6.2..Дарья Горшенина. Однобокая цивилизация Пестовых
........Ретроспективная выставка Игоря и Екатерины Пестовых с осени открыта в Мраморном дворце Русского музея. Художники впервые выступили в совместном проекте и представили около 40 произведений на четыре, на их взгляд, главные проблемы современности — потребление, духовная пустота, агрессия, беззащитность человека.
........Пестовы создавали эти работы в 2000-х годах, когда уже оба окончили Академию художеств имени Репина в Санкт-Петербурге, выставлялись и сформировали свой художественный метод. Они определили его как «личную историю»: то, что происходит в их реальной жизни, может стать исходным мотивом для создания картин.
........Так, любовь художники видят не в привычных для обывателя образах. Это мясо, прокручивающееся в жерле мясорубки. Абстрактному понятию дается циничное материальное определение, которое несёт за собой негативную коннотацию. В этом заключается стиль Пестовых — «необарокко» — тревожный, гиперболичный и эпатажный.

.......Большая часть экспозиции посвящена потреблению, возведенному в культ. Например, картина «Цивилизация» из двух полотен в форме креста. На одном полотне изображено захламленное старой обувью пространство, на другом — дары в виде мясных окороков, рыбы и хлеба. Обувь Пестовых отсылает нас к картинам башмаков Ван Гога. Но Пестовы в отличие от Ван Гога, рисовавшего башмаки с целью показа тяжелого труда рабочих, говорят о культуре потребления. После одного столетия остается старый и уже никому не нужный хлам. А земные дары вовсе нельзя сопоставить с теми же мясными тушами Сутина, который находил красоту в растерзанном мясе. У Пестовых блюда изображены настолько реалистично, что желание их употребить появляется прямо на выставке. Экспрессии в них нет и быть не должно.
........В цивилизации, которую изображают Пестовы, данностью является труп с ободранной шкурой кролика в качестве подарка (картина «Подарок»), а предметом искусства — тарелки с недоеденными блюдами. Они не похожи на картины художника-нонконформиста Оскара Рабина, где палка колбасы или бутылка водки на фоне мрачного города символизировали советскую эпоху, или на картины современного художника Антона Тотибадзе, который рисует свои впечатления и эмоции от еды. На его картинах рука человека еще к ней не притронулась. Пестовы, наоборот, оставляют посетителям выставки только объедки и предрекают конец цивилизации, как на картине «Ветер перемен», — весь пластик, мусор и остатки еды, залитые кровью, летят в никуда.
........Человечность и жизнь они смело сопоставляют с мусором. Картина «Избиение младенцев» равнозначна по размерам и композиции с картиной «Твердые отходы». А сами младенцы в этом контексте становятся скорее биоматериалом, а не будущим человечества.
........Картины Пестовых шокируют зрителя. Бытовые вещи, будь то мусор, еда, кухонные приборы, изображенные на картинах диссонируют с их названиями, говоря о том, что современная эпоха больше не испытывает духовных потребностей, а ценит только материальное. Тем не менее высказывание художников о культуре потребления достаточно банальны, а такой взгляд на цивилизацию — однобок, хоть и имеет место быть.
........Выставка продлится до 14 января.

6.1..Дарья Горшенина. 20 лет без ветра перемен – нонконформисты на Пушкинской празднуют юбилей
........Новый сезон в арт-центре на Пушкинской, 10 открылся в октябре проектом «Вся правда о нас» - семь галерей подготовились к празднованию 20-летия Музея нонконформистского искусства (МНИ в СПб).
........Долгая история
........Формально арт-центр «Пушкинская-10» существует с 1989 года. Тогда в расселенный под капитальный ремонт дом стали перебираться независимые художники, музыканты и многие другие. По словам одного из создателей арт-центра Сергея Ковальского, всё начиналось с квартирных выставок в 1973 году. До середины 1980-х годов художники вели борьбу с чиновниками, чтобы зарегистрировать своё объединение официально. Писали письма на имя Брежнева и Горбачёва. Но всё было безрезультатно. И только в постперестроечное время они смогли жить в доме на законных основаниях — зарегистрировали гуманитарный фонд «Свободная культура», который потом стал РОО «Товарищество «Свободная культура»». У арт-центра три основателя: художники Евгений Орлов, Юлий Рыбаков и Сергей Ковальский. В 1998 году Орлов учредил первый в России Музей нонконформистского искусства.

Фото: Дарья Горшенина
.......Сегодня в арт-центре располагаются пятнадцать художественных галерей, концертная площадка, два музыкальных клуба, студия звукозаписи, детский театр, музей «Реалии Русского Рока», Музей Звука и тридцать восемь творческих мастерских известных художников и музыкантов. Среди них Максим Исаев, Павел Семченко, Евгений Орлов, Вячеслав Бутусов, Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук.
.......Помимо этого, арт-центр работает с молодыми художниками и предоставляет мастерскую «Сверчок» на один год тем, кто прошёл конкурсный отбор. Принимает участие в международных проектах и является членом международных организаций. Например, европейской сети культурных центров TransEuropeHalles.

........«Вся правда о нас»
........Выставки нового сезона не обязательно объединяет одна тема. «Вообще каждый месяц, создавая выставочный сезон, мы пытаемся объединить все выставки под общую идею, однако это не всегда получается, поскольку сезон в каждой галерее планируется самостоятельно вне зависимости друг от друга. В этом месяце мы назвали сезон «Вся правда о нас», многие выставки и проекты касаются нашей истории, нашей внутренней культуры. Это действительно то самое откровение, которые мы хотим донести до наших посетителей», — говорит pr-директор арт-центра Ксения Шаповалова.

........«Вся правда о нас»
........Олег Лягачёв-Хельги работал с мета-элементами – объектами, переходящими из одного в другое состояние. Его выставка «Мета-Арт — 50» проходит в Большом зале МНИ. Куратором выступила Лора Кучер. Графические фигуры, линии разных цветов, пересекающиеся на холстах, напоминают калейдоскоп — это структура окружающего нас мира. Видеть такой мир непривычно, ведь художник акцентирует внимание на его усложнённом порядке, точнее на отсутствии всякого порядка. В сложной взаимосвязи всех элементов художник видит энергию и саму жизнь. Об этом его работы на тему «теории хаоса». Два разных видения на мир — художника и прохожего — сопоставляются на расположенных рядом экранах, показывающих видео шумящей листвы березы, движения машин и пешеходов с улицы Боровой в Петербурге.

Фото: Дарья Горшенина
........В композициях с ромбоидами иной подход — текст, а именно главы из неопубликованного романа художника «Грани и осколки кристалла», даёт жизнь и энергию асимметричной фигуре.
........«20 лет МНИ: Хроника»
........Малый зал Музея нонконформистского искусства представил хронику двух десятилетий его существования. Экспозиция выстроена в хронологическом порядке — от 1998 до 2017 годов и сосредоточена на ключевых моментах из жизни музея, отобранных куратором Анастасией Пацей. Многие документы, фотографии из архива, видеозаписи интервью показаны впервые.

Фото: Дарья Горшенина
........«Достоевский плюс Платонов»
........У Андрея Сикорского в выставочном пространстве «Дверь» два объекта одновременно: топор Раскольникова и лопата Вощева. Куратором этого прямого высказывания стала Евгения Коновалова. Произведение Сикроского литературно обыгрывает преступление без наказания, так как убив старушку ее можно сразу закопать. Идеальное оружие для регулирования общественного порядка.

Фото: Дарья Горшенина
........ «Космическая доктрина»
........Последователь философии космизма Николай Сычёв соединил в галерее «Арт-Лига» под кураторством Юлии Рыбаковой реальность и абстрактные элементы. Большое количество работ художника говорит о его убеждённости в том, что Вселенная не имеет предела. На картинах с синтезом абстрактных элементов легко узнаются предметы реальности, будь то это рыбы в океане или скалы. Художник интуитивно заполняет пространство листа геометрическими фигурами, сочетает разные формы и цвета.

Фото: Дарья Горшенина
........«Полковник. Начало пути»
........Галерея «Мастерская Полковника» продолжает функционировать, несмотря на кончину её владельца художника Юрия Никифорова. Уже два года её куратором является его дочь Алёна Никифорова. Но в новом выставочном сезоне было принято решение показать ранние работы Юрия под одним названием «Полковник. Начало пути». Он создавал их в 80-е годы. В указанный период на его работы большое влияние оказало увлечение художниками Филоновым и Пикассо. Многие их них не сохранились и остались на фотографиях, представленных на выставке. Никифоров их уничтожал сам, думая, что они никому неинтересны. Особое внимание из оставшихся в целостности работ посетителей может привлечь брутальные картины «Любовники».

Фото: Дарья Горшенина
........Выставка летних поступлений в коллекцию Музея «Реалии Русского Рока»
........Большими поступлениями в коллекцию Музей, к сожалению, похвастаться не может. Куратор выставки музыкант Владимир Рекшан рассказал, например, о нескольких экземплярах музыкального рукописного самиздата 80-х гг. из Риги: «Я их чудом выманил. Такие издания — большая редкость. Их тираж не превышал 20 экземпляров». Другая новинка — рукописный перевод полу-фантастического романа Марка Шиппера «Жизнь и времена Beatles». «Что с этим делать, правда, непонятно. Но пусть останется, иначе всё это пропадёт», — добавляет Владимир.

Фото: Дарья Горшенина
........«МассМедиаКУЛЬТ»
........Художники из группы REPA в своих работах совместили элитарное и массовое искусство. Их выставку «МассМедиаКУЛЬТ» курировали Андрей Клюканов и Глеб Ершов. Например, одна из работ художников — совмещение фрески Микеланджело «Страшный суд» с телепередачей «Час суда с Павлом Астаховым». Вместо полотна — шесть скрепленных вместе экранов телевизоров, а вместо живописи — пластиковые куклы. В данном контексте разницы для художников между оригиналом и его современной пластиковой копией нет. Оба объекта воспринимаются за эталон. Но если в первом случае, сомневаться не приходиться, то во втором, художники как бы призывают задуматься о влиянии массмедиа на сознание общества.

Фото: Николай Симоновский
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных