28.6.2018
Описание курсов лаборатории
художественной критики
28.6.2018
Описание курсов лаборатории
художественной критики
.........Курс Бориса Клюшникова «История и актуальные задачи художественной критики»

В статье о задачах художественной критики Гарольд Розенберг писал: «Сегодня художественная критика — вариант истории искусства. Но эта история не обязательно написана историком». В этой формулировке важным оказывается историческое измерение критики, которое Розенберг противопоставляет примату эстетического суждения у Клемента Гринберга. Мыслить современность — означает предлагать вариант истории, а не застревать в «вечном настоящем».

Задача моих семинаров — раскрыть и обсудить развитие художественной критики от начала XIX века, что позволило бы прояснить современность с точки зрения исторического развития взгляда на искусство. В курсе особое внимание будет уделено специфике критических текстов и теорий, поддерживающих понятийный аппарат критиков разных направлений.

1. Романтизм и проект художественной критики. Искусство как философия.
2. Художественная критика и социальная роль искусства в проекте реализма XIX в.
3. Вальтер Беньямин и художественная критика. Прочтение ранних романтиков и Бодлера у В. Беньямина
4. Питер Осборн, философская критика и роль Раннего Романтизма
5. Адорно и художественная критика XIXв. Паратаксис как способ письма.
6. Художественная критика в России. Михаил Лифшиц и критики XIX в.
7. Революция и авангард как способы критического письма и риторические фигуры.


.........Курс Константина Бохорова «Критика выставочного текста»

Выставка — основная форма медиатизации современного искусства в культурных и социальных пространствах.

Художественный процесс осуществляется посредством экспозиционных практик, которые при всем своем разнообразии имеют сложившиеся типологии, иерархии, культурные коды.

Современное искусство институционализируется посредством выставок, преодолевая институционализацию искусства в культуре.

В современном искусстве кураторская деятельность, курирование стало формой осуществления художественной критики, породив дискуссию об исчерпанности вербального медиума.

Эти тезисы положены в основу курса «Критика выставочного текста», предполагающего ознакомление с дискурсом современной художественной репрезентации и включение в него современного арт-критика.

В его рамках будут обозначены проблемы выставочного текста, курирования, институциональной рамки репрезентации, глобализации модернизма. Модернизм будет рассмотрен через рамку выставочных практик, как производное экспозиционной функции произведения, о которой говорил В.Беньямин.

Курс состоит из четырех занятий:

1. Медиатизация современного искусства

2. Институциональные коллизии

3. Курирование

4. Процессы глобализации в современном искусстве


.........Курс Егора Софронова «Развенчание, ресентимент, отрицание»

Почему слово «критика» связано с негативными аффектами и разрушительными операциями? Если в ее систематический исток у Канта критика замышлялась как юридическая архитектура суждения и разума, то в последующие десятилетия — вплоть до сегодня — критика стала проводником специфически современного аффекта отрицания.

Будучи одним из вводных семинаров Лаборатории художественной критики, курс будет вращаться вокруг избранных основополагающих текстов эстетической критики и ее роли в формировании Нового времени и позднейшей современности через призму синхронных им аффектов, ее породивших и по-прежнему мотивирующих.

Семинар 1. Амбивалентность, цинизм и парадоксальное положение: критика в конце двадцатого века

Семинар 2. Понятие ressentiment у Ницше

Семинар 3. Опыт городской современности и письмо

Семинар 4. Нигилизм

Семинар 5. Развенчание

Семинар 6. Критика фетишизма и идеологии


.........Курс Анатолия Осмоловского «Как писать художественный манифест. История вопроса»

1. Первый манифест сюрреалистов. Андре Бретон.

2. Искусство после философии. Джозеф Кошут.

3. Искусство и объектность. Майкл Фрид.

4. Пощёчина общественному вкусу. Кубофутуристы.


.........Курс Александры Шестаковой
«Стратегии художественной критики»

Семинар «Стратегии художественной критики» будет состоять из упражнений, направленных на развитие ключевых навыков для тех, кто пишет об искусстве в современной России: критического отношения к стратегиям институций, осознанного подхода к собственной практике и внимания к отдельным произведениям. В рамках семинара также будут обсуждаться некоторые тексты из истории художественной критики в России, они позволят осмыслить развитие художественной критики в России и осознать собственное положение в локальном контексте.

Основной курс построен вокруг обсуждения теории художественной критики в разные периоды становления — от раннего романтизма, когда художественная критика мыслилась как преодоление систематической философии до начала XXI века. Занятия включают в себя чтение и обсуждение текстов о роли художественной критики и дискуссии по поводу главных задач. Особое внимание уделяется исследованию методов художественной критики. В центре внимания реконструкции исторических и биографических критических писем отдельных авторов: т.е. будут разбираться интеллектуальные биографии.

Семинар «Стратегии художественной критики» — серия упражнений, направленных на развитие ключевых навыков для пишущих об искусстве: критического отношения к стратегиям институций, осознанного подхода к собственной практике и внимания к отдельным произведениям. В рамках семинара состоятся обсуждение текстов из истории художественной критики в России для осмысления локального контекста.

Семинар «Развенчание, ресентимент, отрицание» — в первой части разбор и обсуждение обязательных к прочтению для каждого занятия текстов. Вторая часть — презентации участников семинара. Третья часть — визит приглашенного искусствоведа или художника; через занятие.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных