9.3. Юлия Опутина. Современный театр: без зрителей, без актеров
......... К теме театра Юля Опутина обратилась впервые в рамках третьей Лаборатории журналистики. Материал подготовлен в рамках практического задания от информационного агентства ТАСС. В результате автору удалось максимально приблизиться к экспериментальному театру, в котором почти не осталось места для зрительного зала и актеров, зато появилось пространство в сети и современные технологии.
ТЕАТР БЕЗ АКТЕРОВ И ЗРИТЕЛЕЙ
......... «Представьте как напуган маленький кит, который потерялся в океане и не может найти семью. Шум в океане китов окружает непрерывно. Каждую минуту океан пересекает 6000 торговых судов. Голоса китов утопают в облаке шума». Голос из колонок в повествовательной манере продолжает рассказывать о нелегкой жизни китов под водой. Зрители сидят внутри инсталляции, собранной из экранов. Из параллельных колонок доносятся звуки телефона и уведомлений, на экранах всплывают фотографии из новостей, все это призвано создать вокруг зрителя шум, аналогичный непростой жизни китов.
......... Особенность описанного перформанса в том, что происходит он в театре, но без актеров в рамках арт-инкубатора «Смещение» в Театре на Таганке. Эксперимент, приуроченный к году театра, провел в мае 2019 года театральный критик Виктор Вилисов, объединивший проекты, не требующие присутствия зрителя и актеров. Сам Вилисов, лауреат Премии им. Сергея Курехина в 2019 году за книгу о современном театре «Нас всех тошнит. Как театр стал современным, а мы не заметили», лично отбирал проекты молодых художников.
Спектакль demiurge diptych, созданный молодыми художниками Дашей Степановой, Катей Астраханцевой и Ильей Николевым в рамках «Смещение»
......... При условии, что вход на мероприятие бесплатный, в зале находилось девять человек, в то время как тысяча двести зрителей смотрели его в прямом эфире Instagram. Многие в процессе комментировали спектакль. По задумки авторов, 25-минутная постановка должна через неприятный опыт заставить задуматься об окружающем мире и проблемах, вызванных таким соседством.
......... Мнения зрителей в комментариях разделились, одни прониклись жизнью китов, другие сочли это уделом канала Discovery, не имеющего отношения к искусству. Остальные спектакли лаборатории также использовали гаджеты, как часть перформанса.
Проект «reality is not my best view», созданный Катей Бондарь, Пашей Булгаковым и Матвеем Иващенко в рамках «Смещение». Фото взято из телеграм-канала «Вилисов постраматический»
ВНЕ СЕБЯ
......... Лаборатория «Смещение» не единственная в своем роде на российской сцене. «Театр. На вынос» со спектаклем «Старик и море» продолжает историю побега с театральных подмостков. В сети опубликован фрагмент, из которого понятно, что главный герой живет в центре Санкт-Петербурга, но по другим законам, плавает на надувной лодке, ловит рыбу.
......... В 2019 году премию «Золотая маска» в номинации «Эксперимент» получил спектакль-путешествие «Волшебная страна», поставленный театром «18+» в Ростове-на-Дону, где режиссером стал идеолог Тетра.doc Всеволод Лисовский. Герои постановки – ростовские легенды 80-х гг.: художники, поэты, музыканты, сыгранные актерами, которые в процессе прогулки вспоминают свои истории жизни и своей работы в городе.
......... Отвечая на вопрос Лаборатории журналистики, почему «театр вне стен» набирает обороты в последнее десятилетие в России, Всеволод Лисовский заметил, что «идея спектакля в открытом пространстве не нова. Она даже старше идеи спектакля в закрытом. Видимо существуют циклы театральной истории – в зал/из зала». Поэтому, на его взгляд, у идеи «театра вне стен» нет автора или родоначальника, так как подобный эксперимент выхода за пределы цикличен.
......... Тем не менее, подобные эксперименты зритель все чаще видит в театре и, если попытаться найти точку отсчета, когда выход за пределы театральных стен стал вновь актуальным, то не обойтись без истории команды из Германии – Rimini Protokoll.
У ИСТОКОВ
......... Rimini Protokoll – театральная компания, участниками которой художники Хельгард Хауг, Стефана Каеги и Даниель Ветцель – ученики режиссера Хайнера Гёббельса. Их часто называют авторами новой волны документального театра.
......... «Представьте собственное мертвое тело», так начинается их серийный спектакль Remote Moscow на Миусском кладбище, после которого пятьдесят зрителей, сопровождаемые голосом в наушниках, путешествуют по Москве и, спустя сто минут, оказываются на крыше жилого дома или торгового центра, пройдя таким образом от кладбища к небу. По пути участникам прогулки предлагают остановиться, понаблюдать за окружающей их жизнью, тем самым делая зрителей перформерами. Самый главный участник – самый remote control, пункт управления, которому участники соглашаются подчиниться на время действия. Голос отчасти и заменяет игру актеров.
......... В России похожий по технологии спектакль «Неявные воздействия» поставлен опять же Лисовским в 2016 году, но, по словам режиссера, он «принципиально не ходил на спектакль Remote Moscow как до его появления, так и после.
......... «Что, безусловно, меня не красит. Стыдно быть ленивым и не любопытным. А спектакль в открытом пространстве – это формальный прием, точнее несколько приемов. И гораздо интереснее, для чего этими приемами пользуются в Европе и в России. Но это отдельная тема», – прокомментировал режиссер.
Фрагмент спектакля «Волшебная страна». Валерий Матыцин/ТАСС
ЧТО В ЕВРОПЕ С ТЕАТРОМ БЕЗ ЛЮДЕЙ
Кадр из спектакля «Вещь Штифтера». Фото: сайт Электротеатра Станиславский
......... Хайнер Гёббельс. «Вещь Штифтера». Премьера состоялась в 2007 году. В спектакле зритель в течение 80 минут наблюдал движение инсталляции из поставленных «на попа» рояли и пианино, которые не нуждаются ни в техобеспечении, ни в божественном присутствии. Система музицирует в одиночестве.
Кадр из видеоверсии спектакля Hello Hi There
......... Анни Дорсен. Hello Hi There. Премьера состоялась в 2010 году в США. В действии участвуют два белых макбука, расположенные на искусственных зеленых холмах. Слева от них телевизор, по которому показывают телевизионный диалог Мишеля Фуко и Ноама Хомского.
Кадр из спектакля «Весна священная»
......... Ромео Кастеллуччи. «Весна священная». Премьера состоялась в 2014 году на Руртриеннале перформативных искусств в Германии. Сценическое пространство упаковано в герметичный короб, отделенный от зрителей фронтальным стеклом. Специальные механизмы с потолка распыляли прах от сожженных коровьих костей. В середине постановки прах перестает сыпаться и начинается балет машин без участия актеров.
РУССКИЙ ОПЫТ
Кадр из спектакля «Я здесь». Фото: архив театрального журнала «Около»
......... Максим Диденко. «Я здесь». Премьера состоялась в 2016 году в Новосибирске. Это пластичный спектакль о свободе человека в режиме тотального контроля, сделанный с любопытной сценографией в виде белых пластин, на которые проектируется онлайн-видео с камеры из зала.
Кадр из спектакля «В поисках автора». Фото В. Дмитреева
......... Данила Чащин. «В поисках автора». Премьера прошла в 2017 году в Тюмени. Спектакль сделан в рамках проекта «VR-Театр продюсерского центра Баzа. Часть спектакля идет вживую, другую часть публика смотрит в VR-очках.
......... Семен Александровский. «Другой город». Премьера состоялась в Санкт-Петербурге в 2016 году. В спектакле режиссер использует бинауральные аудио (то есть сделанные для прослушивания в наушниках), записанные на набережных и улицах трех городов: Париж, Венеция и Амстердам. С этими записями зрителю предлагается погулять по Санкт-Петербургу.
РАДИКАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД И КЛАССИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР
......... Кинодокументации спектаклей радикального итальянского режиссера Ромео Кастеллуччи при полном аншлаге показали в июне в столичном киноцентре «Октябрь». Кастеллуччи, революционер от современного театра, известен технологичностью постановок и минимальным количеством актеров, в основном с собой в главной роли. Но в данном случае особенностью стал сам просмотр записей, а не реального спектакля.
......... Все спектакли Кастеллуччи отличает особое отношение к пониманию трагедии, которую он рассматривает через насилие и религию. Его спектакли всегда вызывают шквал негодования представителей церкви.
......... Ретроспективу открывал спектакль по мотивам «Божественной комедии», поставленный для самого главного театрального смотра в мире в Авиньоне (Festival d'Avignon) десять лет назад. Единственная реплика на весь полуторачасовой спектакль звучит в самом начале, когда режиссер выходит на сцену: «Меня зовут Ромео Кастеллуччи». Дальше только действие людей, собак, света, звука и декораций. В конце на сцене появляется актер в образе Энди Уорхола, который фотографирует зал на полароид, кладет его на пол и делает вокруг него девять кругов – отсылка к Данте, после чего вниз начинают лететь телевизоры, на которых по букве высвечивается слово etoiles, что означает звезда.
Фото с показа взято из телеграмм-канала «Вилисов постдарамтический»
......... Ощущение, что театр проверяет сам себя на устойчивость, измеряя свои границы и возможности, лишая себя поочередно то слова – некогда ключевого средства выразительности, то стен, а то и самого человека – актера. Он захватывает территории, используя все доступные на сегодняшний день художественные инструменты. Таким образом зрелищные искусства, которые давно уже потеряли жанровые границы, остаются современными, способными дать почувствовать зрителю окружающую действительность.
......... На этом фоне классический театр с костюмированной игрой актеров стремится использовать новые подходы, технологии. Этим объясняется тренд в кинопоказах спектаклей классического репертуара. Например, «Гамлет» в рамках программы «Золотая маска в кино 2019», где все роли играл Евгений Миронов, «Король Лир», который рекламируется как «последняя большая шекспировская роль Иэна МакКеллена» и, наконец, «Франкенштейн», поставленный Дэнни Бойлом в 2011 году. И тот же «Ад» Кастеллуччи десятилетней давности.
......... Справка про кинокомпании, демонстрирующие театральные спектакли:
......... – Программа TheatreHD арт-объединения CoolConnections. Образованно в 2001 году. В рамках проекта проходят трансляции Metropolitan Opera, Большого театра, National Theatre в Великобритании и других театров, получивших мировое признание.
......... – Государственный проект «Театральная Россия». Главная цель – знакомство провинциальной публики со спектаклями Москвы и Санкт-Петербурга, транслируя их как в кинотеатре, так и онлайн.
......... – Специальный проект одноименной сети кинотеатров «Каро.Арт». Цель которого показать творчество молодых и не только режиссеров, актуальные фестивали, ретроспективы, прямые трансляции из театральных домов.
9.2. Юлия Опутина. Что в голове уличного художника?
......... Близнецы стрит-арт дуэта ZTWINS, превращающие рабочие цеха в объект искусства – о коммерции в уличной культуре, смысле образования и своих мечтах.
......... В 2007 году белгородские райтеры, два брата Юрий и Анатолий Зеленские первый раз попробовали силы на городском фестивале граффити, куда их отправила школьный учитель, поймав в процессе прогула. Тогда они изобразили название родного города, добавив элементы скейтборда, так как в то время активно катались. По воспоминаниям, фестиваль был абсолютным творческим безумием и вдохновил на эксперименты. Сегодня администрация Белгорода пригласила их в качестве известных отечественных художников расписать здание музыкального колледжа им. С.А. Дегтярева, по иронии, рядом со сквером, где ребята когда-то начинали.
......... Юлия Опутина: Уличные художники выбирают для своих работ заброшенные стены, заводы, гаражи, чтобы творить спокойно, вы же работаете на согласованных площадках. Почему? Не хотите проблем с властями?
......... ZTWINS: Мы рисуем как на легальных, так и на нелегальных стенах. В рамках согласованных проектов у нас появляются ресурсы, а это возможность поработать с новыми материалами и крутыми локациями. На несанкционированных площадках свои эксперименты.
Белгород. 2015 год. Из архива ZTWINS
......... Ю.О.: У вас есть ощущение, что уличное искусство коммерциализируется и власти используют художников для оформления домов и продвижения своих патриотических линий?
.........ZTWINS: Когда власти создают фасады на социальные и патриотические темы, то это уже к искусству не имеет никакого отношения. Нам не нравится, когда людей путают, называя это стрит-артом. Нет. Это реклама, расписанная вручную. Власти довольно быстро освоили этот инструмент. Полно примеров, когда благодаря ему пробуждают интерес к неблагополучным городам или районам, привлекая к ним инвесторов и повышая уровень жизни. Если говорить о России, то это фестиваль «Арт-овраг» в Выксе (Нижегородская область). Или польский некогда индустриальный город Лодзь, который после экономического спада превратился в один из центров восточно-европейского уличного искусства. В Лондоне это район Шордич, опустевший к концу двадцатого века, а сегодня сплошь покрытый граффити и весьма популярный.
......... Ю.О.: Что вы пытаетесь изменить в городе и каким образом выстраиваете свои отношения с ним?
......... ZTWINS: Индустриальные конструкции, заводы, все это люди часто не замечают, так как для них это лишь городской фон. Но если их грамотно подсветить, выделить цветом, то при взгляде появится ощущение движения. Это магия. И мы ее творим. Нам с братом нравится, когда работа помещена в архитектурную среду. Промышленная абстракция, геометрия – наш стиль. Мы пришли к нему не сразу. Сначала это были граффити, первые – на бумаге, но со шрифтами не заладилось. Потом мы переключились на персонажей, далее был какой-то реализм. В 2014 году, мы тогда как раз учились на архитектурном (Прим.: оба художника имеют высшее архитектурное образование), делали учебный проект. На каком-то этапе решили вытянуть оттуда графику и сделать эту работу в масштабе на стройке. Сделали и поняли, как это круто. Что можно вписать работу в среду, используя индустриальную тематику, играя при этом не на смыслах, а на ощущениях, динамике, цветовосприятии. Мы нащупали свое. И понеслась.
Берлин. 2019 год. ZTWINS
......... Ю.О.: Мне импонирует ваш подход: благодаря вам и таким, как вы, промышленные зоны и другие, ранее неприметные пространства, органично вливаются в городскую среду. Что вам помогает в работе?
.........ZTWINS: Нам с братом архитектурное образование сильно помогает. В течение семи лет мы учились и научились работать с композицией так, чтобы вся наша абстракция и геометрия не выглядела каким-то хаосом. Образование вообще помогает художнику делать работы качественными, выразительными, более глубокими. Посмотрите на проекты того же Тимофея Ради. Нам нравится, как он работает со смыслом, сохраняя при этом выразительную подачу. И делать ему это, думается, помогает философский факультет. Или каллиграфист Pokras Lampas, который владеет техникой и имеет 380 тысяч подписчиков в Инстаграме. (Прим.: пять лет в институте на специалиста по рекламе). Научить стрит-арту нельзя, конечно, но опереться на свое образование в творчестве всегда можно.
......... Ю.О.: А как вы относитесь к хайпу?
......... ZTWINS: Это отражение нашего времени. Все хотят быстро взлететь, стать известным. Людям буквально сносит голову.
......... Ю.О.: Поговорим о популярности. Знаю, что в апреле вы делали новую экспозицию на СТЕНЕ Винзавода «Иллюзия VS Реальность». Проект задуман как дискуссия, новый слой – новый призыв. Эта работа на известной и популярной выставочной площадке в центре Москвы как-то отразилась на вашем творчестве? Проект стал первым в столице? К чему вообще призывали?
......... ZTWINS: Нет, это работа в Москве не первая. До нее мы рисовали, но делали это в закрытых пространствах. Когда в мастерской ARHPOLE открывался новый металлический цех, мы сделали там композицию из металлических деталей, которые пересекаются и создают поток. И когда цех загрузили станками, то пространство будто стало цельным, наполненным. Мы в этот проект по конкурсу пришли. Им очень гордимся. СТЕНА же стала первой открытой площадкой в столице, что для нас было некой «отчиткой», то есть вехой в творчестве. Потому что это пространство в центре города, с огромным потоком людей, и сделать там работу – это определенный этап развития нас как художников, возможность заявить о себе громко.
......... В этой работе мы хотели создать иллюзию, будто стена рушится, и в момент разрушения возникает много реальностей и плоскостей. Стена начинает обсыпаться на осколки, и эта графика подчинена своему движению, где на первый план выходят зеркала – наше отражение. Хотелось показать, что существуют различные реальности, что нельзя быть уверенным в том, что мы видим, всегда есть иные точки зрения. Об этом, собственно, дискуссия.
Москва. 2019 год. Из архива ZTWINS
......... Ю.О.: О точках зрения. Есть мнение, что у российского уличного искусства нет своего лица. Оно много берет с Запада, но противопоставить нам абсолютно нечего. Смотри, у Великобритании ориентиры политико-социальные, в Италии стрит-арт античный, Бразилию объединяют яркие краски, а что в России сейчас?
......... ZTWINS: У нас много кто работает с текстом. Граффити-сцена испытывает сейчас небольшой кризис, художников появляется немного, да и сама субкультура закрытая, ей диалог с обществом-то и не нужен по большому счету. Но с концептуальным текстом сейчас творят крутые вещи. Да, эти работы западному зрителю будут непонятны, но это неплохо, в этом есть самобытность. Да и вообще сейчас подрастает новая смена – Саша Демкин, Ваня Найнти, Юля Pink power, мы. Хоть и держим связь, но делаем что-то свое. А будет ли нас объединять какой-то общий посыл пока неизвестно. Но у нас с братом есть мечта.
......... Ю.О.: Какая?
......... ZTWINS: Объединить всех уличных художников, рисующих абстрактное, в одном фестивале или в проекте под одной крышей. В России таких ребят немного и такие работы как вспышки. Но из этого могло бы получиться мощное движение внутри уличной культуры.
......... А еще хотим сделать проект в открытом пространстве, где был бы бетонный пол или подпорная стенка, которая полностью погружалась бы в природный ландшафт. И сделать на ней работу, что отразила бы ощущение свободы, но при этом максимально вписалась. Так что две мечты получается. Нет, подожди, еще с Zoerом CSX поработать. Это французский уличный художник. Он смешивает промышленный дизайн, иллюстрации, граффити, стены расписывает. Три мечты, короче.
Белгород. 2019 год. Идеей к созданию проекта послужила цитата Иоганна Гёте «Архитектура – музыка, заставшая в камне». Здание музыкального колледжа им. С.А. Дегтярева. Из архива ZTWINS
9.1. Юлия Опутина. Эксперименты на людях
......... В Москве прошел фестиваль экспериментальной хореографии.
......... Идея создать лабораторию для танцевальных опытов, территорию творческой свободы движения и воспитать своего думающего зрителя пришла к организаторам фестиваля «Ключи», ребятам из уличной команды Jack's Garret. Новое рождается в ходе эксперимента, который был взят за основу для всех участников.
Фотография взята с сайта ncsm.by
......... «Ключи» собрали в культурном центре «Москвич» современных хореографов, перформеров и импровизаторов уже в пятый раз. Поговорим о том, что вы пропустили и стоит ли об этом горевать.
В агонии и огне
......... Мой профессиональный топ открывает коллектив профессиональных стрип-див AGNY, представивших авторское прочтение «Парфюмера». Не говоря уже обо всем остальном.
......... Эта команда постоянно эпатирует не только российскую, но и международную публику. Они ездили на мировой чемпионат World of Dance в США, с блеском показывали себя на шоу лучших хореографов России Respect ShowCase и подняли планку стрип-пластики выше некуда. Хореографом команды является известная в танцевальных кругах Настя Юрасова. В свое время она не только основала свой стиль танца, организовала крупный фестиваль и делала постановки в проекте «Танцы на ТНТ», она буквально подняла женское направление движения на новый уровень и то, что происходило на сцене «Москвича» в этот воскресный вечер – прямое тому доказательство. Даже не верится, что начинала она преподавателем в фитнес-центре.
......... По началу действия стрипластические корни хореографии даже не видны, несмотря на то что все танцовщицы работают в стрипах (туфли на высоком каблуке, зрительно удлиняющие ноги). Спектакль рассказывает историю поисков идеала любви, идеального себя, но не со стороны жизнеутверждающего сюжета, а наоборот: тьма и безумие задают правила игры. Что может остановить того, кто готов на все ради истинного совершенства? Ничего. И девушек ничего не остановило. Да, Настя делала этот спектакль не одна, все танцовщицы отмечены как хореографы этой работы – коллективной, сильной, женской работы над произведением искусства. И да, современному танцу тренд феминизма не интересен.
Уфимский стиль ужасов
......... Гран-при фестиваля взяли мировые чемпионы Dancehall Master World Choreo 2018 группа FRG CREW из Уфы, благодаря которой пару лет назад об Уфе заговорили как о столице российского dancehall. Создателем, хореографом и постановщиком в команде является Алена Гуменная, которая также член известнейшей мировой команды AUTHENTIC DANCAZ, а все участницы имеют высшие титулы Dancehall культуры.
......... В своей работе на физическом, визуальном и ассоциативном уровнях они воплотили японский фильм ужасов, смешав несколько разных стилей и акробатические трюки. Получилось телесное кино о переселение души после смерти, где в покинутое душой тело вселился «гость» и тело приняло другой облик.
......... По неслучайному совпадению работе с говорящим названием «Пробуждение: Реинкарнация» достались не только деньги, право ставить свой спектакль в следующем году, но и зрительские симпатии, вычисленные путем голосования, что на фестивале за пять лет произошло впервые. Похоже, думающий зритель рос, рос, да вырос.
Опомнись
......... Из двенадцати работ, отобранных организаторами для фестиваля, половина сделана региональными группами, поэтому мероприятие по-честному российского масштаба. Исторически сложилось, что современный российский танец появился не там, где сильны академические традиции. Именно провинция послужила сценической площадкой для становления нового: центрами стали Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Кострома. И так не только в России, во Франции тоже самое, только на Западе эта централизация сделана намеренно, с целью оставить молодежь в маленьких городах, у нас же это получилось скорее случайно, без грандиозного плана государства. И сегодня, несмотря на то, что муниципальные власти начинают понемногу поддерживать современный танец, об осознанной государственной политике говорить пока рано и фестивали, как и прежде, остаются опорными точками этой формы искусства.
......... География «Ключей» очень четко демонстрирует этот факт. Из двенадцати постановок только три столичные, для справедливости три из Санкт-Петербурга, остальные — это Казань, Уфа, Вологда, Ростов-на-Дону, Иваново. И один дуэт из Киева.
......... Казанский коллектив ШЕД продемонстрировал на фестивале постановку «Опомнись», и это не только название песни Ивана Дорна, ставшая саундтреком проекту. В нашем языке это призыв, который заставляет вернуться в реальность, протрезветь, своего рода пощечина. И дана она залу была очень грамотно, в исполнении двух молодых танцовщиков, совместивших на сцене contemporary и уличные танцы. Плавность и медленность первой постановки фестиваля через минуту была прервана звонким ударом по лицу и выкриком «Опомнись!», после чего хореография танца приобрела быстрый темп, резкий стиль и тревожную музыку, полностью сменив атмосферу в зале.
......... Еще одной важной работой стали «Чертоги» мастерской танца FUNKINSHTEIN из Ростова-на-Дону. В них передана мысль о том, что прошлое, настоящее и будущее не имеют значения: есть только измерение, в котором все идет так, как должно идти. Но если заменить лишь одну грань, то смысл в корне поменяется. И в постановке все менялось. Танцоры то и дело будто бы втекали и вытекали друг из друга, создавая своими телами фракталы. В какой-то момент было похоже, что на сцене не трое выступающих, а гораздо больше, настолько технично они меняли границы создаваемых фигур.
......... Необычной работой в плане подачи стала постановка-рефлексия о еврейском народе в годы Второй мировой, где молодой хореограф из Нижнего Новогорода Борис Шерайзин совместил японский стиль буто с техникой современного паппинга и компьютерной игрой Minecraft, карта которой была выстроена по образцу концентрационного лагеря Аушвиц и показана на большом экране. Танцор все время интегрировался в карту, в процессе движения приближаясь и отдаляясь от экрана так, чтобы из зрительного зала казалось, что он компьютерный персонаж-герой этой истории. В конце на экране появился текст «Это моя история. Я принимаю. И иду дальше», что позволит зрителю эту тему прожить до конца, отрефлексировать.
......... По итогу, фестиваль показал отличный уровень идей, с которыми проблем
нет, и способность к формированию уникального собственного
пластического языка в будущем.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных