......Дайджест #1 Саша Шестакова, Анастасия Дмитриевская и Дарья Юрийчук: На последнем издыхании
......... В истории института биеннале в России постоянно звучит вопрос о логике производства и воспроизводства. Биеннале мыслится как мега-выставка, культурное событие, привлекающее внимание к современному искусству.
......... Однако, в таком случае большой проект неизбежно сталкивается с проблемой фасадности и фетишизацией конечного продукта. Раз в два года мы видим выставку, которая затем бесследно исчезает из российского контекста, без последствий. Акцент на производстве становится идеологией, оттеняющей постоянные, каждодневные усилия по воспроизводству отношений в художественном контексте. Оглядываясь на последние события вокруг крупных проектов, виден разрыв разрыв между финальной выставкой и сообществами, вовлеченными в художественный труд на постоянной основе.
......... В тексте к готовящимся подкастам в рамках биеннале молодого искусства, коллектив Кафе-мороженое (Даша Юрийчук, Анастасия Дмитриевская) и Саша Шестакова продолжают свои размышления о возможностях инфраструктурной деколониальной критики. Они указывают, что подобные сбои не могут быть представлены как обычные единичные ошибки менеджмента. Они неразрывно связаны с асимметрией отношений и неравномерностью распределения символического капитала. Иными словами, эти проблемы имеют структурный и инфраструктурный характер. Они должны стать предметом обсуждения и размышления не только в среде художественных сообществ, но и на территории крупных институций.
Куратор «Дневника биеннале» Борис Клюшников
На последнем издыхании
......... В художественном сообществе разразился гром скандалов, вспыхнувших вокруг отсутствия гонораров, несдержанных обещаний и отказа от ответственности относительно условий труда. [1] В рамках Биеннале молодого искусства, мы запишем серию подкастов, которые проблематизируют эти кейсы: как часть экосистемы современного искусства, биеннале, наравне с другими крупными проектами, транслирует и задает принципы отношения к творческим работни_цам и их труду.
......... В подкастах мы сосредоточились на инфраструктурной критике трудовых отношений и пригласили спикеров, с которыми обсудим, как выстраивать профессиональные отношения в искусстве вне логики конкуренции, строить системы солидарности и заботиться об условиях своего труда.
......... Художественный критик Том Холерт определяет [2] инфраструктурную критику как создание условий, альтернативных существующим, через диагностику и выявление несправедливостей в функционировании (художественной) системы. Необходимость такого подхода была сформулирована в результате анализа институциональной критики, которая, с одной стороны, стремилась делать явными источники финансирования и/или условия работы, но при этом комфортно вписывалась в «самокритичный» подход художественных институций.
......... В качестве примеров инфраструктурной критики Холерт называет проекты Алис Крейшер и Андреаса Сикмана. Они используют militant research [3] или активистское исследование — методологию, ориентированную на этику генеалогии знания, то есть тщательного и внимательного отношения к источникам знания и политике ссылок. Так, Крейшер и Сикман создают инфраструктуры производства знания, альтернативные капиталистическим и колониальным не только на уровне содержания, но и на уровне самого устройства.
......... Инфраструктуры производства знания и его расположенность [4] особенно важны для нас: слишком уж часто в российском художественном контексте ссылки на Хито Штейрль, Франца Фанона, Жиля Делеза и других теоретиков и философов исполняют функцию возгонки символического капитала или опорных аналитических структур из импортированного знания. Мы осознаем, что получаем знание из англоязычных книг и статей по-пиратски, прогоняя через многочисленные фильтры для того, чтобы сделать его «своим», применимым к локальному контексту. Строение наших фильтров в контексте разговора о труде и его условиях определяется расположенностью нашего знания: мы пишем из Москвы, то есть из позиции тех, кто выигрывает от гипер-централизации ресурсов . Как совершать инфраструктурную критику отсюда?
......... Формы эксплуатации, распространенные в российском художественном поле, обеспечивают бесперебойное функционирование крупных центральных художественных институций и продвижение нескольких избранных карьер, — это не случайные поломки, а проявления устройства художественной инфраструктуры . Критические высказывания о ней, если не подвергаются коммодификации, то скорее игнорируются или же сталкиваются с газлайтингом — повторяющейся в различных формулировках мантрой «все было не так, вам показалось».
......... Позитивный примером альтернативного моделирования (художественных) систем может послужить беларуское объединение «Работай больше отдыхай больше» — платформа, основанная на принципах горизонтального взаимодействия и уважения к процессу труда, вместо бесконечной гонки за результатом.
......... И хотя несколько подкастов не создадут альтернативную художественную инфраструктуру, мы надеемся поставить вопрос о том «что считается будущим?» и «какие действия необходимо предпринять для его наступления?». Мы страстно желаем, чтобы оно наступило поскорее, потому что от количества и условий нашего труда мы действительно на последнем издыхании.
Примечания:

1 Дискуссия вокруг проекта «Немосква, большая ее часть задокументирована на aroundart.org. Результатом недовольства культурных работ_ниц из различных городов России существующей гипер-централизацией ресурсов стало Коллективное письмо «Все растворяется в воздухе (кроме вопросов)». Артгид. 4 сентября 2020 года Письмо обсуждалось на дискуссии «Без лезвий» в рамках цикла «Мутная вода». Доступно по ссылке. Во время ярмарки молодого искусства blazar, 11 сентября 2020 года прошла дискуссия «Новая (трудовая) Этика» о проблемах восприятия культурных функционер_ок, очерченные в посте художни_цы Марины Шамовой 14 сентября 2020 года Также «структурные проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалисток» были очерчены Дилей Тушмухамедовой в посте на Facebook. Пост «Кафе мороженного» об этом.
2 Holert, Tom. 2016. «A Politics of Knowledge in Contemporary Art?» Performance Research 21 (6): 57–62. Доступно по ссылке. Том Холерт использует термин, предложенный Мариной Виршмидт в статье Vishmidt, Marina (2017) Beneath the Atelier, the Desert: Critique Institutional and Infrastructural in Maria Hlavajova and Tom Holert (eds.), Marion von Osten. Once We Were Artists. A BAK Critical Reader in Artists' Practice, Utrecht: BAK, basis voor actuele kunst.
3 Creischer Alice, Siekman Andreas. ExArgentina. Chto delat Accessed October, 27, 2020
4 Мы используем термин Донны Харуэй situated knowledges, который она развивает в статье Haraway, Donna. «Situated Knowledges: The Science Question in Feminism and the Privilege of Partial Perspective.» Feminist Studies 14, no. 3 (1988): 575-99. Accessed October 27, 2020. doi:10.2307/3178066. На русский язык это понятие также переводится как «ситуативные» знания, однако перевод «расположенные» кажется нам более релевантным.
Применительно к так называемому пост-советскому контексту концепцию «расположенных знаний» развивала Мадина Тлостанова в статье Tlostanova, Madina. 2015. «Can the Post-Soviet Think? On Coloniality of Knowledge, External Imperial and Double Colonial Difference.» Intersections 1 (2). Доступно по ссылке.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных