.........Юлия Крышевич: Антонио, вы работали куратором в Тейт Модерн, курируете выставки в России, занимаете должность руководителя научно-методического отдела в ГЦСИ. Какая деятельность Вам ближе?
.........Антонио Джеуза: Все дело в определении — многим нравится произносить слово «куратор», так как эта профессия окутана особой аурой. Некоторые даже считают куратора важнее художника, что полный бред, художник — ключевая фигура любой выставки. Себя я предпочитаю называть деятелем искусства, это широкое, гибкое определение. Например, я преподаю и получаю кайф от общения с молодыми художниками. Так как преподаю я именно видео-арт, поле для дискуссии огромное. В последнее время начал активно занимаюсь образовательными проектами в ГЦСИ. Все вышеперечисленное мне одинаково интересно и близко.
.........Ю.К.: У вас двое сыновей, как вы оцениваете Москву с точки зрения города для семейной жизни, воспитания детей?
.........А.Д.: Воспитание детей — везде сложно: в маленьком поселке и мегаполисе. Москва предлагает очень много для развития ребенка: секции, кружки, кинотеатры — все можно найти в шаговой доступности. Иногда приходится возить детей на другой конец города: например, к зубному врачу, на это уходит уйма времени. Но ничего не поделаешь, везде свои плюсы и минусы. С точки зрения безопасности, здесь довольно спокойно, а вот вопрос экологии стоит остро. На мой взгляд, Москва — такой город, который нельзя не любить. Ты уезжаешь отсюда, когда устаешь от толпы, пробок и бюрократии, и через несколько дней начинаешь скучать — удивительно! Да, я люблю Москву, потому что это город, полный контрастов: богатый и бедный, грубый и аристократичный.
.........Ю.К.: Где, на ваш взгляд, проходит граница между искусством и тем, что им не является?
.........А.Д.: Внутри каждого человека и зависит от образования, знания, эмоций. Ошибочно полагать, что зритель, исходя из собственных предпочтений, самостоятельно определяет произведение искусства от не произведения искусства. Необходимо понимать, как произведение включено в общий дискурс, для этого необходимо знать теорию и быть, как говорится, насмотренным. Первый слой — чувственный, эмоциональный, но он же не единственный. Поэтому большую роль в понимании искусства играют мнения экспертов. Вообще мнения важны — всегда и сейчас, а далее время нас рассудит. Это как у Кабакова: «В будущее возьмут не всех».
.........Ю.К.: Российский зритель готов увидеть видео-арт на выставке в классическом музее или пока это удел частных галерей и независимых пространств?
.........А.Д.: Зритель готов, лично в этом убедился, когда ездил по Транссибирской магистрали в рамках проекта NEMOSKVA. Я курировал программу публичных лекций: в каждом городе мы собирали полный зал. Огромный интерес и со стороны музеев и зрителей, проблема в ресурсах. В то же время странно считать музей прогрессивным, только потому что там есть коллекция видео-арта: если работы плохие, о них лучше вообще не говорить.
.........Ю.К.: Вы обратили внимание на возросший интересу к авангарду? Сразу несколько масштабных экспозиций, крупнейшая из которых — «Михаил Ларионов» в Новой Третьяковке. Вы как к этой тенденции относитесь? Выставку Ларионова видели?
.........А.Д.: Это не тенденция, а история искусства. Видел «Ларионова», а еще мне понравились проекты в Центре авангарда на Шаболовской. Я лично отношусь к таким выставкам прекрасно и считаю, что чем больше, тем лучше. Это весомая часть истории, которая требует исследования, а не ознакомления «для галочки».
.........Ю.К.: Что собой представляет авангард в видео-арте?
.........А.Д.: Собственно, что и в других направлениях искусства — мотив, от которого современные художники отталкиваются в своих работах. Я очень много рассказываю об этом на курсах лекций по видео-арту — если интересно, приходите послушать.