20.10.2020
Профессор Ева Иллоуз, философ и писатель Аарон Шустер и теоректик Борис Клюшников примут участие в дискуссии «Тирания позитива», 26 октября
20.10.2020
Профессор Ева Иллоуз, философ и писатель Аарон Шустер и теоректик Борис Клюшников примут участие в дискуссии «Тирания позитива», 26 октября
......... Тирания позитива

......... Вторая дискуссия «Тирания позитива» в цикле «Салон отверженных категорий» в рамках образовательной программы VII Московской международной биеннале молодого искусства, реализуемой совместно с Фондом поддержки современного искусства Винзавод, состоится 26 октября, в 19:00 (16:00 GMT).

......... Андрей Шенталь, куратор цикла международных дискуссий:
......... «Неологизм «счастьекратия» описывает общество, которым правит позитивное мировосприятие и требование наслаждаться своей жизнью. Популярная психология приучает избавляться от негативных мыслей, а позитивное образование — подавлять критическое мышление как несовместимое с развитием предпринимательских навыков. Положительные эмоции — ходовой товар сервисной экономики, а улыбающийся работник или работница становятся признаком клиентоориентированности и залогом коммерческого успеха. Состояние счастья производится сегодня индустрией: от звездных коучей, тренингов и онлайн-марафонов до руководств по благополучию и мотивационных цитат вконтакте. Те, кто не способен самостоятельно выработать эмоциональный интеллект, могут положиться на психотерапевтов или ингибиторы обратного захвата серотонина.
......... Тем не менее, несмотря на эманацию счастью, статистика свидетельствует о прогрессирующем росте распространенности депрессивных расстройств, количестве самоубийств даже в благополучных странах. В отличие от культуриндустрии, медиа и социальных сетей искусство остается одной из последних зон свободных от диктатуры позитива. Если негативность была ключевой категорией модернизма (например, искажая привычные взгляду формы), то последнее в чем можно уличить современное искусство, так это в эмоциональном обслуживании публики. Как полагал «мастер негативности», Теодор Адорно в помраченной объективной реальности, позитивность искусства парадоксальным образом заключается в его противоположности: оно «словно хочет своими заклинаниями предотвратить катастрофу, нарисовав ее картину».

......... Цикл международных дискуссий объединил выдающихся исследователей, философов, кураторов и художников. Среди них профессор Университета Абердина в Великобритании Тим Ингольд (Tim Ingold), приверженец экологического подхода к антропологии и психологии; профессор Gender Studies в Университете Колумбия Джек Халберстам (Jack Halberstam), применяющий критическую теорию для анализа искусства и культуры; итальянский социолог, философ и писатель, профессор L'Accademia di Brera в Милане Франко Берарди (Franco "Bifo" Berardi), специализирующийся на изучении депрессии; историк, доктор философии Анна Мазаник (Anna Mazanik, Венгрия), фокусирующаяся на истории медицины; кандидат культурологии, педагог Шанинки Оксана Мороз; один из ведущих специалистов в области перформативных практик, художница Екатерина Муромцева, работающая с темой возрастной антропологии, и многие другие.

......... Участники второй дискуссии:

......... Ева Иллоуз (Eva Illouz, Израиль) — профессор социологии Еврейского университета в Иерусалиме и института EHESS в Париже. Ее исследования сосредоточены на социологии капитализма, социологии эмоций, социологии пола и социологии культуры. Ее работы исследуют несколько важных и заставляющих задуматься тем, таких как влияние капитализма на эмоции, коммодификация романтики и значение свободы, выбора и индивидуализма в современном мире. Основные работы: Consuming the Romantic Utopia: Love and the Cultural Contradictions of Capitalism (University of California press, 1997); Cold Intimacies: The Making of Emotional Capitalism (Polity Press, 2007); Why Love Hurts: A Sociological Explanation (Polity Press, 2012); Unloving: A Sociology of Negative Relations (Oxford University Press, 2018).

......... Аарон Шустер (Aaron Schuster, США) — философ и писатель, живущий в Амстердаме. Он является старшим научным консультантом в Фонде VAC (Москва), а ранее был научным сотрудником Общества гуманитарных наук Корнельского университета и приглашенным профессором Чикагского университета. Он является автором книги The Trouble with Pleasure: Deleuze and Psychoanalysis (MIT Press, 2016). В следующем году выйдут работы: How to Research Like a Dog: Kafka's New Science (MIT Press), and Spasm: Theater and the Philosophy of Tickling (Cabinet Books).

......... Борис Клюшников (р. 1989, Россия) — преподаватель теории современного искусства. С 2013 по 2015 год работал в Государственном центре современного искусства в отделе междисциплинарных программ. С 2015 по 2020 гг. преподавал курс теории современного искусства на кафедре кино и современного искусства РГГУ. Преподаватель и организатор программ по теории и истории искусства института «База». Преподаватель школы фотографии и мультимедиа им. Родченко. С 2015 года преподает в Британской высшей школе дизайна.

......... Со-основатель Лаборатории художественной критики Винзавода (совместно с институтом «База»). С 2020 года преподаватель Московской школы новой литературы. Организатор ридинг-групп по научной фантастике The Word For World Is Forest. В сферу исследовательских интересов входит философия современного искусства, видеоэссеизм и пересечение искусства и научной фантастики.

......... Модератор дискуссии:

......... Наталия Протасеня (р. 1988, Россия) — куратор, редактор, переводчица, магистр политической философии. С 2011 года работает в институциях современного искусства (МАММ, Политехнический музей, МВО «Манеж»). С 2013 года работает как независимый куратор. С 2014 по 2015 являлась со-основательницей и со-куратором независимого выставочного пространства red square на Электрозаводе. С 2017 года преподает critical cultural studies в Британской высшей школе дизайна. В 2016 году окончила магистратуру МВШСН «Шанинка» и Манчестерского Университета по политической философии и социальной теории. Автор, редактор и переводчица текстов о современном искусстве и культуре. В настоящее время является куратором фонда V-A-C.

......... О кураторе:

......... Андрей Шенталь (р. 1988, Россия) — художественный критик и куратор. Окончил Факультет журналистики МГУ им. Ломоносова (Кафедра литературно-художественной критики и публицистики) и магистратуру Центра исследований современной европейской философии Кингстонского университета. В 2013–2015 гг. был старшим редактором раздела «Современное искусство» проекта «Теории и практики», а в 2015–2017 — редактором, автором и переводчиком «Художественного журнала». С 2016 года является иностранным корреспондентом Flash Art International. Автор рецензий, интервью и статей, опубликованных в различных изданиях и сборниках, среди которых «Артхроника», Colta.ru, Art Territory, Idea, Mute, Art Leaks, Little Joe, Flash Art и Frieze. Со-куратор проектов Now Showing: Austerity Measures (Лондон, Лиссабон, Рига, Афины, Порту, Бухарест, 2013); «Неудовлетворенность эстетикой», «Новые космологии» и ДИАМАТ («Винзавод», Москва, 2016, 2017–18, 2018–2019 гг. соответственно); куратор персональной выставки Арсения Жиляева «Возвращение» («Винзавод», Москва, 2017–18); со-куратор программы «Турбулентность» в рамках Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow (Москва, 2020).

......... Дискуссия пройдет в онлайн-формате на английском языке с синхронным переводом на русский, при поддержке посольства Государства Израиль в РФ. Трансляция пройдет в zoom и ВКонтакте. Для просмотра трансляции в zoom необходима регистрация по ссылке.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных