3.3..Даша Козлукова. «Сложно работать 8 часов в день, а потом приходить и заниматься искусством». Интервью с художником Николаем Алексеевым
.........Художник Николай Алексеев рассказал, художник ли Хаски и зачем оставаться в Воронеже, когда все переехали в Москву и Европу.
.........Художник и один из основателей Воронежского центра современного искусства Николай Алексеев открыл в галерее «Х.Л.А.М.» персональную выставку «Пять тысяч глаз», которая продлится до 16 декабря. Художник работает с эстетикой найденных объектов, форм, видео и изображений. В разговоре с Лабораторией журналистики Николай Алексеев рассказал, почему он остался в Воронеже, что умеет мыть посуду и кто придет ему на смену.

.........ДК: Все художники вашей волны, кроме Ивана Горшкова, с которыми вы вместе начинали, переехали в Москву, Санкт-Петербург и за границу. Почему вы решили остаться в Воронеже?

.........НА: Возможность молодым художникам оставаться в Воронеже — одна из целей создания ВЦСИ (Воронежский центр современного искусства — прим.). Мы хотели создать в городе художественную среду, где постоянно что-то происходит, появляются новые имена, уменьшенная копия столичной жизни. Мне кажется, мы добились результатов. Позитивные процессы в сфере культуры в Воронеже, так или иначе, часть того, что делаем мы.

.........ДК: Реально ли художнику жить на деньги от продажи своего искусства?

.........НА: Вполне реально, есть примеры. Но на порядок больше примеров обратных, совершенно чудовищных. Художники — одна из самых незащищенных социальных групп. Конкретно я бы мог прожить, именно прожить, на деньги от искусства, но чтобы содержать ВЦСИ, а это уже качество жизни, необходимы ресурсы. Поэтому я провожу восемь часов в офисе. С семьей еще сложнее, один художник может полгода с риса на воду перебиваться, семья — нет.

.........ДК: Насколько силен страх оказаться на улице без продаж работ?

.........НА: Не насколько, я посуду хорошо мою. Всегда найду работу.

.........ДК: Вы окончили живописно-педагогическое отделение художественного училища. Академическое образование вам помогает в работе?

.........НА: Образование, как и любой другой опыт — не проходит зря. Важно ли поэту поработать посудомойкой? Да, но польза неочевидная. Мне, например, помогает знание технологических процессов в живописи или скульптуре, кто-то легко обходится без них.

.........ДК: Что сегодня определяет современного художника? Рэпер Хаски делает акции, например, подвешивает себя с балкона отеля. Он художник?

.........НА: Если меня никто не будет называть художником, я не расстроюсь. Это просто слово. В таком случае, мы можем сказать, что Хаски — художник. Наши студенты (ученики «Школы для художников» — прим.) настаивают на том, что они художники, а их деятельность — искусство. Чем убедительней они настаивают, тем быстрее становятся художниками. В случае с Хаски, как я понимаю, такой необходимости нет.

.........ДК: Вы выступали не только как художник, но и куратор. Это тенденция - быть и куратором, и художником?

.........НА: Я отвечаю за выставочную программу ВЦСИ, и мне иногда приходится курировать выставки. Но куратор — отдельная профессия, со своими тонкостями и кухней. Она требует своей оптики и навыков.

.........ДК: Кто куратор в Воронеже?

.........НА: Да их нет, не было никогда. Это большая проблема, которую мы пытались исправить в рамках «Школы для художников», но пока не очень результативно. Поэтому молодым художникам важно объединяться и брать все на себя.

.........ДК: У меня есть ощущение и, думаю, многие со мной согласятся, что тусовка ВЦСИ довольно закрытая и влиться в нее сложно. Так ли это на самом деле?

.........НА: У всех такое впечатление складывается, но на самом деле это не сложно. Хороший пример - Катя Лузгина, которая сейчас живет в Лондоне. Я не помню, каким образом она стала нашей подругой и начала делать выставки. Просто мы сидели, и она подошла к нам и говорит: «Давайте я выставку сделаю».

.........ДК: То есть главное инициатива, и вы рады всем?

.........НА: Не всем. Мы много кому отказываем. Отказываем, если художники делают плохое искусство или его работы вообще не являются современным искусством. Но самое смешное, когда приходят молодые ребята и спрашивают, как у вас сделать выставку. Мы просим их показать портфолио или фотографии работ, спрашиваем, какую выставку готовят. Они отвечают: «Не, мы искусство еще не делали, мы заранее хотели спросить. Мы сейчас быстро сделаем. Когда у вас можно выставиться?». Постоянно так приходят.

.........ДК: Формируется, на ваш взгляд, новая волна воронежских художников, которая придет, например, вам на смену?

.........НА: Я надеюсь, что формируется. По крайней мере, часть выпускников «Школы для художника» общаются вместе и пытаются проводить выставки.

.........ДК: Среди них есть сто процентное попадание?

.........НА: Конечно, но вообще судьбу художников невозможно предугадать. Их успех зависит не столько от таланта, сколько от настойчивости. Арсений Жиляев недавно делал прямое включение для школы «Среда обучения» из квартиры Аркадия Давидовича (писатель, афорист из Воронежа — прим.). Таня Данилевская (художник, руководитель «Школы для художников» — прим.) попросила Аркадия дать совет молодым художникам. Он ответил: «Первое, что я бы посоветовал, перестать быть молодым и художником». Молодым художником быть крайне сложно. Ты должен либо родиться, что называется, богатым, либо прикладывать невероятные усилия. Сложно работать 8 часов день, а потом заниматься искусством. Очень сложно. В таких случаях выигрывают самые упорные люди, которые справляются, несмотря на все трудности.

3.2..Даша Козлукова. Сделать наоборот: улица в центре выставочного зала и мусорный бак с воспоминаниями
......... Рассказ о латте-городе Воронеже на выставке в Центре современного искусства.
.........В Воронежском центре современного искусства (ВЦСИ) открылась выставка на тему улиц «Тихий центр». Участники проекта перенесли в пространство экспозиции элементы уличной среды — тротуар, мусорный бак и даже выстроили стену дома из кирпича.
.........На выставке представлены работы Екатерины Квасовой, Надежды Синозерской, Миши Гудвина, Ильи Половины, Михаила Добровольского и Бориса Смирнова. Пройдя по небольшому коридору и минуя смотрителя, зритель попадет в первый зал с зелеными зарослями — работой Екатерины Квасовой. Видеопроекция направлена на ширму из легкой прозрачной ткани, которая как будто плавно покачивается на ветру. Природную идиллию разрушает кусок старого ржавого металла среди зарослей.

Художники: Ильи Половина, Михаил Добровольский
........После проекции зритель выбирает дальнейший маршрут — в угловой зал или в главный. В угловом ждет инсталляция с фанерными листами, напоминающими ширму, с тротуарной плиткой и мусорным баком. Инсталляция Ильи Половины и Михаила Добровольского имитирует стену дома с объявлениями: часть фотографий запечатлела важные для Ильи Половины места и тексты с его воспоминаниями — о ночных прогулках, грустных перекрестках и одиночестве в городе. Работа удерживает своими подробными рассказами на листках, которые пересекаются с личными воспоминаниями посетителей — их также можно написать на чистых листочках, но потом выкинуть в мусорный бак. У правой стены Центра в диалог вступает кусок вагона с абстрактной работой Миши Гудвина, а у левой — минималистичная картина Михаила Добровольского с изображением угла этой же комнаты. Изначально ее хотели повесить на фасад здания ВЦСИ — то есть перенести фрагмент галереи на улицу, а не наоборот, как в других работах.
Художник: Миша Гудвин
.......В третьем зале пространство пересекает стена. Ее кирпич за кирпичом построил Миша Гудвин, чьи работы представлены на улицах Воронежа. На стене художник изобразил градиентный круг, над ним повесил розовые аморфные формы, похожие на червяков, рядом установил курсор мышки и оградил работу дорожными конусами и лентой. Напротив, на белой стене, плотными рядами висят плакаты Надежды Синозерской, напоминающие те, которыми заклеен каждый забор. На противоположной стене — подушки-дорожные знаки художника Бориса Смирнова.
Художник: Михаил Добровольский
......Куратором выставки Татьяной Данилевской Воронеж воспринимается как латте-городок, описанный в книге Дэвида Брукса «Бобо в раю? Откуда берется новая элита». Тему выставки предложили сами художники, но она помогла им организоваться и определиться с концепциями произведений. Только в итоге работы, да и вся выставка в целом, не совпали с ее ожиданиями. Как рассказала куратор, она хотела, чтобы в своих произведениях художники показали город глазами обывателя с его проблемами и острыми углами, а итоговые работы скорее о персональных историях авторов, связанных с городом.
Художник: Миша Гудвин
Художник: Надежда Синозерская
.....Выставка не расскажет посетителю о Воронеже: не раскроет его с новой стороны и не даст ответы об «острых углах». Такая выставка может произойти в любом другом городе России и экспонаты можно не менять.
3.1..Даша Козлукова. «Фрагменты» воронежского искусства
......... Как в Воронеже прошла однодневная выставка-квартирник трех художников.
......... 5 октября на один вечер в квартире-мастерской в центре Воронежа стало тесно: трое художников Бэла Погосян, Миша Гудвин и Катя Квасова решили показать выставку «Фрагменты». Встреча была стилизована под званый ужин с вином, гостей встречали художники в атласных халатах и бокалами в руках, за разговорами не было слышно музыки. Зрителей собралось в два раза больше, чем могла вместить комната, арендованная специально для выставки, тусовка перетекала на улицу и балкон. ........
Фото: Кирилл Холодченко
.........Экспозицию, которая заняла одну комнату, формально объединили темой «фрагментов». Участники проекта — выпускники двух наборов «Школы для художников» при Воронежском центре современного искусства (ВЦСИ). Инициаторами выступили Катя Квасова и Бэла Погосян (студентка Института «База»), предложившие концепцию возрождения романтизма с его чувственным опытом. На призыв к участию в проекте откликнулись художники ВЦСИ, но под концепцию, на взгляд кураторов-художниц, подошли идеи Гудвина, который уже работал вместе с Квасовой в проекте «Политика принятия» в воронежском «Доме губернатора». Помимо идеи о возрождении романтизма, художников объединил энтузиазм и желание организовывать выставки вне стен институций.
.........Авторы намеренно искали альтернативу вместительным и официальным выставочным залам, важна была атмосфера и возможность переформатировать событие из классического вернисажа в приватный творческий прием в мастерской. Художники в халатах, с одной стороны, выглядели как хозяева дома, с другой — напоминали образ абстрактного творца, который стоит возле мольберта, держа в одной руке бокал, в другой — кисть.

Художник: Миша Гудвин
Фото: Кирилл Холодченко

Художник: Катя Квасова
Фото: Кирилл Холодченко

.........При входе в комнату гостей первыми встречали масштабные картины Миши Гудвина. Стрит-арт художник с узнаваемым стилем: простые цвета и градиенты, аморфные фигуры в движении и крупные объекты в центре композиции. За Гудвиным следовали работы Кати Квасовой и Бэлы Погосян. Квасова исследует в своих работах телесность. Она использует два цвета — красный и черный. Черный цвет символизирует в ее работах пустоту и выступает фоном, красный — символ человеческой плоти. Художница стремится через картины выразить опыт, близкий к сновидению или медитации. Чувственный рассказ продолжается и в работах Погосян, но в контексте религии. В своих картинах она разбирает религиозные сооружения на отдельные фрагменты: фундамент, колонны, стены существуют по отдельности.
.........Выставки-квартирники в Воронеже редкое явление. В городе работает Центр современного искусства, галерея Х.Л.А.М. и «Дом губернатора», но первые две институции предпочитаю выставлять уже признанных в медиа российских художников, а Дом привлекает молодых для участия в групповых выставках.
.........Выбранный формат позволяет и в будущем проводить совместные выставки с участием начинающих художников, создавая альтернативу и новую среду в городе.

Художник: Бэла Погосян
Фото: Кирилл Холодченко

Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных