2.4.2019
Лаборатория журналистики публикует расшифровку круглого стола
«Хайп в медиа: вбросы современной журналистики», 24.2.19
2.4.2019
Лаборатория журналистики публикует расшифровку круглого стола
«Хайп в медиа: вбросы современной журналистики», 24.2.19
обращаем ваше внимание, что в тексте присутствует ненормативная лексика

......... В обсуждении приняли участие:
......... Андрей Паршиков куратор
......... Сююмбике Давлет-Кильдеева
......... специалистка по SMM
......... Алиса По участница ПсихоDaily
......... Антон Котенев свободный критик

......... Модераторка: руководительница Лаборатории журналистики Винзавода Ирина Саминская

......... Ирина Саминская: Мы запускаем новый сезон Лаборатории журналистики Винзавода, и по традиции проводим круглый стол. В этот раз выбор пал на феномен хайпа в соцсетях или, если использовать русский аналог слова "shitstorm", – медиасрачи. На примере трех историй: первая – театрализованные показы в Париже фильма Ильи Хржановского ДАУ. Второй хайп – статья про мнимую «смерть рейва» Алисы По, которая с нами сегодня. И мы не смогли пройти мимо рекламы Reebok «Пересядь с иглы мужского одобрения». Надеюсь, вы все подключитесь к этому обсуждению.
обращаем ваше внимание, что в тексте присутствует ненормативная лексика

......... В обсуждении приняли участие:
......... Андрей Паршиков куратор
......... Сююмбике Давлет-Кильдеева специалистка по SMM
......... Алиса По участница ПсихоDaily
......... Антон Котенев свободный критик

......... Модераторка: руководительница Лаборатории журналистики Винзавода Ирина Саминская

......... Ирина Саминская: Мы запускаем новый сезон Лаборатории журналистики Винзавода, и по традиции проводим круглый стол. В этот раз выбор пал на феномен хайпа в соцсетях или, если использовать русский аналог слова "shitstorm", – медиасрачи. На примере трех историй: первая – театрализованные показы в Париже фильма Ильи Хржановского ДАУ. Второй хайп – статья про мнимую «смерть рейва» Алисы По, которая с нами сегодня. И мы не смогли пройти мимо рекламы Reebok «Пересядь с иглы мужского одобрения». Надеюсь, вы все подключитесь к этому обсуждению.
......... ДАУ
......... Ирина Саминская: В связи с ДАУ, мой вопрос о сиюминутности хайпа, стоит ли профессиональному сообществу журналистов реагировать вообще на возню в соцсетях и тоже хайпить?

......... Антон Котенев: В принципе, в самом механизме срача, или хайпа, или шумихи, или сенсации я ничего плохого не вижу, это способ рассказать историю, донести мысль. С ДАУ скандал уместен – артхаусный проект, тяжеловесный, 600 часов съемки, и каким образом сделать его интересным для публики чуть более широкой, чем изначально, кроме организации маленьких периферийных скандальчиков, непонятно. На фоне скандала всем удобно выступить со своей позицией, например, для феминисток, которые могут максимально продвигать свою повестку, прессинговать Хржановского. Для режиссера тоже неплохо, он в данном контексте выглядит этаким поэтом-вампиром, романтическим героем, художником, который делает что-то особое, запретное, выходит за границу.

......... Ирина: Ты лично про ДАУ высказывался?

......... Антон: Про ДАУ – да, и, наверное, не стоило. Меня жутко бесило, что из каждого утюга пиарится этот ДАУ. Хотя мой блог нишевый, я пишу для друзей, которые меня знают. Когда нишевое высказывание попадает в контекст более широкий, как раз срабатывает механизм хайпа, срача и так далее. Один из последних случаев, когда я решил высказаться против пенсионной реформы в саркастическом стиле. Написал пост от лица хама-работодателя, который будет страдать, что не сможет увольнять людей.

......... Сююмбике Давлет-Кильдеева: Мне нравится в истории с ДАУ, что его никто толком не видел, все по слухам знают про убийство свиньи во время съемок, факт, который меня уже отвращает. Я знаю, это звучит ужасно, но вот к участию в дискуссии про ДАУ, опубликованной в «Афише» позвали, простите за эйджизм, ребят старше 45 лет, все очень интересные люди, уважаемые и «все кричат». Лично меня интересует мнение тех, кто моложе меня и, кажется, они ничего не думают о ДАУ. Вообще не будут его смотреть никогда, это как будто отрыжка старого мира. Взрослые обсуждают, насколько уместно насиловать людей на съемках – я не хочу ничего об этом знать и смотреть тоже.

......... Андрей Паршиков: Мы гордимся, что практически единственный канал (TG «Дохуя аналитики»), который не высказался по поводу ДАУ. Нет смысла поддерживать проект в России. Что рекламировать? Регулярные чартеры в Париж?

......... Ира: Андрей, а вы свой канал считаете журналистикой?

......... Андрей: Он скорее про блоги и журналистику.

......... Ира: То есть вы «над ними»?

......... Андрей: Да, мы наблюдаем, как в принципе современное художественное сообщество позиционирует себя в Интернете. Надо заметить, довольно паскудно. Допустим, художник, который залил глупость в Интернет и пытается лайки собрать, и я вижу нашу задачу показать, насколько в сети поведение отличается от реальности.

......... Ирина: То есть, вы знаете, как себя вести?

......... Андрей: Конечно.

......... Ирина: Как?

......... Андрей: Получше себя нужно вести.

......... Ирина: Чем кто?

......... Андрей: Глупость – это не самое страшное, что может быть. Самое страшное – это сериальная глупость, которая повторяется из раза в раз, и даже когда ты говоришь: «Перестань так делать, это глупо». В ответ несется: «Да вы что? Вы совсем с ума сошли?» и дальше продолжают. Блогерам необходимо у журналистов учиться ориентироваться в эмоциональной оценке, мы пока не научились вокабулярию эмоциональной оценки так, чтобы не выглядеть идиотами.

......... Из зала Яна Сидоркина (TG «Ты сегодня такой Пепперштейн»): Тренд сегодня болезненно воспринимать любые, даже самые невинные статьи. Почти не пишут, например, негативных рецензий, друг друга только хвалят. Любая критика воспринимается как личный выпад. Прекрасная токсичная среда, социальная сеть, где обитают хейтеры, в которой мы все выросли, превращается в safe-space, где люди считают, что критика – это болезнь, чего необходимо избегать.

......... Недавно я нашла две рецензии из девяностых и обе были примерно такие: «Художник, наверное, переборщил с кокаином». Я не утрирую. Обозреватель рубрики «Искусство» берет интервью, и все на этом зациклено, он спрашивает: «А как вы считаете, художник принимал наркотики?». Сегодня так никто не пишет. Все хотят выглядеть экспертами во всем.

......... Все становится похожим на федеральный канал, все будут хвалить одну выставку, один фильм, никто не будет критиковать, и это все плохо кончится. По крайней мере, если сравнивать с западными изданиями, то критики гораздо больше.

......... Сима: Сложно сказать, почему критику перестают принимать адекватно, возможно, критика была неадекватной. Помню, недавно очень тонко и иронично разнесли выставку в Еврейском музее и центре толерантности, и это было глотком свежего воздуха. Обычно игнор, молчание.

......... Яна: Критики на выставках сейчас нет. Человек, если идет на выставку и не понимает, то не думает при этом плохо о выставке. Он скорее подумает, что недостаточно понимает тему, до него не доходит. Но когда речь заходит на общие темы, то тут все вдруг критики.
......... Смерть на рейве
......... Алиса По: В конце декабря мы подводили итоги года, и я написала текст, как изменились московские вечеринки. Новое поколение, новые промоутеры, кто профессионально занимался вечеринками, пошли на поводу у спонсоров, так как увлечение клубной музыкой доросло до спонсоров. Я описала, как мне кажется, вполне себе очевидную ситуацию. Я не писала, что московские вечеринки стали говном или те, кто на них ходят, – говно и все ди-джеи говно, но каждый воспринял текст как личное оскорбление. За неделю после публикации я прочитала, конечно, о себе много интересного. От того, что я селянка, которая никогда в жизни не была на вечеринках и не знает ни одного музыканта, до того, что единственный город, в который я ездила ради вечеринки - Брянск. Что интересно, ни один человек, который на самом деле работает в этой индустрии, не увидел личных оскорблений. Обиделись почему-то люди, которые просто тусуются. Им показалось, что я реально в них плюнула.

......... Ирина: На их взгляд, ты похоронила рейв вместе с ними.

......... Алиса: Я констатировала, что техно перешло из андеграунда в мир индустрии. Появились деньги, запустился конвейер. Ничего не хоронила, правда.

......... Ирина: Скажи, пожалуйста, как ты относишься к переходу на личности? Это обязательная часть хайпа? Все должны быть к этому готовы?

......... Алиса: Я даже не против перехода на личности, но это были примитивные комментарии, в духе, что со мной никто не спит. Такой неэффективный переход на личности, лучше напиши по делу.

......... Сима: Никто не любит, когда ему намекают, что он не так уж и молод, как хотелось бы. Особенно есть группа людей, которая хочет быть модными. Это для них ценно и важно. И тут приходит человек, который говорит: «Да вы обосрались уже десять лет назад и никому не нужны».

......... Ирина: Так, на ваш взгляд, хайп можно создать искусственно? Антон, твои провокации иногда вызывают резонанс, а часто проходят незамеченными, ты понимаешь, как управлять хайпами?

......... Антон: Мне кажется, да. У нас очень серьезно относятся к блогам, пост попадает в какую-то воронку и начинается. Но я никогда в жизни не занимался тем, что называется троллинг, не выдавал себя за другого, не пытался обмануть. Не было желания сделать любой хайп. И про переход на личности, по некоторым комментариям ты понимаешь, что человек умен, по некоторым, что нет, есть даже те, у кого совсем деменция. Но очевидно массовое одичание, как под копирку, выглядит смешно.

......... Сима: У меня часто спрашивают, можно ли искусственно создать хайп? Я буквально вчера познакомилась с девушкой, которая себе перерезала горло в прямом эфире, и вот у нее 13 тысяч подписчиков за вечер. Она осталась жива, все в порядке.

......... Ирина: Материал Алисы мог бы пройти незамеченным? Это же не зависит от количества подписчиков или насилия в эфире.

......... Алиса: Текст был ориентирован на молодую аудиторию, которая и так сидит в Телеграмме, и все это видела. С них началось возмущение и понеслось в другие Телеграмм-каналы с большей аудиторией. Как в школе, опозориться и прославиться на весь район. Если бы я написала про вредных пенсионеров, уверена, мне бабушки палкой отплатили бы за это.
......... РИБОК
......... Ирина: В завершении нашего сэйшена, собственно, реклама Reebok. Мой вопрос к вам, точнее для начала наблюдение. Те, кому была неприятна реклама или она их задела, но при этом они стеснялись высказаться напрямую, стали активно обсуждать художественные достоинства – кому-то шрифт не угодил, другие на верстку начали кивать. Все оказались экспертами в дизайне.

......... Сима: Меня это разбомбило сразу, потому что я работаю в рекламе много лет. Первое, из-за чего я заметила эту рекламу, был комментарий – «чудовищный леттеринг, я не ханжа, посыл нормальный, но качество этой рекламы настолько чудовищно, что у меня вытекли глаза…». Я думаю, прости, а вот вся реклама, весь российский рынок, 95% этого ада, почему ты там не выступила экспертом и леттеринг никакой больше тебя нигде не смутил? А здесь на эти буквы, конечно, не взглянуть без дрожи.

......... Ирина: Как ты оцениваешь всю дискуссию, которая намного шире за счет своего охвата, речь не о рейве или артхаусном загончике? Что происходит далее?

......... Сима: Сообщение попадает в глубокие ценности, и не все к этому готовы. Признаться, что был не прав, западло. На подсознательном уровне начинается тревога, ты видишь эту рекламу и тебе не по себе, отчего? Сам себе не признаешься, что банально страшно говорить о сексе. Может кого-то, действительно, пугает, что ему сядут на лицо, и он судорожно думает, надо срочно высказаться и тут выскакивает – реклама-то ужасная! У женщин, думаю, похоже, она никогда и никому не садилась на лицо, можно сказать, леди, или не хочет садиться, боится. И тут ведь кто-то посмел, и она говорит: «Да, мне это не нравится, не понимаю почему, наверное, шрифт херовый».

......... Ирина: К чему я хотела подойти в нашем диалоге. Надо ли превращать хайп в профессиональный инструмент, придумывать для него кодекс чести и ставить на службу журналистике, или это уже too much, слишком серьезно?

......... Алиса: Заметь, идеи из Instagram взывают реальные дискуссии, как раньше из других источников, и заметно сильно поправляют ситуацию в обществе. Не помню ранее обсуждения о предназначении женщины и дискуссии вокруг. Та же самая история с Meduza (речь о «Колпаков гейт» – скандале с главным редактором Meduza по обвинению в харрасменте – прим. ред.) дала повод многим СМИ задуматься о степени ответственности и быстрой реакции аудитории.

......... Сима: Вообще, никто ничем никому не обязан, на мой взгляд, у хайпа немного отличная парадигма от профессиональной журналистики: ты захотел – высказался, не захотел – не высказался. Ты не можешь успеть высказаться по всем вопросам.

......... Ирина: А как же социальная ответственность блогера?

......... Сима: Моя социальная ответственность – я зарегистрировалась как самозанятый человек, я налоги плачу. Вот и вся моя ответственность.

......... Андрей: Мы всегда в тревоге, когда не успеваем. О громких событиях, которые актуальны нашему каналу, мы должны все-таки рассказывать.

......... Антон: Когда начинает развиваться скандал, то я держусь, держусь, думаю, что выше этого. А потом все-таки нет, высказываюсь.

......... Вопрос из зала: Должен ли автор терпеть читателей, а читатели – автора? То есть, возможны ли какие-либо высказывания в сторону читателя?

......... Алиса: Если бы я не могла терпеть читателя, то мне не стоило идти в журналисты. Надо понимать, что тебя читают разные люди и будут по-разному реагировать.

......... Ирина: Но при этом читатель должен быть готов, если он высказался, что к нему придут и спросят, например: «Чувак, а ты вообще на выставки ходишь? Или тебе хайпнуть захотелось?».

......... Сима: Базовое уважение к читателю, конечно, должно быть. Правда, если я пишу своему читателю, ты не прав, а он в ответ: «ах, ты дрянь, я тебя два года читаю, и я не прав». Ну, иди тогда лесом. Есть 7 миллиардов людей на Земле, и я найду своих читателей.

......... Андрей: У нас вообще отписки в самых неожиданных местах. Например, после любого матерного слова, учитывая название канала. Думаю, я бы перед отпиской тоже навалил бы кучу и потом ушел.

......... Вопрос из зала: Что вы подразумеваете под современной журналистикой? Я услышала от Сююмбике, что журналистика одно, а блогер – другое. Как вы относитесь к хайпу, как к инструменту продвижения?

.........
Ирина: Если вам платят за посты, то это журналистика, если нет – то блогерство для себя. Как только вам платят, это уже работа, профессия.

......... Сима: Не соглашусь с тобой, во-первых, за блогерство платят, это может быть работой. У меня есть четкое разделение, где я – это я, а где – журналист. Когда я выражаю свое мнение с позиции блогера, то оно подкреплено фактами. Но есть позиция-мнение, не более того, за него мне не платят.

......... Андрей: Журналистом я работаю довольно редко, но мне кажется, да. За журналистику тебе платят деньги, а за блогерство – нет.

......... Антон: Для меня журналистика – это скорее репортерство. Я так для себя определяю журналистику. Блогер скорее публицист. Между публицистикой и блогерством мне было бы сложно провести разницу.

......... Ирина: Пожалуй, на этом все. Участвуйте в хайпах и старайтесь немного сдерживать себя. Вот такой совет от нас.
......... Лаборатория журналистики Винзавода выражает благодарность за помощь в подготовке материала стажеркам Софии Тодышевой, Веронике Катаевой, Екатерине Черкасовой
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных