андрей: Получше себя нужно вести.
......... Ирина: Чем кто?
......... Андрей: Глупость – это не самое страшное, что может быть. Самое страшное – это сериальная глупость, которая повторяется из раза в раз, и даже когда ты говоришь: «Перестань так делать, это глупо». В ответ несется: «Да вы что? Вы совсем с ума сошли?» и дальше продолжают. Блогерам необходимо у журналистов учиться ориентироваться в эмоциональной оценке, мы пока не научились вокабулярию эмоциональной оценки так, чтобы не выглядеть идиотами.
......... Из зала Яна Сидоркина (TG
«Ты сегодня такой Пепперштейн»): Тренд сегодня болезненно воспринимать любые, даже самые невинные статьи. Почти не пишут, например, негативных рецензий, друг друга только хвалят. Любая критика воспринимается как личный выпад. Прекрасная токсичная среда, социальная сеть, где обитают хейтеры, в которой мы все выросли, превращается в safe-space, где люди считают, что критика – это болезнь, чего необходимо избегать.
......... Недавно я нашла две рецензии из девяностых и обе были примерно такие: «Художник, наверное, переборщил с кокаином». Я не утрирую. Обозреватель рубрики «Искусство» берет интервью, и все на этом зациклено, он спрашивает: «А как вы считаете, художник принимал наркотики?». Сегодня так никто не пишет. Все хотят выглядеть экспертами во всем.
......... Все становится похожим на федеральный канал, все будут хвалить одну выставку, один фильм, никто не будет критиковать, и это все плохо кончится. По крайней мере, если сравнивать с западными изданиями, то критики гораздо больше.
......... Сима: Сложно сказать, почему критику перестают принимать адекватно, возможно, критика была неадекватной. Помню, недавно очень тонко и иронично разнесли выставку в Еврейском музее и центре толерантности, и это было глотком свежего воздуха. Обычно игнор, молчание.
......... Яна: Критики на выставках сейчас нет. Человек, если идет на выставку и не понимает, то не думает при этом плохо о выставке. Он скорее подумает, что недостаточно понимает тему, до него не доходит. Но когда речь заходит на общие темы, то тут все вдруг критики.