4.1. Яна Галяминская. Граффити — это риск так и не повзрослеть, но что в этом плохого?
......... Граффити как территория свободы и проект СТЕНА Винзавода в исследовании и серии интервью Яны Галяминской как продолжение проекта участников Лаборатории журналистики по погружению в жизнь и деятельность арт-кластера. Героями интервью стали художники и граффитисты Стас Добрый, Юлия Ванифатьева, Владимир Абих и близнецы ZTWINS.
......... Каждый посетитель Винзавода, наверняка, фотографировался на фоне стен, разрисованных граффити. Лично у меня первая ассоциация о Винзаводе — именно эти граффити, которые, как оказалось, часть проекта в поддержку уличного искусства. Проект СТЕНА на малой площади Центра соединяет выставочное и дискуссионное пространство, так уличные художники, обычно вне социума, получают возможность легально обращаться к зрителю на территории крупнейшего российского арт-центра.
......... СТЕНА наравне со СТАРТОМ и Открытыми студиями Винзавода входят в направление «Новые имена» для поддержки начинающих художников в их реализации. Для развития каждого проекта разработана внутренняя инфраструктура, включающая экспертный совет и конкурсный отбор.
......... В режиме открытого конкурса в проекте СТЕНА принимают участие художники со всей России с бэкграундом в уличном искусстве, как столичные, так и региональные. У проекта нет темы, граффитчикам предоставлено пространство длиной в шесть метров для свободного высказывания.
......... Проект СТЕНА появился с момента открытия Центра современного искусства Винзавод, как продолжение граффити фестиваля, ознаменовавшего появление на столичной карте арт-кластера в 2008 году. СТЕНА обновил слои более 30 раз, что стало уже традицией, и среди авторов - легенды современного искусства и улицы: Алексей Каллима, Кирилл Кто, ЧТАК, Тимофей Радя, Паша 183 и многие другие.
......... Таким образом, проект позволяет наладить коммуникацию между субкультурой и современным искусством, включить граффити и стрит-арт в московский художественный процесс, обеспечить свободный контакт зрителя и художника, предоставив адекватную информацию от участников граффити сообщества. Кроме того, станет возможным функционирование «неформального» аналитического центра проблем уличного искусства, что ново не только для российской, но и для зарубежной практики.
......... Я задала несколько вопросов участникам проекта, чтобы показать их сходства и различия, провести анализ, выяснив, как меняются (и меняются ли вообще) со временем мотивы и цели деятельности стрит-арт художников. На мои вопросы ответили Стас Добрый (@stasdobry), Юлия Ванифатьева (@pinkpower_art), Владимир Абих (@vladimir_abikh) и ZTWINS братья-близнецы (@_ztwins_).
Ztwins (@_ztwins_) «Иллюзия VS Реальность» 2019 год
Давно ты на улице? Расскажи о своем первом граффити.
......... @stasdobry: С 2002 года. Надпись золотого цвета «2PAC» в подъезде дома. Папа принес с работы баллончик и отдал его мне. Не знаю, о чем он думал, но баллончик в руках — это руководство к действию.
......... @pinkpower_art: С 2013 года. Честно говоря, уже не помню.
......... @vladimir_abikh: Увлечение граффити началось со школы: видеоклипы, журналы, эскизы в тетрадках, вместо уроков. Когда мне было 13-14 лет, зашел друг с двумя баллонами автоэмали, и мы пошли рисовать стены школы.
......... @_ztwins_: Первый раз попробовали рисовать в 2007 году и до сих пор в деле. У нас появилась краска с конкурса граффити, и тем же вечером мы приехали на школьный стадион и сделали свой первый шрифт— классический. Нас пытались прогнать мужики из гаражей, но мы закончили его. Нам было по 14 лет.
Кем ты себя позиционируешь?
......... @stasdobry: Художник, который рисует на уличных стенах.
......... @pinkpower_art: Мультидисциплинарный художник. Основной акцент делаю на уличном искусстве.
......... @vladimir_abikh: Художник.
......... @_ztwins_: Стрит-арт художники.
В каком году ты был участником проекта СТЕНА? Расскажи о своей работе.
......... @stasdobry: Первый раз в 2010 году. Проект назывался «Уличное - Двуличное искусство». Это была рефлексия на происходящее с уличной культурой. Формировалась тенденция — уличные художники взрослели и хотели зарабатывать тем, что у них хорошо получалось делать, но любое взаимодействие с институциями или коммерцией так или иначе размывает тебя и то, что ты делаешь. Теряется тот инстинкт, который движет нами, когда ты делаешь что-то на улице для себя. Второй раз в 2011 году. Это был коллективный рисунок с Женей Оззиком и нижегородскими уличными художниками — Артемом Филатовым и Ко.
......... @pinkpower_art: В 2018 году. Мы делали совместную работу с Сашей Блотом: «Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося, — в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего новую жизнь» (Александр Блок). Совесть — не дает нам обмануть себя и окружающих. Не позволяет нам жить с закрытыми глазами. Это внутренний стержень, который заставляет прямо и открыто смотреть на мир. Чем совестливый человек отличается от бессовестного? Бессовестный не видит, а главное не хочет видеть, где грань между добром и злом, нравственным и безнравственным. У наших персонажей постепенно раскрываются глаза. Со временем у них происходит переоценка ценностей. Они начинают понимать, что действительно важно.
......... @vladimir_abikh: В 2018. Работа называется Concentration, надпись, размещенная на стене, служит меткой для старта игры в дополненной реальности. При наведении смартфона, надпись начинает перекрывать разного рода цифровой мусор, с которым мы ежедневно сталкиваемся — всплывающие окна мессенджеров, звонки, мемы, реклама. Зритель-игрок должен кликать на отвлекающие внимание элементы, чтобы они исчезали. Их количество быстро растет, и зрителю становится всё сложнее сконцентрироваться на чем-то среди этого цифрового шума. Работа художника существует в виртуальной и физической плоскости одновременно, выступая метафорой синдрома дефицита внимания, с которым сталкивается каждый современный человек, вынужденный лавировать в потоке информации в попытках сохранить свое время.
......... @_ztwins_: В проекте СТЕНА участвуем впервые в этом году. В своей работе мы задумывались над тем, что почувствует зритель, когда увидит ее. Хотелось передать ощущение движения плоскости стены: она разбивается на осколки, все это как будто застывает. Мы видим масштабную структуру, которая движется внутри, и, увидев ее издалека, появляется желание подойти, рассмотреть, что там происходит. Когда ты подходишь близко, то масштаб начинает воздействовать на тебя, подчиняет своему движению. Ты так же видишь искаженные отражения себя в зеркальных осколках, и появляется сразу несколько реальностей: там, что за стеной, твое отражение. На этих эффектах строится вся композиция.
Что тебе дало участие в проекте СТЕНА?
......... @stasdobry: Это был мой первый опыт взаимодействия с институцией современного искусства такого уровня. Меня пригласил Игорь Поносов и Кирилл Кто, действующие кураторы этого проекта на тот момент. Для себя я это интерпретировал так — то, что я делаю на стенах, стало интересно теперь не только мне.
......... @pinkpower_art: Для меня это была возможность сделать относительно независимую работу в знаковом месте.
Что для тебя граффити?
......... @stasdobry: Магия.
......... @pinkpower_art: Я не отношу себя к художникам граффити. Скорее я ориентируюсь на современную живопись (Берлинскую школу) и делаю работы на улице. В приоритетах у меня масштаб и колоритные локации. Люблю рисовать спокойно.
......... @vladimir_abikh: Nickname style writing.
......... @_ztwins_: Способ выпустить пар, расслабиться, отдохнуть. Но сами мы очень редко рисуем шрифты.
Владимир Абих (@vladimir_abikh) «concentration» 2018 год
В каком стиле ты рисуешь?
......... @stasdobry: Моя мама еще очень давно дала точное определение: «Ты рисуешь уличных уродцев». Урод, по сути, не такой как все. Мне кажется, для художника важно найти свое «не такое как все».
......... @pinkpower_art: Я рисую на улице под ником «ХУЛЯ», развиваю серию работ, объединенных общим названием «PINKPOWER». Создавая своих героев, я противопоставляю бескомпромиссную и непричёсанную уличную культуру — миру глянца, с его лоском, благополучием и фанатичным культом пластиковой красоты.
......... @_ztwins_: Мы рисуем в стиле индустриальная эстетика. Это совмещение абстрактных геометрических форм, архитектурных и промышленных деталей.
Граффитчик — вандал или художник?
......... @stasdobry: Все зависит от контекста. Я и сам себя иногда чувствую вандалом, а иногда художником.
......... @pinkpower_art: Я художник, но не отношу себя к среде граффити.
......... @vladimir_abikh: Объектом искусства может быть любой объект или явление. Всё зависит от парадигмы, посредством которой мы рассматриваем то или иное явление. Главное не делать слишком глобальные обобщения.
......... @_ztwins_: Сейчас слова «граффитчик» недостаточно, чтобы описать всех людей, кто рисует на улице. Но для нас граффитчики, в большей степени, художники.
Граффити — это риск?
......... @stasdobry: Не знаю. Граффити — это риск так и не повзрослеть, но что в этом плохого?
......... @pinkpower_art: Я обычно выбираю заброшенные локации. Мне не интересно скрываться. Мне интересно работать над качеством и смыслом работ. Но определенно, в уличных работах адреналина больше, чем в работе в студии.
......... @vladimir_abikh: Нелегальное рисование в городе подразумевает определенный риск.
......... @_ztwins_: Если граффити нелегальное, то да, это всегда риск.
Стас Добрый (@stasdobry) «Уличное - Двуличное искусство» 2010 год
Были ли ситуации, когда тебя забирали в участок?
......... @stasdobry: Да, но все заканчивалось разговорами.
......... @pinkpower_art: Нет.
......... @vladimir_abikh: Да.
......... @_ztwins_: В участок нас не забирали, пока удавалось договориться.
Ты рисуешь только на стенах?
......... @stasdobry: В основной массе да, это то, что меня привлекает в городе. Найти брешь и пытаться вписать свой рисунок.
......... @pinkpower_art: Нет, не люблю себя ограничивать в чем- либо. Люблю экспериментировать с поверхностями для рисования, так же занимаюсь инсталляциями.
......... @vladimir_abikh: Нет.
......... @_ztwins_: Нет, не только на стенах. Мы сейчас так же пытаемся совмещать уличное искусство с инсталляциями и малыми архитектурными формами. Мы по образованию архитекторы, нам это очень помогает в творчестве.
Юлия Ванифатьева (@pinkpower_art) «Совесть» 2018 год
Как ты относишься к продаже граффити и коммерциализации уличного искусства?
......... @stasdobry: Как к нормальному процессу. Это не хорошо и не плохо, это просто есть.
......... @pinkpower_art: Прекрасно. Я считаю, что художник должен стремиться к тому, чтобы зарабатывать только этим. Есть такое понятие — профессионализм.
......... @vladimir_abikh: Рынок поглощает всё, уличное искусство — не исключение. Важно понимать, что уличное искусство существует на улице, именно там оно «живое», в галереях и музеях мы сталкиваемся с документацией уличного искусства или, с его симуляциями, в виде холстов и графики. Проблема появляется, когда на теме «уличного искусства» начинают спекулировать. Когда художники, у которых полторы работы на улице, выстраивают карьеру, используя хайп вокруг популярности стрит-арта, или когда под его видом подаются различного рода рекламные проекты.
......... @_ztwins_: Непростой вопрос. Хотя это логичный процесс развития. Если художнику в таких условиях полностью удается сохранить свою идентичность и сделать крутую работу, то почему нет.
Рисуешь больше для себя или для выставок и заказов?
......... @stasdobry: Для себя. Это мой способ оставаться чувствительным к окружающему миру.
......... @pinkpower_art: Делаю это в равных пропорциях. Какие-то проекты делаю некоммерческие, какие-то для выставок. В коммерческих проектах держу рамки своего стиля. И берусь только за то, что именно меня устраивает.
......... @_ztwins_: Сейчас работаем над проектами, в которых можем полностью отразить нашу концепцию, и параллельно работаем над персоналкой. Накопилось много наработок и темы, которые мы хотим затронуть.
Юлия Ванифатьева (@pinkpower_art) «Совесть» 2018 год
Граффити — хобби или работа?
......... @stasdobry: Это состояние. Образ мыслей, образ жизни.
......... @pinkpower_art: Сейчас собираюсь превратить это в основную деятельность.
......... @vladimir_abikh: Для большинства бомберов, граффити, скорее, как экстремальный вид спорта, которым они занимаются в свободное время. Я стараюсь не делить своё время на хобби и работу. У меня просто есть время, которое я стараюсь тратить на то, что нравится и не тратить на то, что не нравится.
Зачем ты этим занимаешься? Каковы твои цели и мотивы?
......... @stasdobry: Если я отвечу для себя на этот вопрос, то после этого я перестану рисовать. Это то, что сильнее меня, то, что заставляет двигаться из года в год. Магия.
......... @pinkpower_art: Я хочу добиться свободы в самовыражении. Я не хочу работать в каких-либо рамках или по брифам. Хочу заниматься своим проектом максимально независимо.
......... @_ztwins_: Наше рисование переросло в образ жизни. Огромное поле для самореализации и кайф от процесса. Огромный интерес к этому пути куда он приведет.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных