3.2..Даша Козлукова. Сделать наоборот: улица в центре выставочного зала и мусорный бак с воспоминаниями
......... Рассказ о латте-городе Воронеже на выставке в Центре современного искусства.
.........В Воронежском центре современного искусства (ВЦСИ) открылась выставка на тему улиц «Тихий центр». Участники проекта перенесли в пространство экспозиции элементы уличной среды — тротуар, мусорный бак и даже выстроили стену дома из кирпича.
.........На выставке представлены работы Екатерины Квасовой, Надежды Синозерской, Миши Гудвина, Ильи Половины, Михаила Добровольского и Бориса Смирнова. Пройдя по небольшому коридору и минуя смотрителя, зритель попадет в первый зал с зелеными зарослями — работой Екатерины Квасовой. Видеопроекция направлена на ширму из легкой прозрачной ткани, которая как будто плавно покачивается на ветру. Природную идиллию разрушает кусок старого ржавого металла среди зарослей.

Художники: Ильи Половина, Михаил Добровольский
........После проекции зритель выбирает дальнейший маршрут — в угловой зал или в главный. В угловом ждет инсталляция с фанерными листами, напоминающими ширму, с тротуарной плиткой и мусорным баком. Инсталляция Ильи Половины и Михаила Добровольского имитирует стену дома с объявлениями: часть фотографий запечатлела важные для Ильи Половины места и тексты с его воспоминаниями — о ночных прогулках, грустных перекрестках и одиночестве в городе. Работа удерживает своими подробными рассказами на листках, которые пересекаются с личными воспоминаниями посетителей — их также можно написать на чистых листочках, но потом выкинуть в мусорный бак. У правой стены Центра в диалог вступает кусок вагона с абстрактной работой Миши Гудвина, а у левой — минималистичная картина Михаила Добровольского с изображением угла этой же комнаты. Изначально ее хотели повесить на фасад здания ВЦСИ — то есть перенести фрагмент галереи на улицу, а не наоборот, как в других работах.
Художник: Миша Гудвин
.......В третьем зале пространство пересекает стена. Ее кирпич за кирпичом построил Миша Гудвин, чьи работы представлены на улицах Воронежа. На стене художник изобразил градиентный круг, над ним повесил розовые аморфные формы, похожие на червяков, рядом установил курсор мышки и оградил работу дорожными конусами и лентой. Напротив, на белой стене, плотными рядами висят плакаты Надежды Синозерской, напоминающие те, которыми заклеен каждый забор. На противоположной стене — подушки-дорожные знаки художника Бориса Смирнова.
Художник: Михаил Добровольский
......Куратором выставки Татьяной Данилевской Воронеж воспринимается как латте-городок, описанный в книге Дэвида Брукса «Бобо в раю? Откуда берется новая элита». Тему выставки предложили сами художники, но она помогла им организоваться и определиться с концепциями произведений. Только в итоге работы, да и вся выставка в целом, не совпали с ее ожиданиями. Как рассказала куратор, она хотела, чтобы в своих произведениях художники показали город глазами обывателя с его проблемами и острыми углами, а итоговые работы скорее о персональных историях авторов, связанных с городом.
Художник: Миша Гудвин
Художник: Надежда Синозерская
.....Выставка не расскажет посетителю о Воронеже: не раскроет его с новой стороны и не даст ответы об «острых углах». Такая выставка может произойти в любом другом городе России и экспонаты можно не менять.
3.1..Даша Козлукова. «Фрагменты» воронежского искусства
......... Как в Воронеже прошла однодневная выставка-квартирник трех художников.
......... 5 октября на один вечер в квартире-мастерской в центре Воронежа стало тесно: трое художников Бэла Погосян, Миша Гудвин и Катя Квасова решили показать выставку «Фрагменты». Встреча была стилизована под званый ужин с вином, гостей встречали художники в атласных халатах и бокалами в руках, за разговорами не было слышно музыки. Зрителей собралось в два раза больше, чем могла вместить комната, арендованная специально для выставки, тусовка перетекала на улицу и балкон. ........
Фото: Кирилл Холодченко
.........Экспозицию, которая заняла одну комнату, формально объединили темой «фрагментов». Участники проекта — выпускники двух наборов «Школы для художников» при Воронежском центре современного искусства (ВЦСИ). Инициаторами выступили Катя Квасова и Бэла Погосян (студентка Института «База»), предложившие концепцию возрождения романтизма с его чувственным опытом. На призыв к участию в проекте откликнулись художники ВЦСИ, но под концепцию, на взгляд кураторов-художниц, подошли идеи Гудвина, который уже работал вместе с Квасовой в проекте «Политика принятия» в воронежском «Доме губернатора». Помимо идеи о возрождении романтизма, художников объединил энтузиазм и желание организовывать выставки вне стен институций.
.........Авторы намеренно искали альтернативу вместительным и официальным выставочным залам, важна была атмосфера и возможность переформатировать событие из классического вернисажа в приватный творческий прием в мастерской. Художники в халатах, с одной стороны, выглядели как хозяева дома, с другой — напоминали образ абстрактного творца, который стоит возле мольберта, держа в одной руке бокал, в другой — кисть.

Художник: Миша Гудвин
Фото: Кирилл Холодченко

Художник: Катя Квасова
Фото: Кирилл Холодченко

.........При входе в комнату гостей первыми встречали масштабные картины Миши Гудвина. Стрит-арт художник с узнаваемым стилем: простые цвета и градиенты, аморфные фигуры в движении и крупные объекты в центре композиции. За Гудвиным следовали работы Кати Квасовой и Бэлы Погосян. Квасова исследует в своих работах телесность. Она использует два цвета — красный и черный. Черный цвет символизирует в ее работах пустоту и выступает фоном, красный — символ человеческой плоти. Художница стремится через картины выразить опыт, близкий к сновидению или медитации. Чувственный рассказ продолжается и в работах Погосян, но в контексте религии. В своих картинах она разбирает религиозные сооружения на отдельные фрагменты: фундамент, колонны, стены существуют по отдельности.
.........Выставки-квартирники в Воронеже редкое явление. В городе работает Центр современного искусства, галерея Х.Л.А.М. и «Дом губернатора», но первые две институции предпочитаю выставлять уже признанных в медиа российских художников, а Дом привлекает молодых для участия в групповых выставках.
.........Выбранный формат позволяет и в будущем проводить совместные выставки с участием начинающих художников, создавая альтернативу и новую среду в городе.

Художник: Бэла Погосян
Фото: Кирилл Холодченко

Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных