7.2..Андрей Савенков. В петле ностальгии: «Московский альбом» Виктора Пивоварова
......Выставка работ Виктора Пивоварова «Московский альбом», которого публика воспринимает с легкой подачи философа и теоретика Бориса Гройса как самого романтичного московского концептуалиста, продлится в Мультимедиа Арт Музее (МАММ) до 3 февраля 2019 года.
Виктор Пивоваров. Мастерская Кабакова. Из альбома «Действующие лица». 1996
......«Московский альбом» подготовлен при поддержке музея «Гараж», который совместно с издательством «Артгид» выпустил книгу о новой экспозиции. Два года назад у Пивоварова в «Гараже» прошла выставка «След улитки»: зрители погружались в романтическое путешествие по Восточной галерее Музея, все работы, пусть и из разных эпох творчества художника, сливались в одно неразрывное пространство, «комнату души» Пивоварова.
......МАММ решил «Московский альбом» разделить на четыре секции, включающие и Пивоварова «альбомного», и Пивоварова «живописного» и даже его малоизвестный альбом «Если», состоящий из текста и таблиц, которые для художника нехарактерны.
......В первой части экспозиции — известный альбом «Действующие лица» 1996 года. Все происходит в основном в московских квартирах, которые на деле представляют собой изолированные и абсолютно вневременные пространства, пусть кое-где сквозь окна и проглядывают пейзажи столицы. Советская квартира – это манифестация бессознательного Пивоварова, тайник его снов и воспоминаний. Однако у Пивоварова весь негатив из воспоминаний предусмотрительно стерт, он просто предается ностальгии.
......Во второй секции представлен альбом «Флоренция», написанный уже на десятилетие позже «Действующих лиц». Казалось бы, название альбома обещает нам пейзажи солнечного тосканского города. Но Пивоваров сыграл со зрителями злую шутку – ностальгия преследует нас и в Италии, где на улицах города неожиданно появляется русский деревенский дом. Здесь прослеживается (само)ирония художника над русской интеллигенцией, иррационально страдающей по родине в эмиграции.

Виктор Пивоваров. Из альбома "Флоренция". 2005-2010
.....Между «Флоренцией» и «Действующими лицами» – альбом «Если» 1995 года. В таблицах представлены модели принятия решений, ежедневно стоящих перед условным обывателем: «если будут пить только водку» или «если поехать к Наташе». Некоторым работы кажутся надменно насмешливыми, но Пивоваров с теплотой и пониманием относится к незатейливой жизни, словно сам хочет согреться в этом уютном и хрупком пространстве.
Виктор Пивоваров. Из альбома "Флоренция". 2005-2010
.....Все три альбомные секции, как их называют в музее, «контуры» к аудиовизуальной инсталляции, «сердцу» выставки, где представлена живопись Пивоварова из нового цикла «Москва, Москва» 2017 года. Картинам аккомпанируют сохранившиеся аудиозаписи выступлений философов Мераба Мамардашвили, Александра Пятигорского и других видных деятелей, связанных с художником. Центральная мысль инсталляции - ностальгия мифологическая. Здесь нет логики, а ощущение времени теряется. Как отмечает сам художник: «проникнуть в открытые вроде бы двери картины очень трудно. Требуется огромный опыт смотрения и думания».
.....В «Московском альбоме» Пивоваров вновь создал для нас эфемерное чувство дома, в котором ничто не ранит слух и чувства. Поэтому его работы резонируют с настолько широким кругом людей и находят отклик даже у тех, кто не понимает или отвергает московских концептуалистов.

7.1..Андрей Савенков. Почему Мила Полль не рисует карты Таро
......... #миллаполь #картытаро #мистикатаро #искусствокроули
.......Молодая художница из России Мила Полль в июле 2018 года провела выставку своих работ по мотивам карт Таро в пространстве Beau&Bien в Париже. Было представлено только 5 картин из планируемых 22. О том, почему серия осталась незавершенной, Полль рассказала Лаборатории журналистики Винзавода.
.......Карты Таро — система символов, согласно легендам берущая истоки из Древнего Египта, другие же указывают на Сефер Йецира, один из основных трудов в Каббале, предположительно написанный Авраамом. Широкую популярность карты Таро получили в Средневековье и их до сих пор используют в гадании и в других эзотерических ритуалах. Колода состоит из 78 карт и делится на младшие (56 карт) и старшие арканы (22 карты). Одним из наиболее популярных вариантов дизайна колоды является Таро Райдера — Уэйта, дизайн которого разработала британская художница Памела Колман-Смит в начале XX века по заказу оккультиста Артура Эдварда Уэйта.
.......В середине 40-х годов на свет появилось Таро Тота, названное в честь древнеегипетского бога мудрости. Этот дизайн создан британской художницей Фридой Харрис под руководством черного мага Алистера Кроули.

Памела Колман-Смит, карта №4 «Император» из Таро Райдера-Уэйта
Леди Фрида Харрис, карты №3 и 4, «Императрица» и «Император» из Таро Тота
......На сегодняшний день существует более 500 разновидностей колод Таро, причем исследователи отмечают, что половина из них появилась на свет именно благодаря желанию так называемых гуру или наставников создать свои индивидуальные карты. Так и Мила Полль получила заказ написать 22 старших аркана от человека, который занимается «энергетикой» и использует карты Таро в своей деятельности.
Мила Полль, «Таро IV. Император»
......Художница отмечает, что написание карт Таро для нее стало вызовом, поскольку работа над колодой - сам по себе ритуал и как любой обряд он требует много энергии, сил и подготовки.
......«После первых картин Таро мне стало не очень хорошо, сильно упало здоровье и эмоциональное состояние было ужасно, чувство опустошенности и бессилия было тотальным. Одна картина Таро - и после этого я неделю не могла встать с постели и не могла говорить», - вспоминает Полль.

Мила Полль «Таро II. Верховная жрица»
......По словам Милы, в подобных состояниях часто пребывают люди после проведения обрядов. Символы карт Таро несут в себе тайное знание, а значит требуют умения работать с этой информацией. Так, для «предшественницы» Полль Фриды Харрис процесс работы над созданием дизайна Таро тоже оказался непростым и занял около 5 лет вместо планируемых 6 месяцев. Кроули регулярно просил художницу внести коррективы, иногда дизайн одной карты приходилось переделывать по 8 раз.
......Несмотря на проблемы со здоровьем, Полль продолжала работать над серией, создавая картины последовательно в соответствии с принятой в Таро нумерацией, где карта №0 - это Шут, карта №1 - Маг, карта №2 - Верховная Жрица, карта №3 - Императрица и карта №4 - Император. В своих работах Полль отказалась от обильного использования символики, присутствующей в работах Харрис или Колман-Смит, но при этом постаралась передать значение каждой карты. Для придания картам традиционной яркости, Мила прибегнула к пестрым орнаментам - лейтмотиву своего творчества.
......По словам художницы, апогеем работы над серией стала пятая картина, Император, на этапе которой ее «откачивала семья».
......«После этого я временно приостановила проект Таро, а картины решила вывезти как можно дальше от себя (вместе мы не можем находиться). Появилась уникальная возможность выставить их в Париже, что было невероятно здорово», - рассказывает художница.


Мила Полль «Таро I. Маг»
......Чтобы переключиться от работы над Таро, Мила одновременно начала писать серию картин, вдохновленную Николаем Рерихом и его пейзажами Гималаев, отправившись в путешествие на Алтай по местам знаменитого художника-философа.
......«На Алтае я очень отчужденно жила в маленьком охотничьем домике на краю деревни. Там же я ездила по местам силы, общалась с местными шаманами и просто интересными людьми, прошла процесс инициации у одного из шаманов», - вспоминает художница.
......Картины с поездки на Алтай Полль выставила отдельно от серии Таро, на персональной выставке «Аллюзия. На грани восприятия», прошедшей в пространстве «МО Лофт» в Москве в 2016 году.

Мила Полль «19:43 Сумерки», 2015 год
.....О том, какой смысл скрывают в себе ее работы, Мила отзывается так: «Человек может прожить какое-то время без еды, воды и даже воздуха, но без эмоций человек не может прожить ни секунды. Мои картины об этом – об эмоциях, они не поднимают глобальные вопросы, я не ищу через них ответы, в них нет глубокой концептуальной мысли. В мои работы вложено огромное количество энергии, и они действительно неплохо так фонят. Для меня основной задачей всегда было вызвать в человеке эмоции, поднять что-то скрытое со дна эмоционального бассейна, зацепить, удержать и дать возможность почувствовать, что у него внутри, что откликается в его душе на ту или иную мою работу».
Мила Полль, без названия, 2016 год
.....Полль окончила Факультет мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, обучалась ювелирному дизайну в London College of Fashion. Ее первые работы были представлены на персональной выставке «Орнаментальный урбанизм» в 2014 году в московской Галерее «25кадр».
.....В 2015 году художница работала и жила в Париже, а в 2016 приняла участие в выставке «OpenUp» на корабле «Брюсов» и в фестивале «Искусство
в интерьере UALAR и BoConcept». Мила планирует провести в Москве выставку своих работ, посвященных балету, в марте 2019 года.

Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных