3.2...Юлия Голдина. Кураторка выставки концептуальных украшений «9 марта» Катя Рабей: «Будет обидно, если на «золотой многочлен» наступят»
......... Современные ювелирные украшения в эпоху нормкора становятся способом социально значимого высказывания. Художница, кураторка, участница выставок современного ювелирного искусства в Италии и Германии Катя Рабей объясняет, как темы феминизма и религии меняют мир дорогих украшений и почему необходимо идти на выставку «9 марта» весной следующего года.
ПРОЛОГ
......... В марте 2019 года в Мюнхене прошла выставка «Преувеличение: ювелирные изделия говорят о феминизме и гендере» (Overreacting: Jewelry Speaks Femenism and Gender) (коллектив Overreacting в составе девяти художников рассуждал на темы дискриминирующих стереотипов, роли женщин в обществе, женственность посредством аутентичных ювелирных украшений). Название выставки относится к распространенному мнению — женщины «слишком драматичны», что связано с такими качествами, как истерия и чрезмерная эмоциональность. За три дня выставка стала настолько популярной, что кураторки и художницы Белла Антонио, Маша Старикова, Александра Павловская и Катя Рабей представят российскую версию проекта 9 марта 2020 года.
ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ
......... — Катя, пока готовилась к интервью, открыла для себя новый мир ювелирных украшений, выглядит невероятно и, конечно, интересует, кто все эти художники?
......... — На выставке будет примерно девяносто художников со всего мира, из них из России — 30 авторов. Например, из Израиля приедет Йотам Бахат (Yotam Bahat), он открытый гомосексуал, работает с темой мужских гендерных стереотипов. В своих брошках и подвесках он говорит о важности идеи, что дети, в первую очередь, это акт любви в независимости от гендерной принадлежности родителей. Другой мужчина в нашей команде, итальянец Карло Лучиди (Carlo Luciadi), создает брутальные ожерелья-бутоньерки из сваренных алюминиевых труб, куда вставляет живые цветы — для «настоящих мужчин».
......... Для израильской художницы Тамар Палей (Tamar Paley) важная тема ее детство в реформистском сообществе — более либеральное ответвление иудаизма, где, например, женщины могут быть раввинами. В своей коллекции «На краях одежды ее» она заново создала религиозные артефакты иудаизма, исходя из их описаний, данных в Торе, специально для женщин.
......... Австрийская художница Верена Кремс (Verena Krems) покажет серию перстней с отпечатками сосков — мужских и женских, волосатых, с пирсингом, самых разных. Это, с одной стороны, брутальные кольца, вроде рэперских, или вроде class rings, которые носят понтовые выпускники американских колледжей, но при этом они поднимают тему табу, запрета на изображение женских сосков.
......... Более жесткую тему поднимает испанская художница Ксанти Калдели (Xanthi Kaldeli) — 50 маленьких брошек в форме опасных бритв висят в один ряд, все одинаковой формы, но разных цветов и текстур — с блестящей позолотой, с черной патиной и т.д. Работа посвящена женскому обрезанию: количество и вариативность этих бритв говорят о том, сколько девочек и девушек в самых разных странах подвергаются этой процедуре.
......... Среди звездных имен — покажем кольцо от иконы голландского ювелирного дизайна Филип Саже (Philip Sajet). Мы между собой называем его «золотой многочлен», сами поймете почему, когда придете на выставку.
Йотам Бахат. Коллекция: Я стану папой. Эмаль, серебро (Yotam Bahat. Collection: I will be daddy. Enamel, silver)
Карло Лучиди. Коллекция: Катарсис. Алюминий (Carlo Luciadi. Collection: Сatharsis. Аluminum)
Верена Кремс. Коллекция: Кольца для сосков – зачеркнуто – сосков для колец. Серебро (Verena Krems. Collection: Nipplerings. Silver)
Тамар Палей. Коллекция: На краях одежды ее. Серебро (Tamar Paley. Collection: The Fringe of Her Own. Silver)
Ксанти Калдели. Выставка «Любовь ранит три раза» (Xanthi Kaldeli. Exhibition Love hurts three times)
......... — Концептуальные российские украшения и российский рынок, в чем проблема и почему мы видим так мало имен?
......... — В России поздно начали и пока немного застряли на стадии «лакшери». Российские художники боятся делать некоммерческие произведения. Если бы были соответствующие площадки, где они могли бы выставляться, коллекционеры, поддержка институций — им было бы не так страшно. За границей существует сообщество художников, делающих современные украшения. Оно не огромное, но оно стабильно растет, развивается и поддерживает друг друга.
......... Современное украшение — совмещение в себе таких качеств, как функциональность и концептуальность. Это такое искусство, которое всегда с тобой. На него находятся покупатели, но в нашем случае, как правило, за рубежом.
О ПРЕДСТОЯЩЕЙ ВЫСТАВКЕ
......... — Из каких тем вы выбирали для предстоящей выставки? Или тема феминизма была принята единодушно?
......... — Это очень продуктивная тема, она всегда меня привлекала. Мы ее выбрали, так как хотим привлечь внимание к современной ювелирке, а поскольку ей, к сожалению, мало кто интересуется, то это лишний повод привлечь внимание зрителей. На самом деле, при подготовке «Преувеличения: ювелирные изделия говорят о феминизме и гендере» в Мюнхене мы поняли, что многие наши работы так или иначе говорят о феминизме. Приставку «гендер» добавили позже, когда к нам присоединился Йотам Бахат, который в своих работах говорил не о феминизме, но о смежных темах — об ЛГБТ-родительстве, суррогатном материнстве и т.д.
......... — На твой взгляд, современная религия предполагает большую толерантность к названным тобой темам?
......... — У религиозного человека есть ограничение в количестве выбора, все расписано в священных текстах. В средневековом христианстве, кто хотел остаться верной себе и не выходить замуж, становились монахинями. Современная религия не является такой деспотичной, что нельзя сказать о давлении социума. Если ты не принадлежишь маленьким религиозным общинам, то свободы выбора меньше, чем в более «глобализованных». Основной фактор влияния на человека — давление социума. Религия может развиваться, как и любой общественный институт, и это нормально.
Керен Гиспан. Вчера у меня был секс. Синтетический мрамор, серебро, противозачаточная таблетка (Keren Gispan. I had sex yesterday. Synthetic marble, silver, emergency contraceptive pill)
......... — Вопрос был не случайным, несколько выставок в Москве подвергались разгрому от радикальных полурелигиозных организаций. Как вы готовитесь к подобным последствиям и рассматриваете ли вы такой вариант провокации?
......... — У нас были опасения по этому поводу. Даже на нашем сайте стоит 18+ и это не только из-за законодательства. Иногда непонимание приходит даже из профессиональных ювелирных сообществ. Если в современном искусстве аргумент примерно, что «мой пятилетний сын лучше сделает», то в ювелирке «тоже мне, вырастил на 3д-принтере, спаял тяп-ляп и бросил в галтовку!», «вот раньше нормально делали, закрепку паве, бриллианты, все руками, и формы были красивые, элегантные, а не вот это убожество!».
......... В европейских странах и Америке к этому жанру привыкли. В ноябре я ездила на выставку в Голландию, где в церкви показана коллекция украшений с радикальными высказываниями на тему религии. Это не ленивое искусство. Оно требует большого планирования, открытой дискуссии на актуальные темы.
КТО ЕЩЕ НЕ БОИТСЯ?
......... В 2015 году на выставке в Московском музее современного искусства художница Антонина Баевер представила холсты с накинутыми на них цепочками. Выпускница школы им. Родченко, художница, кураторка выделяет драгоценные металлы как художественные объекты и вместе с Александром Образумовым выпускает лимитированные линейки украшений. Проект Shmart foundation запустился с подвески в виде надписи, обыгрывающей слово из трех букв.
......... «Ювелирными украшениями я интересуюсь с детства, а использовать эту форму в художественной практике начала еще в 2013 году с первой цепочки 'merde'. Что есть золото и что есть серебро? Для нас и для всех остальных — это драгоценные металлы. Золото — мой любимый. Я практически не могу жить без него. Золото — это солнце, и я ношу его на себе каждый день и ночью, под луной», — дала свой комментарий для Лаборатории Тоня Баевер.
Антонина Баевер. Merde. Источник: TimeOut
КТО ЧЕМ ПОМОЖЕТ
......... Кураторки готовят будущую выставку на полном энтузиазме. На сайте Planeta запущена краудфандинговая кампания по сбору средств. За различные суммы предусмотрено вознаграждение — мерч в коллаборации с Ариной Винтовкиной (блогер) и Анастасией Фисенко (аналитик ювелирной моды).
......... Международная выставка-исследование современных ювелирных украшений пройдет 9 марта 2020 года в галерее на Солянке в Москве. Выставка 18+.
3.1...Юлия Голдина. Танец для себя или как Sigur Ros меняет культуру в Волгограде
......... История студии современного танца S.o.D.A в Волгограде, прошедшей путь от шоу-балета Riviera на корпоративах до независимой студии contemporary dance.
ТАНЦЕВАТЬ ДЛЯ СЕБЯ
......... При входе в ДК «Патриот» я услышала композицию британского композитора Джона Шурмана (John Surman), она играла на втором этаже в репетиционном зале, где десять танцовщиц импровизировали под джазовую музыку.
......... «Мы рассматриваем, как, например, можно двигаться, в каких плоскостях мы можем двигаться, как реагирует тело. Мы отталкиваемся от вариативного мышления каждого. Лексика танца становится богаче», — рассказывает руководитель студии танцевального искусства S.o.D.A. Марина Головко. По ее словам, они выступают на фестивалях, в домах культуры, танцуют для наркологического центра или вдали от города, в первую очередь, — для самих себя.
Постановка «В сети», 2017 год. Фото Ольга Ягнюкова
.........Студия танцевального искусства S.o.D.A. в Волгограде переродилась из шоу-балет Riviera в 2015 году. Прежде чем показывать постановки и перфомансы, ей пришлось пройти путь от эстрадных танцев на базе художественной гимнастики до пластического театра. В коллективе танцует 20 девушек в возрасте от 15 до 32 лет; все участники без профессионального бэкграунда, балетных школ и училищ.
.........«В какой-то момент я поняла, что неинтересно выступать с шоу-балетом на корпоративах и свадьбах с одной и той же заученной программой. Первое, что подтолкнуло — кто-то из девочек принес композицию группы Sigur Ros «Один день». После этого все изменилось», — рассказывает Головко.
.........Марина Головко, руководитель коллектива S.o.D.A., математик по первому образованию, которое получила 10 лет назад. В 2019 году она поступила в магистратуру для завершения хореографического образования. «Я занимаюсь танцами с 12 лет. По сути, я самоучка и ищу информацию, которая мне интересна: Франсуа Дельсарт, Эмиль Жак-Далькроз, Рудольф Штейнер, Рудольф фон Лабан, книги по танцам издательства GARAGE и еще много всего», — добавляет Марина.
Спектакль «Коробка», 2016 год. Фото Марина Головко
ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ ЖЕЛТЫЙ
......... «Коробка», «Глянцевые», «Нити», «Багажи», «Разные», «Депрессняк_кряк» — история трансформации человека. Процесс изменения героя: его психологическое состояние, ощущения и желания. У ее перфомансов есть сценарий, но все движения основаны на импровизации. Музыкальное сопровождение Марина подбирает самостоятельно, и сама делает видео-арт, где снимается в главной роли: предоставляется зрителю в качестве птицы, парящей на крыше здания или точкой, замкнутой в пространстве. Эксперимент для нее важен как основа художественной стратегии. Например, в новом спектакле «Желтый» сам цвет рассказан и ни разу не показан. По идее, желтый для авторки, ассоциируется с этапами взросления по годам и основан на импровизации, соответствующей каждому этапу взросления. В плане — создать полный цикл из цветов радуги.
Видеоистория Rules: Act like a normal. Фото Марина Головко
......... При разговоре участницы поделились впечатлениями о влиянии танца на их жизнь и деятельность. Они отметили, что побороли свои комплексы, страхи, стало «легче дышать». «Я по образованию психолог. Веду занятия по телесным практикам с точки зрения психологии. Мне эти занятия помогают в моей работе», — отметила одна из участниц Анастасия.
НЕМОСКВА
......... 5 октября 2019 года на кураторском форуме в Москве прошла дискуссия о проекте NEMOSKVA, нацеленном на развитие современной культуры в регионах России. Цель проекта — создание возможностей для региональных художников и кураторов. Современный танец, как и другие направления в культуре, нуждаются в поддержки со стороны местных органов власти, фондов, крупных фестивалей для развития. В Волгограде не хватает институций для получения образования в сфере искусства.
......... Для сравнения, Воронеж по численности населения больше Волгограда на 41 тысячу человек и расстояние между ними — 500 км. Но разница в насыщенности событиями в культуре ощутима, в городе работают, к примеру, Воронежский камерный театр, центр современного искусства, танцевальная студия Under stand.
......... Танцевальная студия S.o.D.A. первая и единственная в Волгограде, которая активно развивает направление contemporary dance и не боится трудностей. В регионах культура практически все время развивается за счет энтузиастов, самостоятельно получающих образование и, за редким исключением, им удается добиться поддержки местных властей. В числе таких энтузиастов и коллектив S.o.D.A — один на весь город.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных