4.2 . Яна Галяминская, Анастасия Верховенцева и Амина Мусаева. Как побороть предубеждение против российского кино и привлечь зрителей в кинотеатры?
......... Данная тема предложена информационным агентством ТАСС для практики участникам третьей Лаборатории журналистики. По итогу, авторы Анастасия Верховенцева, Яна Галяминская и Амина Мусаева говорили с экспертами, изучили статистику и предложили свою версию привлечения зрителей в кино.
Источник: cinemaplex
Вступление: проблема факторизации в российском кино
......... Проблема востребованности отечественных картин для зрителя звучала рефреном в рамках юбилейного «Кинотавра», завершившего свою работу 16 июня. Данные портала «Кинодата» указывают на рост количества релизов с 54 в 2013 году до 123 в 2017 [1]. Опрос ВЦИОМ показал, что более половины респондентов в 2017 году отметили рост качества отечественных фильмов [2].
......... Однако, по результатам расследования издания «Проект», среди фильмов, созданных при финансовой поддержке Фонда Кино c 2012 по 2017 год, только 19 из 160 (12 %) окупились в прокате [3]. Убытки от вышедших в прокат 54 российских фильмов с января по апрель 2019 года увеличились до 3 млрд. 250 млн. рублей. По данным FRI, средняя посещаемость кинотеатров на общую численность населения в России – 1,2 раза в год. Для сравнения – среднестатистический француз ходит в кино 3,3 раза в год, американец – почти 4 [4].
Источник: cinemaplex
......... Один из основных вопросов в данном контексте: привлечение внимания зрителя к отечественному кино. Дилемма, с которой сталкивается российское кино, аналогична проблеме факторизации в математике: существует большое количество простых множителей, которые легко между собой перемножить в сложное число, но разложить сложное число обратно на простые множители намного труднее.
......... Что необходимо для привлечения зрителя: разработка критериев качества? системная реформа индустрии? возвращение жанрового кино или госзаказа?
ПАРАДОКСЫ ПРОКАТА
......... В интервью Лаборатории журналистики, Данила Кузнецов, режиссер, историк кино, лектор культурной платформы Синхронизация и РАНХиГС и автор книги «Язык кино», отмечает несколько парадоксов в современном кинопроизводстве. Он напоминает, что в СССР работали 150 тысяч киноустановок. На 2011 год в РФ уровень колеблется в районе 13 тысяч киноустановок [5]. Соответственно, сократилось и количество кинотеатров, которые в девяностые превратились в мебельные магазины и автосалоны. «По последним данным, количество кинотеатров за 2018 год составило 1893. Во Франции при вдвое меньшем населении в 2016 году было 2044 кинотеатров. При этом, не факт, что рост количества кинотеатров поможет индустрии: при средней заполняемости зала около 15 человек сложно говорить о нехватке кинозалов. Для сравнения, во Франции средняя заполняемость зала - 27 человек на сеанс», – продолжает киновед.
Источник: Аврора
......... Собственно, французская система кино, к которой, по словам Данилы Кузнецова, часто апеллируют представители Министерства культуры РФ, имеет принципиальное отличие от российской, так как спрос влияет на формирование бюджета. Финансирование происходит за счет созданного при министерстве фонда, в который кинотеатры перечисляют 10 % от стоимости проданных билетов. «Эти деньги, – объясняет киноэксперт, – перераспределяются на поддержку и зрительского, и авторского кино. Существует даже фонд поддержки иностранного кино. К тому же, средства выделяются в ограниченном количестве».
......... В России действует государственная система поддержки кино на основе грантов. При такой системе, продолжает Кузнецов, «продюсер зарабатывает в тот момент, когда ему государство выделяет деньги, до начала съемок». Интересы продюсера поэтому больше не сочетаются с интересами прокатчика, так как прокат частный. «В условиях повышенного риска, когда вероятность снять успешное зрительское кино очень мала, продюсеру лучше просто взять то, что дают, и не вкладывать дополнительные средства на продвижение фильма. Прокатчик же будет показывать в основном голливудские фильмы, которые позволят ему получить прибыль», – завершает Кузнецов.
......... Окупаемость до стадии проката, по мнению экспертов, становится отличительной чертой российского кино. К примеру, интервью с режиссером фильма «Юморист» (вышедшем весной 2019 в прокат РФ) Михаилом Идовым и продюсером картины Артемом Васильевым для издания Inc. походило скорее на консультацию по оптимизации рисков с портфельными менеджерами. Правильно продуманная экономика проекта позволила создателям достигнуть адекватного финансового результата. С одной стороны, случай с «Юмористом» – пример еще одной возможности для развития авторского независимого кино, так как фильм создавался совместно с международными продюсерскими центрами. С другой стороны, кинопроизводство, не зависящее непосредственно от предпочтений зрителя, может позволить себе обходиться без его внимания.
Режиссер фильма «Юморист» Михаил Идов и продюсер картины Артем Васильев. Источник: интервью для издания Inc. Russia
......... Для справки – идея совместного, международного производства активно поддерживается Министерством культуры РФ, которое в январе 2019 года объявило конкурс на субсидирование совместных международных проектов с миноритарным участием России [6]. В мае в Каннах площадка для международного продюсирования Producers Network рассмотрела отобранные Роскино российские проекты в рамках программы Country Spotlight on Russia [7].
В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ЖАНРА
......... Сценарист, киновед, лектор «Синхронизации» Ламара Карчава рассматривает проблему скептицизма по отношению к отечественному прокату на фундаментальном уровне. «Принято считать, что монополия Фонда кино (ФК) уничтожает кинематограф. На самом деле наибольший вред приносит половинчатый подход», – уверен киновед. «Риторика членов ФК часто намекает на возврат советских практик, но в таком случае необходимо кинопроизводство перевести на гособеспечение, возрождать масштаб этой системы: воссоздавать все творческие объединения, восстановить все киностудии, даже вернуть студентам работу по распределению после института». На ее взгляд, в первую очередь не хватает открытого диалога с Госкино и Фондом кино. «Нет представителя, который бы просто сидел и разговаривал с журналистами», – поясняет Ламара.
......... По этой причине не идет процесс наработки жанров, который происходит в условиях мониторинга общественного мнения. «В Америке формировалась одна из самых массовых жанровых школ в мире. Уже к тридцатым годам сложилась эпоха золотого Голливуда, которая сформировала довольно широкий спектр жанровых фильмов. Укоренилась традиция крепкого жанрового кино: голливудская мелодрама, голливудская комедия, вестерн, мюзикл», – говорит Ламара. Самое интересное, с наступлением эпохи «Нового Голливуда» – контркультурного, авторского кинематографа – в лице нового поколения молодых режиссеров произошло беспрецедентное объединение американской культуры крепкого жанра и европейской новой волны.
......... «Если честно, я вижу современную проблему в том, что у нас нет хорошего, крепкого и понятного жанрового кино. Была утеряна школа того, как делать простое, понятное, хорошее кино про людей. В Японии, например, успешно развивается характерное для страны анимэ-направление и юношеская романтика», – заключает сценарист и киновед.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ
......... Возвращаясь к зрительской пассивности, режиссер Александр Хант предлагает переключиться на альтернативные ресурсы. С помощью краудфандинга он собрал полтора миллиона на исследование и подготовку для будущего фильма «Межсезонье». На его взгляд, сегодня кинотусовка занимается своего рода самодеятельностью из-за отсутствия слаженной индустрии: «Она работает, она производит кино, но в любом случае мне, допустим, как автору, чтобы создать кино, не нужно пройти сложные инстанции редактуры, которые будут выбивать из меня максимум того, что я могу дать».
......... Режиссер также видит проблему в отсутствии культуры потребления кино в России. «Мы вообще не привыкли платить за кино, — продолжает Хант. — Зачем за него платить, если я открою сейчас сайт и посмотрю любой фильм, который доступен онлайн за деньги. А если поставить блокиратор рекламы, то я даже буду в выигрыше относительно платных кинотеатров, потому что там рекламу показывают».
......... По примеру «Межсезонья», Андрей Смиреннов, режиссер и актер театра и кино, предлагает сделать кинофорумы, где мог бы принимать участие каждый, кто хочет быть услышанным и готов вкладываться в кино. «Также можно сделать сайт Фонда кино, куда ты отправляешь заявку в открытой форме, и чем больше голосов, тем более вероятно твое спонсорство», – добавляет Смиреннов.
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ ЗРИТЕЛЯ
......... Если вопросами кинопроизводства и его продвижения занимаются частные прокатчики и субсидированный государством ограниченный круг продюсерских центров, то за кинопотребление во многом отвечает кинокритика и образовательные институции.
......... «Ключевой элемент воспитания культуры потребления – кинокритика – практически отсутствует за пределами блогов и заметок «Афиши». Отсутствует поддержка таких журналов, как «Искусство Кино» и «Киноведческие записки», – уверен Данила Кузнецов. – Происходят положительные сдвиги в сторону возрождения кинокультуры в стране, обновление «Иллюзиона», кинопоказы в Третьяковской галерее. Однако воспитание кинокультуры – не приоритетная задача сегодня, и государство недостаточно вкладывается в эти инициативы». При этом, интерес к анализу кинематографа высок. Недостаток открытого диалога и влиятельной кинокритики зритель компенсирует просмотром актуальных блогов, которые собирают от 2-х до 12 миллионов просмотров.
......... По словам киноведа, кино практически не затрагивается в школе, существенно меньше отдельно выделенных курсов по изучению кино, в то время как практически во всех вузах Америки и Европы предлагают курсы по Film Studies. Как объясняет Кузнецов, одна из ключевых причин, по которой Франция поддерживает статус ведущего кинопроизводителя и кинозрителя сегодня – популяризация кинообучения для широкой публики. «Во Франции созданы публичные киноклубы, студенческие клубы при университетах. Французы фактически создали культуру потребления кино, в том числе кино серьезного». Не в пользу посещаемости кинозалов работает широкая доступность контента в сети. «Реальность такова, что найти бесплатный фильм или скачать торрент сегодня проще, чем оформить подписку на стриминговый сервис», – добавляет Ламара Карчава.
ЭФФЕКТ ЧЕРНОБЫЛЯ
......... Тем не менее, количество прибыльных картин, как отмечено в начале материала по данным «Кинодаты», растет. По словам главного редактора портала «Кинодата» Сергея Лаврова, рейтинги неуклонно растут. «Такого количества прибыльных фильмов за первые три месяца у нас не было никогда – за всю историю нашего коммерческого проката», – прокомментировал он показатели первого квартала 2019-го года. Например, «Движение Вверх» и «Т-34» побили все рекорды среди российских фильмов в прокате.
Сериал "Чернобыль" канала HBO. Источник: Unian.lite
......... Но моментом истины для отечественного кино стал сериал «Чернобыль». По словам журналиста Андрея Архангельского, впервые киносообщество по-настоящему посмотрело на себя через чужое зеркало. Рецензии о сериале давали скорее не художественную оценку, а ставили диагноз российской кинокультуре. Отправной точкой обсуждений стал вопрос «Почему не мы?».
......... Популярное кино, следуя аналогии кинокритика и историка кино Александра Шпагина, должно выступать по отношению к зрителю во взаимоотношениях врача и пациента. Чтобы снимать «Чернобыль», необходимо работать с «больными местами», говорить со зрителем не избитыми стандартами, а максимально честно. Популяризация жанра заключается в осмысленной и профессиональной работе с востребованными и сложными сюжетами, не «разбавленными» по лекалам устаревших представлений о развлекательном кино.
......... «Билли Уайлдер говорил, что зритель может по отдельности быть идиот, но когда вместе целый зал, то они гении, – отмечает Данила Кузнецов. – Есть примеры, когда фильмы проваливались в прокате, а потом становились культовыми. Но если фильм собрал кассу, то данный фильм важен, как минимум здесь и сейчас. То есть фильм тем или иным образом достучался до зрителя».
Примечания:

1 Лавров, Сергей (18/01/2018) Увеличение сборов российского кино за последние пять лет произошло за счёт увеличения количества выпущенных фильмов, портал kinodata.pro, доступно по ссылке.

2 Чунихина, Мария (08/03/2017) Типичный Российский Кинозритель. Инфографика, Аргументы и Факты, доступно по ссылке.

3 Савина, Софья (18/04/2019) Кино не для всех. Исследование о том, насколько эффективен российский патриотический кинематограф, Проект, доступно по ссылке.

4 RFI (18/09/2018) Французы больше других европейцев любят кино, FRI на русском, доступно по ссылке.

5 Бублевский, Михаил (08/02/2013) Почему увеличение количества экранов приведет к кризису кинопроката, Cinemaplex, данные Romir Movie Research, доступно по ссылке.

6 ProfiCinema (25/01/19) Минкультуры планирует поддержать совместные международные проекты, доступно по ссылке.

7 ProfiCinema (17/05/19) Фокус на Россию в программе Producers Network в Каннах, доступно по ссылке.
4.1. Яна Галяминская. Граффити — это риск так и не повзрослеть, но что в этом плохого?
......... Граффити как территория свободы и проект СТЕНА Винзавода в исследовании и серии интервью Яны Галяминской как продолжение проекта участников Лаборатории журналистики по погружению в жизнь и деятельность арт-кластера. Героями интервью стали художники и граффитисты Стас Добрый, Юлия Ванифатьева, Владимир Абих и близнецы ZTWINS.
......... Каждый посетитель Винзавода, наверняка, фотографировался на фоне стен, разрисованных граффити. Лично у меня первая ассоциация о Винзаводе — именно эти граффити, которые, как оказалось, часть проекта в поддержку уличного искусства. Проект СТЕНА на малой площади Центра соединяет выставочное и дискуссионное пространство, так уличные художники, обычно вне социума, получают возможность легально обращаться к зрителю на территории крупнейшего российского арт-центра.
......... СТЕНА наравне со СТАРТОМ и Открытыми студиями Винзавода входят в направление «Новые имена» для поддержки начинающих художников в их реализации. Для развития каждого проекта разработана внутренняя инфраструктура, включающая экспертный совет и конкурсный отбор.
......... В режиме открытого конкурса в проекте СТЕНА принимают участие художники со всей России с бэкграундом в уличном искусстве, как столичные, так и региональные. У проекта нет темы, граффитчикам предоставлено пространство длиной в шесть метров для свободного высказывания.
......... Проект СТЕНА появился с момента открытия Центра современного искусства Винзавод, как продолжение граффити фестиваля, ознаменовавшего появление на столичной карте арт-кластера в 2008 году. СТЕНА обновил слои более 30 раз, что стало уже традицией, и среди авторов - легенды современного искусства и улицы: Алексей Каллима, Кирилл Кто, ЧТАК, Тимофей Радя, Паша 183 и многие другие.
......... Таким образом, проект позволяет наладить коммуникацию между субкультурой и современным искусством, включить граффити и стрит-арт в московский художественный процесс, обеспечить свободный контакт зрителя и художника, предоставив адекватную информацию от участников граффити сообщества. Кроме того, станет возможным функционирование «неформального» аналитического центра проблем уличного искусства, что ново не только для российской, но и для зарубежной практики.
......... Я задала несколько вопросов участникам проекта, чтобы показать их сходства и различия, провести анализ, выяснив, как меняются (и меняются ли вообще) со временем мотивы и цели деятельности стрит-арт художников. На мои вопросы ответили Стас Добрый (@stasdobry), Юлия Ванифатьева (@pinkpower_art), Владимир Абих (@vladimir_abikh) и ZTWINS братья-близнецы (@_ztwins_).
Ztwins (@_ztwins_) «Иллюзия VS Реальность» 2019 год
Давно ты на улице? Расскажи о своем первом граффити.
......... @stasdobry: С 2002 года. Надпись золотого цвета «2PAC» в подъезде дома. Папа принес с работы баллончик и отдал его мне. Не знаю, о чем он думал, но баллончик в руках — это руководство к действию.
......... @pinkpower_art: С 2013 года. Честно говоря, уже не помню.
......... @vladimir_abikh: Увлечение граффити началось со школы: видеоклипы, журналы, эскизы в тетрадках, вместо уроков. Когда мне было 13-14 лет, зашел друг с двумя баллонами автоэмали, и мы пошли рисовать стены школы.
......... @_ztwins_: Первый раз попробовали рисовать в 2007 году и до сих пор в деле. У нас появилась краска с конкурса граффити, и тем же вечером мы приехали на школьный стадион и сделали свой первый шрифт— классический. Нас пытались прогнать мужики из гаражей, но мы закончили его. Нам было по 14 лет.
Кем ты себя позиционируешь?
......... @stasdobry: Художник, который рисует на уличных стенах.
......... @pinkpower_art: Мультидисциплинарный художник. Основной акцент делаю на уличном искусстве.
......... @vladimir_abikh: Художник.
......... @_ztwins_: Стрит-арт художники.
В каком году ты был участником проекта СТЕНА? Расскажи о своей работе.
......... @stasdobry: Первый раз в 2010 году. Проект назывался «Уличное - Двуличное искусство». Это была рефлексия на происходящее с уличной культурой. Формировалась тенденция — уличные художники взрослели и хотели зарабатывать тем, что у них хорошо получалось делать, но любое взаимодействие с институциями или коммерцией так или иначе размывает тебя и то, что ты делаешь. Теряется тот инстинкт, который движет нами, когда ты делаешь что-то на улице для себя. Второй раз в 2011 году. Это был коллективный рисунок с Женей Оззиком и нижегородскими уличными художниками — Артемом Филатовым и Ко.
......... @pinkpower_art: В 2018 году. Мы делали совместную работу с Сашей Блотом: «Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося, — в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего новую жизнь» (Александр Блок). Совесть — не дает нам обмануть себя и окружающих. Не позволяет нам жить с закрытыми глазами. Это внутренний стержень, который заставляет прямо и открыто смотреть на мир. Чем совестливый человек отличается от бессовестного? Бессовестный не видит, а главное не хочет видеть, где грань между добром и злом, нравственным и безнравственным. У наших персонажей постепенно раскрываются глаза. Со временем у них происходит переоценка ценностей. Они начинают понимать, что действительно важно.
......... @vladimir_abikh: В 2018. Работа называется Concentration, надпись, размещенная на стене, служит меткой для старта игры в дополненной реальности. При наведении смартфона, надпись начинает перекрывать разного рода цифровой мусор, с которым мы ежедневно сталкиваемся — всплывающие окна мессенджеров, звонки, мемы, реклама. Зритель-игрок должен кликать на отвлекающие внимание элементы, чтобы они исчезали. Их количество быстро растет, и зрителю становится всё сложнее сконцентрироваться на чем-то среди этого цифрового шума. Работа художника существует в виртуальной и физической плоскости одновременно, выступая метафорой синдрома дефицита внимания, с которым сталкивается каждый современный человек, вынужденный лавировать в потоке информации в попытках сохранить свое время.
......... @_ztwins_: В проекте СТЕНА участвуем впервые в этом году. В своей работе мы задумывались над тем, что почувствует зритель, когда увидит ее. Хотелось передать ощущение движения плоскости стены: она разбивается на осколки, все это как будто застывает. Мы видим масштабную структуру, которая движется внутри, и, увидев ее издалека, появляется желание подойти, рассмотреть, что там происходит. Когда ты подходишь близко, то масштаб начинает воздействовать на тебя, подчиняет своему движению. Ты так же видишь искаженные отражения себя в зеркальных осколках, и появляется сразу несколько реальностей: там, что за стеной, твое отражение. На этих эффектах строится вся композиция.
Что тебе дало участие в проекте СТЕНА?
......... @stasdobry: Это был мой первый опыт взаимодействия с институцией современного искусства такого уровня. Меня пригласил Игорь Поносов и Кирилл Кто, действующие кураторы этого проекта на тот момент. Для себя я это интерпретировал так — то, что я делаю на стенах, стало интересно теперь не только мне.
......... @pinkpower_art: Для меня это была возможность сделать относительно независимую работу в знаковом месте.
Что для тебя граффити?
......... @stasdobry: Магия.
......... @pinkpower_art: Я не отношу себя к художникам граффити. Скорее я ориентируюсь на современную живопись (Берлинскую школу) и делаю работы на улице. В приоритетах у меня масштаб и колоритные локации. Люблю рисовать спокойно.
......... @vladimir_abikh: Nickname style writing.
......... @_ztwins_: Способ выпустить пар, расслабиться, отдохнуть. Но сами мы очень редко рисуем шрифты.
Владимир Абих (@vladimir_abikh) «concentration» 2018 год
В каком стиле ты рисуешь?
......... @stasdobry: Моя мама еще очень давно дала точное определение: «Ты рисуешь уличных уродцев». Урод, по сути, не такой как все. Мне кажется, для художника важно найти свое «не такое как все».
......... @pinkpower_art: Я рисую на улице под ником «ХУЛЯ», развиваю серию работ, объединенных общим названием «PINKPOWER». Создавая своих героев, я противопоставляю бескомпромиссную и непричёсанную уличную культуру — миру глянца, с его лоском, благополучием и фанатичным культом пластиковой красоты.
......... @_ztwins_: Мы рисуем в стиле индустриальная эстетика. Это совмещение абстрактных геометрических форм, архитектурных и промышленных деталей.
Граффитчик — вандал или художник?
......... @stasdobry: Все зависит от контекста. Я и сам себя иногда чувствую вандалом, а иногда художником.
......... @pinkpower_art: Я художник, но не отношу себя к среде граффити.
......... @vladimir_abikh: Объектом искусства может быть любой объект или явление. Всё зависит от парадигмы, посредством которой мы рассматриваем то или иное явление. Главное не делать слишком глобальные обобщения.
......... @_ztwins_: Сейчас слова «граффитчик» недостаточно, чтобы описать всех людей, кто рисует на улице. Но для нас граффитчики, в большей степени, художники.
Граффити — это риск?
......... @stasdobry: Не знаю. Граффити — это риск так и не повзрослеть, но что в этом плохого?
......... @pinkpower_art: Я обычно выбираю заброшенные локации. Мне не интересно скрываться. Мне интересно работать над качеством и смыслом работ. Но определенно, в уличных работах адреналина больше, чем в работе в студии.
......... @vladimir_abikh: Нелегальное рисование в городе подразумевает определенный риск.
......... @_ztwins_: Если граффити нелегальное, то да, это всегда риск.
Стас Добрый (@stasdobry) «Уличное - Двуличное искусство» 2010 год
Были ли ситуации, когда тебя забирали в участок?
......... @stasdobry: Да, но все заканчивалось разговорами.
......... @pinkpower_art: Нет.
......... @vladimir_abikh: Да.
......... @_ztwins_: В участок нас не забирали, пока удавалось договориться.
Ты рисуешь только на стенах?
......... @stasdobry: В основной массе да, это то, что меня привлекает в городе. Найти брешь и пытаться вписать свой рисунок.
......... @pinkpower_art: Нет, не люблю себя ограничивать в чем- либо. Люблю экспериментировать с поверхностями для рисования, так же занимаюсь инсталляциями.
......... @vladimir_abikh: Нет.
......... @_ztwins_: Нет, не только на стенах. Мы сейчас так же пытаемся совмещать уличное искусство с инсталляциями и малыми архитектурными формами. Мы по образованию архитекторы, нам это очень помогает в творчестве.
Юлия Ванифатьева (@pinkpower_art) «Совесть» 2018 год
Как ты относишься к продаже граффити и коммерциализации уличного искусства?
......... @stasdobry: Как к нормальному процессу. Это не хорошо и не плохо, это просто есть.
......... @pinkpower_art: Прекрасно. Я считаю, что художник должен стремиться к тому, чтобы зарабатывать только этим. Есть такое понятие — профессионализм.
......... @vladimir_abikh: Рынок поглощает всё, уличное искусство — не исключение. Важно понимать, что уличное искусство существует на улице, именно там оно «живое», в галереях и музеях мы сталкиваемся с документацией уличного искусства или, с его симуляциями, в виде холстов и графики. Проблема появляется, когда на теме «уличного искусства» начинают спекулировать. Когда художники, у которых полторы работы на улице, выстраивают карьеру, используя хайп вокруг популярности стрит-арта, или когда под его видом подаются различного рода рекламные проекты.
......... @_ztwins_: Непростой вопрос. Хотя это логичный процесс развития. Если художнику в таких условиях полностью удается сохранить свою идентичность и сделать крутую работу, то почему нет.
Рисуешь больше для себя или для выставок и заказов?
......... @stasdobry: Для себя. Это мой способ оставаться чувствительным к окружающему миру.
......... @pinkpower_art: Делаю это в равных пропорциях. Какие-то проекты делаю некоммерческие, какие-то для выставок. В коммерческих проектах держу рамки своего стиля. И берусь только за то, что именно меня устраивает.
......... @_ztwins_: Сейчас работаем над проектами, в которых можем полностью отразить нашу концепцию, и параллельно работаем над персоналкой. Накопилось много наработок и темы, которые мы хотим затронуть.
Юлия Ванифатьева (@pinkpower_art) «Совесть» 2018 год
Граффити — хобби или работа?
......... @stasdobry: Это состояние. Образ мыслей, образ жизни.
......... @pinkpower_art: Сейчас собираюсь превратить это в основную деятельность.
......... @vladimir_abikh: Для большинства бомберов, граффити, скорее, как экстремальный вид спорта, которым они занимаются в свободное время. Я стараюсь не делить своё время на хобби и работу. У меня просто есть время, которое я стараюсь тратить на то, что нравится и не тратить на то, что не нравится.
Зачем ты этим занимаешься? Каковы твои цели и мотивы?
......... @stasdobry: Если я отвечу для себя на этот вопрос, то после этого я перестану рисовать. Это то, что сильнее меня, то, что заставляет двигаться из года в год. Магия.
......... @pinkpower_art: Я хочу добиться свободы в самовыражении. Я не хочу работать в каких-либо рамках или по брифам. Хочу заниматься своим проектом максимально независимо.
......... @_ztwins_: Наше рисование переросло в образ жизни. Огромное поле для самореализации и кайф от процесса. Огромный интерес к этому пути куда он приведет.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных