......Дайджест #5: Фрагмент расшифровки подкаста «На последнем издыхании»
......... В преддверие выхода подкаста публикуем фрагмент расшифровки из разговора с менеджеркой и со-основательницей организации «Феминистская мастерская» Ёш об отношении к труду. Ранее в первом дайджесте «Дневника биеннале» заявлена концепция подкаста
В коллаже использован дизайн ситца «Красная прядильщица» Георгия Голубева из коллекции Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина
......... Саша — Добро пожаловать на подкаст «На последнем издыхании», который делаем мы, Шестакова Саша, Даша Юрийчук и Настя Дмитриевская. В этом подкасте мы обсуждаем способы переосмысления отношения к труду в художественной сфере. Сегодня я, Саша Шестакова, буду разговаривать с ЁШ. Она менеджерка и соосновательница общественной организации «Феминистская мастерская», также ЁШ ведет телеграм-канал «Спонтанность» и в прошлом занималась артхаусным кинопрокатом, работая в коммунальных кинотеатрах, занималась общественной деятельностью молодежной организации, графическим дизайном, журналистикой. По образованию ЁШ градостроительница.
......... Я очень рада тебя приветствовать на нашем подкасте!
......... ЁШ — Привет!
......... Саша — Почему твой канал называется «Спонтанность», и как ты представляешь себе идеальные условия и формы спонтанного потока работы?
......... ЁШ — Я искала воодушевляющее, вдохновляющее название, красивое, которое меня саму мотивировало бы писать, и эта концепция, слово пришло из книги «Бегство от свободы» Эриха Фромма, которую я как раз читала. Эрих Фромм там размышляет о том, что такое свобода, что современный человек живет в такой сложной ситуации избавления от веры в Бога, от сопричастности к чему-то великому, и, находясь в таком изолированном, индивидуализированном обществе, ему нужно в чем-то искать какой-то новый смысл. Эрих Фромм противопоставляет эту негативную свободу от чего-то свободе к чему-то, свободе что-то делать.
......... Он видит возможность найти позитивную свободу в осознанном, спонтанном, творческом труде, и в этом труде возникает общность с другими людьми, а также связь с природой. Спонтанность для меня, чтобы быть чувствительными к своим потребностям и эмоциям и уметь их чувствовать, отслеживать, иметь возможность реализовать эти чувства, желания, потребности, в частности, в какой-то форме труда.
......... Саша — Я говорю из российского художественного контекста, и понимаю, что ты описываешь, — это идеальные условия, связанные с огромным количеством привилегий, которые, есть далеко не у всех.
......... Каким образом можно соотносить желание такого труда и с необходимостью зарабатывать деньги, с необходимостью себя кормить, и, зачастую, кормить свою семью? Для женщин труд включает неоплачиваемый репродуктивный труд. Искусство тоже подразумевает огромное количество неоплачиваемого труда.
......... ЁШ — В социальной сфере, где я работаю, мы все время думаем о каких-то максимально маргинализированных категориях общества, о непривилегированных участниках и участницах общества, и это, всегда сложно, но часть моей работы над собой и в организации состоит в том, чтобы не судить себя строго, не казнить себя за привилегии. Нет людей абсолютно маргинализированных и абсолютно привилегированных.
......... Я осознаю, что многим недоступно такое положение, из которого можно помыслить этот творческий спонтанный труд, но есть те, кому доступно. Почему бы не говорить и о таких людях. С одной стороны, у меня есть какие-то качества, и я соотношусь с какими-то маргинализированными группами, с другой стороны, мне доступны какие-то возможности. В первую очередь, я хочу сказать, что нельзя отказывать себе в праве рассуждать о том, как устроить свою судьбу и труд себе подобных людей.
......... Часть моей деятельности и осмысления окружающей действительности связана с тем, чтобы не загонять себя в режим зарабатывания денег ради зарабатывания денег, а переосмыслять ценности, удовольствия, образ жизни. Да, какая-то часть моих повседневных практик довольно потребительская, и я не могу с этим ничего сделать, и поэтому мне необходимо зарабатывать, но, в то же время, я параллельно создаю и поддерживаю сознательно непотребительские практики, которые освобождают меня от этого груза зарабатывания денег.
......... Саша — Ты сказала про «непотребительское отношение» и «непотребительские практики». Что ты под этим подразумевала?
......... ЁШ — Да, вообще мне нравится идея обмена, неденежного обмена и того, чтобы как можно меньше отношений переводить в коммерческое поле. Например, это касается психотерапии, которая, ой, это, наверное, плохой пример, давайте лучше другой.
......... Например, вот, ремонт в квартире (смеется) или ремонт какой-то техники. Мы можем — и это очень хорошо работает в больших городах — вызвать мастера, который за деньги нам будет делать, и экономика платформ нам в этом помогает. Есть сайты, где ты можешь найти мастера на что угодно, а можешь попросить своего друга, родственника. Также ты можешь учиться сама чинить свой велосипед, вместо того, чтобы отдавать его в ремонт. Это касается времяпрепровождения, досуга и того, как мы и где проводим время: или мы проводим время в квартирах своих друзей, или мы проводим время в заведениях или мы идем в «Симону» — и мы идем не потому, что у нас есть лишние деньги, это больше про экономику солидарности.
......... ЁШ — Экономика солидарности — это тоже про то, что ты, отдыхая, можешь поддержать тем самым инициативу, которая политически близка тебе. К сожалению, в Украине пока с этим очень туго, но думаю, что будет дальше все больше развиваться такое, что, если есть где-то какое-то кафе, бар, который создают идейно близкие тебе люди, ты можешь там тратить деньги. Это, конечно, потребительская практика, но это смещает фокус потребительства в другую плоскость.
......... Расшифровка: Оксана Кита