О Дневнике биеннале
О Дневнике биеннале
.........Куратор: Борис Клюшников

.........Дневник VII Московской международной биеннале молодого искусства объединит в цифровой среде авторов и исследователей, рассматривающих биеннале с различных сторон как важное явление в искусстве, требующее комментариев и профессионального осмысления. Цифровая платформа figma выбрана как агрегатор для материалов участников Дневника биеннале, наиболее релевантный предполагаемым форматам: тексты-рефлексии, субъективные дневниковые записи, подкасты, экскурсии, поэтические проекты, библиографические списки.

.........Созданные материалы сформируют среду DIFA (дифракционную карту биеннале), где авторы обозначают собственные маршруты, избегающие тотализации. Раз в неделю, во вторник, на сайте биеннале и лабораторий участники проекта представят критический дайджест, объединяющий опубликованные на DIFA материалы для более простой навигации читателей. Таким образом, проект строится по принципу трансверсальности — диагонального движения от горизонтальных хаотических миров к случайно вспыхивающим опорным точкам, которыми становятся дайджест и экскурсии.

.........Дифракционная карта биеннале (DIFA) представит различные способы взаимодействия с искусством, среди них — аудиальный, синеститический, теоретический, фикциональный, экскурсионный и аутокритический. Подобно тому, как дифракция отклоняет свет от его прямолинейной траектории, карта отклоняет восприятие искусства от интерпретации, например, куратора, рассеивает главенство теории в восприятии произведений.

.........Каким образом материалы DIFA связаны с пространством биеннале? Мне кажется важным, что помимо выставки и панельных дискуссий, сама психогеография и культурная медиация выставочного опыта получает сегодня критическое значение. Экспериментальные мерцающие коллективы рассматривают биеннале как среду, выявляя изначальную множественность способов взаимодействовать с искусством. Задача состоит не в вердиктах, а в возможности сделать видимым сам механизм восприятия выставки. Можно вспомнить об идее «сверхинклюзивной интерпретации», которая размывает привычные границы и перегородки между понятиями и произведениями.

.........В течение проекта в цифровой среде появится система библиографических референсов: мы спросим у художников, кураторов, координаторов и работников биеннале о книгах и текстах, повлиявших на их практики, создавая «книжную полку» проекта.

.........По ходу биеннале к Дневнику присоединятся мерцающие коллективы и проекты. Как видно из уже описанных форматов, цифровая платформа акцентирует внимание на эксперименте с возможностями восприятия опыта биеннале. Важно отказаться от шаблонных автоматических способов посещения выставки и настроить критическое отношение к воображаемой ре-медиации. Создавая поэтические, политические и фантастические отклонения от маршрутов, можно раскрыть возможности искусства в области «сверхвключающей интерпретации».

.........Проекты Дневника биеннале:

.........• Дискуссия создательниц cyberfemzine.net Йожи Столет (СПб) и Лики Каревой (Мск) об отчужденных способах восприятия искусства: от видения, обеспеченного нечеловеческими трансцендентальными аппаратами, до наблюдения событий и объектов буквально на расстоянии, из другой страны или города через браузеры и социальные сети.
.........• Серия подкастов «На последнем издыхании» от медиа-активистского объединения Кафе-мороженое (Даша Юрийчук, Анастасия Дмитриевская) совместно с Сашей Шестаковой из Кооператива распределенного сознания. Основной темой станут трудовые отношения в искусстве: «за последнее время в художественном сообществе вспыхивало множество скандалов об отсутствии гонораров, отказе от ответственности, несдержанных обещаниях относительно условий труда. Биеннале молодого искусства является частью экосистемы искусства и, как и другие крупные проекты, транслирует и задает принципы отношения к творческим работни_цам и их труду.
.........• Серия подкастов, проблематизирует эти кейсы и сосредоточит внимание на инфраструктурной критике трудовых отношений в искусстве. К записи каждого подкаста мы пригласим гостей для обсуждения профессиональных отношений в искусстве, отказываясь от логики конкуренции друг с другом, понимания системы солидарности и заботы об условиях своего труда».
.........• Альманах-огонь, исследующий пересечения между поэзией, звуком и музыкой соберет аудиогид Sonic Guide по выставке. Трек-лист может быть обычным микстейпом, или переработанные художниками саундскейпы, записанные непосредственно на биеннале. К каждому трек-листу прилагается возможный маршрут по экспозиции. В процессе частного прослушивания не собираются данные о выставке, а производятся чувственные и неповторимые измерения опыта восприятия искусства и места, в которое оно помещено. Звук особым образом деформирует пространство во время прохождения через него и устанавливает нестабильные контакты между экспонатами, посетителями и тем промежуточным (эфемерным) миром, который он производит. Помимо аудиогида альманах-огонь запишут репортажи-дневники, посвященные темпоральным произведениям (видео, перформансам): «репортажи содержат описание частного восприятия работ на выставках биеннале: как наблюдение за собой, так и за тем, что наблюдается. Они могут включать факты, ощущения, воспоминания, совпадения. Помимо текста репортажи включают в себя иллюстрации: зарисовки или съемки на телефон».
.........• Мастерская Практики письма, состоящая из художниц и художников школы мультимедиа и фотографии им. Родченко, представят 3D-интервью. Работа представлена в виде переходящих по нитям социальных контактов «методом сарафанного радио» впечатлений, формирующих разрозненную картину биеннале.
.........• Отдел практической аффектологии сфокусируется на теме синестезии, предметом исследования станут проявления синестезии и последствия ее феноменологической природы. Возможно, синестезия представляет из себя базовый механизм для развития метафор, ставит под вопрос фундаментальные представления о природе биологических систем. В диалоге с проектами и работами биеннале исследователи и художники Отдела попробуют ответить на вопрос, насколько механизмы, поддерживающие синестезию, схожи или отличны от механизмов, лежащих в основе не-синестетического опыта, а также о том, как синестезия связана с перцептивной организацией и вниманием.
.........• Участники мастерской им. Маркузе напишут тексты с видео-вставками. Одной из тем текстов будет восприятие биеннале молодого искусства старшим поколением, пожилыми людьми.
.........• Кружок по научной фантастике «Слово для Леса и Мира» продумает фикциональную экскурсию по выставке, в которой представлены кураторские нарративы и художественные работы перейдут в воображаемый контекст научнофантастических текстов, где у искусства появится совсем другая функция.


Автор текста: Борис Клюшников
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных