2.3...Виктория Васильева. Искусство и быль на острове Сибирь. Интервью с Дамиром Муратовым
......... Получить горячий привет из холодной Сибири в Москве — да легко. С 3 декабря на выставке «Короткие истории» в 11.12 gallery Дамир Муратов, художник из Омска, показывает проект с маленькими историями из жизни. Выставка собрана из небольших картин, которые зритель смотрит как набор Инстаграм Stories: есть грустные, есть смешные, порой сентиментальные. А все вместе складывается в мозаику целого мира.
......... Дамир Муратов не любит клише и ярлыки, хотя как его только не пытались определить: и сибирским концептуалистом, и продолжателем эстафеты «поп-соц-артистов». Хотя определенное сходство есть — часто для работ художника характерно использование нетривиального текста, переворачивающего смысл изображения; обращение к лозунгам и рекламе.
Дамир Муратов на своей выставке в 11.12 gallery. Фотография 11.12 gallery
Про новую выставку, галерею и свободу:
......... Я веду путевые заметки, делаю рисуночки всякие. Потом выхожу уже в другой формат: холст-акрил, а не просто эскизы в молескине. Когда рисунков собралось много, я перевел их в холст. Для меня процесс был особым: работа как полароид, проявление ощущений.
......... У меня нет заказчиков, я просто пишу. Сотрудничаю с галереей 11.12 и пока союз успешен. Они помогают организовывать выставки, решать юридические вопросы, например, международные взаимоотношения. В основном, все происходит на позициях партнерских, дружеских, нежели «вот на заказ, давай-ка срочно сделай». У меня скорее в этом отношении воля. Мы же вольные люди, а свобода — мечта рабов. Вольный человек — ему везде вольно. Ты его хоть куда посади, хоть в тюрьму, он будет волен. Воля — форма сознания, все-таки.
О художественном процессе за Уралом, медведЯх-контроллерах и заграничной публике
......... Все в принципе занимаются тем, что производят картинки, пытаются заполнить свою визуальную пустоту. Из-за того, что у нас большие расстояния, художники стараются объединиться. Недавно была выставка «Сибирский иронический концептуализм» в Новосибирске. Так, художники хотят заявить, что они существуют и за Уралом, их интересуют также проблемы, что и художников по ту сторону гор.
......... Я скажу честно, не ощущал какого-то особенного отношения к своим работам. Но заметил одну маленькую вещь.
......... Только говоришь, что ты из России, сразу возникают вопросы о политике и Вещах с ней связанных. Как только говоришь, что ты из Сибири, совершенно меняется тактика вопросов. «Аааа Сибирь…» — и сразу слышится небольшое сочувствие.
......... «Холодно?» спрашивают — «Конечно, холодно», говорю. «А медведи у вас водятся?» — «Конечно, сколько хочешь. Они уже контролерами работают в автобусах». То есть, Сибирь все равно такая terra incognita для иностранцев.
Дамир Муратов. Соединенные Штаты Сибири. Фото пресс-службы «Культурного альянса»
В чем родство США и Сибири и как морозы спасают сибиряков от зла
......... Отсылки к США — для меня скорее колониальная история, Сибирь же тоже была присоединена. А США изначально существовали как колония той же Англии, например. Вот и находятся общие параллели, здесь нет именно какого-то сшапоклонничества. Скорее попытка встроить для себя удобный маршрут, чтоб не путаться.
......... Помимо США меня интересует Южная Америка, где произошло мощное слияние католицизма и индейских культур. В принципе, в Сибири также произошло религиозно-обрядовое смешение: ислама, православия и языческих практик. Но они друг с другом не спорят, всех объединяет холод. Холодно очень, вот в чем дело. Было бы потеплее, все стало бы, мне кажется, гораздо контрастнее и ярче. А холод заставляет держаться друг за друга. Ведь у нас глобальных катаклизмов-то и не было в Сибири.
Навсегда, 2017 холст, акрил. Фотография 11.12 gallery
Личная философия: пространство между вопросом и ответом
......... В молодости всегда чем-то интересуешься, если у тебя есть сердце и душа. Ты же пытаешься ответить на возникающие ни с того, ни с сего вопросы. Вся наша жизнь — это некое пространство между вопросом и ответом. Поэтому заполняешь паузы, и в результате что-то рождается между этими точками.
......... У меня есть разные открытия, связанные с моими личными и техническими задачами, которые я решаю, когда пишу. Открытия бывают и сентиментального толка: например, деревья оказываются разговаривают, вон оно как. И так далее. Ведь, когда ты находишься в процессе, происходит череда открытий. Ты смотришь на этот мир и уже не воспринимаешь его так, как тебе о нем рассказывали или показывали. Ты волен сам его читать, исследовать, невзирая на источники.
......... Да, для этого необходима внимательность и то, про что в фильме «Крик муравьев» (иранский фильм-притча) героиня говорит: «и в капельке росы увидеть Вселенную». Каждый ищет свой Алеф. У Борхеса есть рассказ, в котором описана точка Алеф с видимостью из нее на весь мир. главное найти эту точку. Смог ли я сам найти Алеф? Не знаю, пока в поисках. Он то открывается, то закрывается.
Миры книжные, миры музыкальные
......... Мне понравился последний роман Харуки Мураками «Убийство Командора». Она совпала с моим мироощущением, путешествиями. Она очень легко легла. Как будто я ее написал. Люблю книги, когда возникает ощущение, что захожу в некий голографический текст. Книга же изначально появилась как носитель информации, и пока его не сменили, была огромной тяжелой флешкой. И каждый гордился своим набором огромных флешек, а потом раз и все — теперь в одной коробочке все книги мира находятся. Разве это не чудо?
......... Что касается музыки — как же не слушать БГ, слушаю. Он же великий проводник, мистический адаптер. В нашей стране хитро поступили: всех научили читать, а книги-то не всем дали в Советском Союзе, правильно? Конечно, нам переводили массу хороших поэтов, но не всех. Так же и с рок-музыкой: что-то нам давали, а что-то нет. И БГ в этом отношении перенес какие-то моменты оттуда. Естественно, если не слушать до этого Боба Дилана, то он просто великолепен. Он пытался синхронизировать то, что происходило там и то, что происходило здесь. Я снимаю шляпу перед ним — молодец, целое поколение его слушало.
В тлен не сдаемся, 2018. Фотография 11.12 gallery
Омские субкультуры и вопрос государства
......... В Омске с конца 80-х была субкультура пацанчиков-позеров, которые на фуфайке писали зубной пастой «Адидас», ходили в вязанных шапочках и широких драповых брюках. Птенчики окраин городских. Ярко выраженная культура с лозунгом «мы плевали на ваши заграничные шмотки» просуществовала до 90-х.
......... Любая форма государства несет в себе языческие методы управления. Каждый раз ведь все равно поклоняются не Христу распятому, а золоту и ему всегда необходимы жертвы. А народ хочет плодиться размножаться, чтобы тучные пажити были, сытые стада ходили по полям. Такой когнитивный диссонанс будет всегда между язычеством и не-язычеством. Каждый должен выбрать себе сторону, хотя бы нейтральную. Я для себя выбрал улыбку бога, больше ничего не выбрал. Хорош убивать скорбью. Нас мама для счастья родила, а не для того, чтобы мы налоги платили.
Колыбель должна качаться. О природе вдохновения
......... Вопрос у вас такой: укажите, где вы покупаете «вдохновляторы», да? Пока глаза открыты — это все вокруг и вдохновляет. Ты же видишь вокруг окоем, облака, деревья, людей, дома, кошек, собак, птиц и так далее. Экран своего родного ноутбука в конце концов, «планшетки». Жизнь ведь прекрасна на самом деле.
......... Родители дали нам этот посыл, а им родители родителей. Как в том хорошем американском фильме: «колыбель должна качаться». А Шива должен танцевать. Иначе гармония мира рухнет, кто-то же должен отбивать ритм. Хотя бы своей кисточкой на холсте, правильно?
2.2...Виктория Васильева. Транс наших дней: выставка Виктора Алимпиева «Злая земля»
......... Аудиовизуальный спектакль видеохудожника Виктора Алимпиева разыгрывается в течение месяца в галереях на Винзаводе (Ovcharenko gallery и Vladey Space), осталась неделя до завершения знакомства с ключевой фигурой российского современного искусства.
......... Ovcharenko gallery и Vladey Space принадлежат бизнесмену Владимиру Овчаренко, поддерживающему российское современное искусство уже более двадцати лет. Персональная выставка Алимпиева, работы которого находятся в коллекции крупных музеев Tate Modern и Центре Помпиду, разделена на две площадки как две главы одного произведения.
Виктор Алимпиев. Видеоработа ЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, 2018 г.
Watch out for earthquakes
......... Первая глава — видео «Злая земля» (2018) в Ovcharenko gallery. Зал предваряет пустое пространство со стихами. Нестандартная разбивка строк текста, каскад взрывных звуков и ускользание сюжетной линии вызывают ассоциации с фигурной поэзией футуристов.
......... Чеканный ритм и звукоподражание слов отдаются гулом барабанной дроби в сознании зрителя еще до знакомства с видео. Название «Злая земля» на первый взгляд мало соотносится с тем, что мы видим на экране: две барабанщицы и две чтицы стихотворения, с которым мы уже столкнулись в виде записанного текста на стенах. Работа строится на тонких нюансах взаимоотношения групп, которые меняются ролями ведущих и ведомых, как лейтмотив во многих работах Алимпиева, например, «Сантиметр» и «Чей это выдох». Будоражащий ритм барабанов вводит в транс, как шаманская практика. Текст кажется одним и тем же, произносимым на репите, но на самом деле в нем возникают вариации-глитчи, порождающие чувство тревоги.
......... Звучит предупреждение: реальность-земля уходит из-под ног, пульс барабанов ускоряется до тахикардии, смена ракурсов доводит до головокружения. Явно мы получаем импульс тревоги. «Злая земля» — геолокация на карте и шифр; терзания и противоречия внутри человека; или же сама эпоха, в которой мы живем? Все в совокупности вводит посетителя в медитативное состояние, делая соучастником загадочного ритуала.
Виктор Алимпиев. ЗЛАЯ ЗЕМЛЯ глава I
Warning: Погружение без батискафа
......... Вторая глава даже не выставки, но действа, во Vladey Space, статична. У картин пока нет имени, и все же по технике и балансирующим на грани фигуративности и абстракции образам их можно соотнести с его более ранней картиной «Поцелуй». Линии рождают формы, которые почти исчезают. Условные фигуры превращаются в след своего существования, в вязь каллиграфии. Узлы нервного напряжения картин отмечены констелляцией звезд-лучей, расходящихся из точки.
Виктор Алимпиев. Фрагмент картины «Без названия» ЗЛАЯ ЗЕМЛЯ глава II
......... Сравнивать два медиума различных в способе передачи не вполне целесообразно, но в случае с Алимпиевым ни живопись, ни картина не предполагают быстрого с ними общения: эстетические и смысловые категории раскрываются только через сосредоточенное созерцание. Картины филигранностью и сложностью исполнения заставляют зрителя подойти ближе в попытке разгадать их тайну. При приближении выясняется, что вибрация, исходящая от работ, достигается многослойностью акрила на холсте. Техника многослойных, тонких лессировок строит диалога картин Алимпиева с классической живописью старых мастеров.
Виктор Алимпиев ЗЛАЯ ЗЕМЛЯ глава II
......... Выставка Алимпиева про два его главных языка в искусстве: видео и живопись, хотя первым он известен больше, чем вторым. Первая глава дает увидеть и услышать гром и клокотание земли, мира в предчувствии бури. Возникает вполне библейский образ с разверзшейся твердью. Вторая глава, напротив, успокаивает через серию работ в синих тонах. Однако обе части создают единую историю, строящуюся на повторах, вводящих зрителя в состояние целительного транса. Эти метафизические перемещения необходимы для расширения сознания, в который каждый может погрузиться, как в транс.
2.1...Виктория Васильева. Премия Кандинского: кто, куда, как, а главное зачем в современном российском искусстве
......... Выставка номинантов на Премию Кандинского, вручаемая с 2007 года, проходит в Московском музее современного искусства и показывает все разнообразие мнений, которое складывается в хаотичный хор, где документ из прошлого — главный источник вдохновения.
......... У премии задача понятная: поддерживать и развивать актуальные явления в российском художественном процессе, экспозиция разделена на номинации «Проект года», «Научная работа. История и теория современного искусства» и «Молодой художник. Проект года» и, не смотря на различие, во всех номинациях художники за редким исключением смотрят скорее в прошлое, чем вокруг или в будущее.
Евгений Антуфьев. «Когда искусство становится частью ландшафта»
НЕ ТОЛЬКО ПРО ТЕБЯ
.........На выставку зритель попадает еще до входа в музей, из-за работы «Проект года» московской художницы Ирины Кориной «Не только про тебя». Инсталляция была частью масштабного проекта «Прощание с вечной молодостью», проходившего в юбилейный 2017 год Винзавода на территории центра. Объекты Кориной создали еще один уровень визуального на Винзаводе, имитируя органические объекты из неорганических материалов: гнездо, водопад, скалы и пр. Вход в музей перетекает в огромную надувную скалу, создающую альтернативный пейзаж-декорацию для выдуманных миров.
Ирина Корина «Не только про тебя»
......... Второй проект из «Прощания с вечной молодостью», попавший в ту же номинацию, уже внутри и уже про сообщающиеся сосуды — видео «Гимны Московии» Дмитрия Венкова. Привычный мегаполис на экране он превращает в застывшую утопию, покинутую людьми. Теперь урбанистическая Фата-моргана проплывает на фоне облаков, как Небесный замок Лапута у Хаяо Миядзаки или фантастические проекты летающих городов Георгия Крутикова конца 1920-х. Привычный ландшафт перевернулся, и низ стал верхом, а верх низом: победил мир абсурда. Небесное действо разыгрывается под звуки скрещенных и мутировавших советского и российского гимнов.
......... Прошлое как постоянное настоящее — главная тема Хаима Сокола, его работа представлена также в номинации «Проект года». Воскрешая образы прошлого на примере историй рабочих бывшей бумажной фабрики, а сегодня Центра творческих индустрий «Фабрика», Сокол всех отправляет в путешествие с билетом в один конец. По соседству с ностальгией бумажной фабрики — видеодокументация уличной инсталляции акциониста из Екатеринбурга Тимофея Ради. Его работа претендует на «Молодого художника» и предупреждает «Все это не сон». Изначально она выполнена в заброшенном лесопарке в Нижегородской области. Травма покинутости неудавшимся демиургом своего творения в этой части выставки звучит наиболее громко. Ведь прошлое оказывается болезненным наследством, говорящим о ненужности и тщетности человеческих усилий.
Дмитрий Венков «Гимны Московии»
ПО ВОЛНАМ НАШЕЙ ПАМЯТИ
......... В прошлое с интересом пытаются посмотреть большинство номинантов, но видят в этой впадине они разное. Мультимедиа-работа московского художника Дмитрия Морозова(::vtol::) проникает в заброшенную Кольскую сверхглубокую скважину.
......... У других претендентов номинации «Молодой художник» прошлое и его искажение практически в каждой работе — медиархеология Альбины Мохряковой; инсталляция на основе документов гостиницы в Ульяновске 1970 года у Кирилла Глущенко, или диалоги с московским концептуализмом Яна Гинзбурга. Последний обращается к классику Илье Кабакову, размышляя на тему инсталляции как жанра. Есть работы, предлагающие зрителю не линзы телескопа в прошлое, а увеличение микроскопа. Так поступает пермская художница Ася Маракулина. Создавая тонкую графику/вышивку, она выстраивает свой личный внутренний «ландшафт переживаний». Сюда можно отнести мир на кончике пинцета Микро-арт-группы «Город Устинов». Любопытно, что сама инсталляция сделана в форме «с» из офтальмологической таблицы Сивцева. Своеобразный намек, что посетитель должен откалибровать свое зрение и внимание для новых миров.
Микро-арт-группа «Город Устинов».«Частицы»
......... Характерная особенность работ номинантов в «Проекте года» — тяга к исследованию и многосоставным выставочным историям характерна и для остальных участников, например, Павел Отдельнов еще с выставки Промзона проводит исследование, начавшееся в его родном городе Дзержинске и продолжившееся уже по всей карте страны.
......... Подобный лейтмотив прослеживается и в проекте Александра Морозова, восстанавливающего по фонетическим записям звучание акчимского диалекта Пермского края. Глущенко Кирилл в номинации «Молодой художник», набирая материал для своей работы, жил непосредственно в центральном образе его художественного высказывания — гостинице «Венец». Параллельно он работал с архивами, общался с сотрудниками.
Хаим Сокол «Бумажная память»
......... Некоторые художники отметились сразу двумя проектами: Евгений Антуфьев (смог попасть сразу в номинации «Проект года», «Молодой художник») и Таус Махачева (представила целых три произведения в номинации «Проект года»). Название всей выставки это и название масштабного проекта в трех актах: «Когда искусство становится частью ландшафта» Евгения Антуфьева. Объясняют такие странности издержками премии. В 2019 ее экспертный состав расширился по сравнению с предыдущими годами, и она показана в стенах музея. По данным премии, выбирали из 636 соискателей, в лонг-лист попали 31 и в шорт-лист по итогу девять работ (доступно по ссылке).
......... Выставка номинантов премии Кандинского про актуальное искусство, но несмотря на разнообразие представленных художников, взглядов, жанров всех объединило прошлое и используемый метод – исследование. Подобно ученым, герои выставки препарируют, анализируют и сравнивают, чтобы из пластов времени на свет появились их образы-мифологемы.
......... Выставка продлится до 13 ноября
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных