2.3..Юлия Крышевич. «Если работы плохие, о них лучше вообще не говорить», интервью с куратором Антонио Джеуза
........О современных кураторах, готовности зрителя к видео-арту и московских контрастах рассказал в интервью Антонио Джеуза.
.........Антонио Джеуза — более десяти лет назад приехал из Италии в Россию и принял решение остаться для работы с локальным современным искусством. Он одним из первых начал выставлять и теоретизировать отечественный видео-арт, представив впоследствии трехтомник антологии.
.........Юлия Крышевич: Антонио, вы работали куратором в Тейт Модерн, курируете выставки в России, занимаете должность руководителя научно-методического отдела в ГЦСИ. Какая деятельность Вам ближе?

.........Антонио Джеуза: Все дело в определении — многим нравится произносить слово «куратор», так как эта профессия окутана особой аурой. Некоторые даже считают куратора важнее художника, что полный бред, художник — ключевая фигура любой выставки. Себя я предпочитаю называть деятелем искусства, это широкое, гибкое определение. Например, я преподаю и получаю кайф от общения с молодыми художниками. Так как преподаю я именно видео-арт, поле для дискуссии огромное. В последнее время начал активно занимаюсь образовательными проектами в ГЦСИ. Все вышеперечисленное мне одинаково интересно и близко.

.........Ю.К.: У вас двое сыновей, как вы оцениваете Москву с точки зрения города для семейной жизни, воспитания детей?

.........А.Д.: Воспитание детей — везде сложно: в маленьком поселке и мегаполисе. Москва предлагает очень много для развития ребенка: секции, кружки, кинотеатры — все можно найти в шаговой доступности. Иногда приходится возить детей на другой конец города: например, к зубному врачу, на это уходит уйма времени. Но ничего не поделаешь, везде свои плюсы и минусы. С точки зрения безопасности, здесь довольно спокойно, а вот вопрос экологии стоит остро. На мой взгляд, Москва — такой город, который нельзя не любить. Ты уезжаешь отсюда, когда устаешь от толпы, пробок и бюрократии, и через несколько дней начинаешь скучать — удивительно! Да, я люблю Москву, потому что это город, полный контрастов: богатый и бедный, грубый и аристократичный.

.........Ю.К.: Где, на ваш взгляд, проходит граница между искусством и тем, что им не является?

.........А.Д.: Внутри каждого человека и зависит от образования, знания, эмоций. Ошибочно полагать, что зритель, исходя из собственных предпочтений, самостоятельно определяет произведение искусства от не произведения искусства. Необходимо понимать, как произведение включено в общий дискурс, для этого необходимо знать теорию и быть, как говорится, насмотренным. Первый слой — чувственный, эмоциональный, но он же не единственный. Поэтому большую роль в понимании искусства играют мнения экспертов. Вообще мнения важны — всегда и сейчас, а далее время нас рассудит. Это как у Кабакова: «В будущее возьмут не всех».

.........Ю.К.: Российский зритель готов увидеть видео-арт на выставке в классическом музее или пока это удел частных галерей и независимых пространств?

.........А.Д.: Зритель готов, лично в этом убедился, когда ездил по Транссибирской магистрали в рамках проекта NEMOSKVA. Я курировал программу публичных лекций: в каждом городе мы собирали полный зал. Огромный интерес и со стороны музеев и зрителей, проблема в ресурсах. В то же время странно считать музей прогрессивным, только потому что там есть коллекция видео-арта: если работы плохие, о них лучше вообще не говорить.

.........Ю.К.: Вы обратили внимание на возросший интересу к авангарду? Сразу несколько масштабных экспозиций, крупнейшая из которых — «Михаил Ларионов» в Новой Третьяковке. Вы как к этой тенденции относитесь? Выставку Ларионова видели?

.........А.Д.: Это не тенденция, а история искусства. Видел «Ларионова», а еще мне понравились проекты в Центре авангарда на Шаболовской. Я лично отношусь к таким выставкам прекрасно и считаю, что чем больше, тем лучше. Это весомая часть истории, которая требует исследования, а не ознакомления «для галочки».

.........Ю.К.: Что собой представляет авангард в видео-арте?

.........А.Д.: Собственно, что и в других направлениях искусства — мотив, от которого современные художники отталкиваются в своих работах. Я очень много рассказываю об этом на курсах лекций по видео-арту — если интересно, приходите послушать.

2.2..Юлия Крышевич. Биологический квест Федотова-Федорова в Тимирязевском музее
........#розоваякнига#федотовфедоров#биоарт#природа#музей
.........Илья Федотов-Федоров учился на генетика, а выучился на журналиста. Посетив во время поездки в Нью-Йорк Метрополитен-музей, проникся современным искусством и стал художником.
.........Выпускник «Свободных мастерских» Московского музея современного искусства в Москве (2014), стипендиат Фонда Вромана (Vroman Foundation) (2017), резидент Jan van Eyck Academy (2018) Федотов-Федоров активно принимает участие в групповых проектах и биеннале — имя художника за короткий период не редко звучит на смотрах современного российского искусства.
.........Очередной проект Ильи Федотова-Федорова — «Коллекция розовой книги № 2» — продолжение истории «еще не созревшей Красной книги» (цитата художника), показанной ранее в музее ART4. В этот раз Федотов-Федоров в качестве площадки также выбрал музей, но не современного искусства.
.........На выставке в Тимирязевском музее представлены инсталляции, фото, видео, коллажи: работы художника делят выставочное пространство с постоянными экспонатами. По логике претендуют на рассмотрение в том же научно-исследовательском ключе. Куратор проекта Ольга Ремнева отмечает: «Стараясь мимикрировать под реальность музея, он (Илья Федотов-Федоров) создает для зрителя необходимость искать и всматриваться».
.........Действительно, на выставке есть объекты, которые необходимо найти, так хорошо они вписаны в экосистему музея. Например, между колбами с «Внутренним строением голубя» и «Внутренним строением варана» расположился инопланетный гибрид авторства художника в сосуде с люминесцентной голубой жидкостью. Или розовая кость, созданная автором специально для выставки, находится среди останков животных доисторического происхождения.

.........Другие работы Федотова-Федорова в «Коллекции розовой книги №2» — реди-мейды, расставляющие акценты. К примеру, художник хочет «подсветить» актуальность проблемы сохранения флоры и фауны и ставит на пьедестал с Красной книгой города Москвы подсвечники, напоминающие лиры. Или автор иронизирует: «переписывает» названия видов ночных бабочек, давая им женские имена поверх латинских названий. На этикетке к работе еще появляется строчка из песни Газманова «Путана»: «Ну кто виноват?».
.........Выбор материала характерен для Федотова-Федорова, художник преимущественно работает с биологическими материалами, но не причисляя себя к science art. «Для меня science art — это когда в произведении 80% науки и только 20% искусства, его отличает научный подход» — объясняет свою позицию Федотов-Федоров в интервью изданию Buro. Термин «биоарт» он считает размытым, так как «отнести к нему можно всех художников, работающих с какой-то биоморфной формой».

.........Получается, что «Коллекция розовой книги №2» — частично биоарт Ильи, а в другой части, (возможно, менее очевидной) его концептуальные работы. В кураторском тексте Ольга Ремнева описывает этот момент: «Собиратель (Илья Федотов-Федоров) крайне субъективен, он ориентируется только на собственные установки в отношении того, что подлежит «резервации»». Позицию зрителя, ожидаемую в рамках проекта, куратор описывает следующим образом: «Здесь внимательное отношение к объектам неизбежно, иначе ничего не работает».
.........Резюмируя: проект интересен тем, кто любит искать, и поклонникам творчества Ильи Федотова-Федорова. «Коллекция розовой книги №2» привлекает своим необычным форматом: почему бы не устроить квест на тему современного искусства в зале с биологическими экспонатами. Тем более, не каждый музей традиционного типа согласится на коллаборацию с новым-неизведанным. Изучив описание к выставке, кураторский текст для понимания стратегии взаимодействия художника с экспозицией и приняв правила игры, можно начинать искать, не оставаясь пассивным наблюдателем.
2.1..Юлия Крышевич. «Форс-мажор» в стрит-арте: Шепард Фейри в Москве
.........#шепардфейри #obeygiant #стритарт #подчиняйся #форсмажорвммома
.........Шепард Фейри навестил столицу, представив персональный масштабный проект в Московском музее современного искусства и оставив след на столичных улицах в виде муралов.
.........Свой первый мурал в столице художник создал на фасаде трамвайного депо на Мытной в рамках 3-й Московской биеннале уличной волны «Артмоссфера», основной проект которой продолжается до конца октября на Винзаводе. После чего открыл первую персональную выставку в Москве «Форс-мажор» в Московском музее современного искусства.

......... Экспозиция построена на увлечениях художника: андерграунд, конструктивизм, поп-арт, графический дизайн и так далее. Представленные на выставке плакаты, постеры, трафареты символизируют разные периоды творчества Фейри за 25-летнюю карьеру. Впрочем, стиль коммуникации не меняется: его можно определить по выразительным шрифтам и запоминающимся лозунгам. Например, присутствующий во всех работах слоган «Подчиняйся гиганту»: зловещим образам узурпаторов надпись добавляет суровости, а в идиллических, на первый взгляд, пейзажах — несет оттенок явной иронии.
........На прекрасном морском побережье темным пятном проявляются нефтяные вышки (постер Lifeguard not on duty) — Фейри оставляет едкий комментарий, призывая зрителя задуматься о проблемах окружающей среды. Кроме темы экологии и бездумного консьюмеризма, художник дискутирует о вечном противостоянии войны и мира. Цикл работ «На страже мира» сочетает в себе изображения одетых в камуфляж военных — детей и подростков с розами, торчащими из дула винтовок. Еще одна насмешка над милитаристской идеологией — серия постеров «Больше военных, меньше школ», в которых лозунг написан на английском намеренно с ошибками.

.........Шепард обращается ко всем на понятном универсальном языке образов, транслируя свою главную идею «Делай добро, реагируй на зло». Его творчество построено вокруг философии DIY, призывающей переосмыслить навязанное социумом понимание жизни и создать собственный язык и методы самовыражения. Художественной реализацией этих принципов стала кампания OBEY GIANT, в основе которой лежит идея культового фильма They live Джона Карпентера: главный герой случайно находит солнцезащитные очки, сквозь которые видит реальную окружающую действительность.
.........Например, герой Карпентера читает оригинальный посыл рекламного плаката «Купи путевку на Карибы» как «Покупай», «Подчиняйся». Так родилась идея создать фигуру грозного Гиганта общества бесконечного потребления, прототипом которой стал французский рестлер Андре Рене Русимов. Впервые стикеры и трафареты с изображением своего героя Фейри разместил на улицах Провиденса (столица Rhode Island, USA) в конце 80-х. В более поздних работах Шепард уходит от необходимости непосредственной иллюстрации фигуры Андре, заменяя ее героями и антигероями: политиками, активистами, музыкантами.
.........В интервью изданию The Village Шепард Фейри признался: «Все лучшее американцы воруют у других, и я тоже». Художника не раз обвиняли в плагиате, чего он сам и не отрицал: Фейри не создает оригинальных изображений, он берет уже существующие образы и помещает их в собственный контекст. Но, тиражируя образы в уличном искусстве, Шепард повлиял на само уличное искусство — вышедшее за рамки маргинального и ставшее частью современной культуры, стрит-арт следует неизменно за Шепардом и его рефреном на цитату Маяковского: искусство должно быть везде.

Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных