......Дайджест #5: Три карты мыслеформ Отдела практической аффектологии
......... Карты созданы художницей Татьяной Сухаревой и стали синестетическими сгустками-знаками для проектов «Я не знаю, Земля кружится или нет», «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция» и «Собственные места // Архивные пространства».
......... Мыслеформы отсылают к теософским упражнениям в синестезии и в исполнении Татьяны Сухаревой представлены как лаконичная сборка визуальной, аудиальной, лингвистической, кинестетической и фантазийной плоскостей, балансирующей на грани субъективного и объективного. Эти 3D-объекты приближены в своей функциональности и форме к игривым знакам: мгновенным кроссмодальным рифмам синестетки, мнемоническим штучкам — и одновременно работают как модели разных типов темпоральностей, собранных в проектах «Я не знаю, Земля кружится или нет», «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция» и «Собственные места // Архивные пространства».
......... Лера Конончук, кураторка Отдела практической аффектологии
......... Мыслеформы в интерактивном 3D формате представлены как отдельная работа на сайте Отдела практической аффектологии.
1. Закрытая рыбная выставка. Реконструкция
......... а) три витка спирали как взаимосвязь трех временных периодов (1935, 1990, 2020 год).
......... б) тепловая карта как два полярных горизонта восприятия реконструкции: холодная фиолетовая (1990), основанная на отстранении от советского дискурса, и теплая (2020), представляющая собой оммаж.
......... в) ось Y — двунаправленный спиралевидный поиск, движение как от прошлого к будущему, так и от настоящего к прошлому, отсылает к форме штопора мыслеформы «Стремление узнать» из книги членов Теософского общества Анни Безант и Чарльза Ледбитера).
......... г) Оси X и Z — преемственность как цикличный прирост по принципу наращивания годичных колец.
2. Я не знаю, Земля кружится или нет…
......... а) форма как воплощение синхроничности, «нефизической» взаимосвязи событий, разделенных во времени и в пространстве. Помимо географической аналогии — азимутальной проекции земного шара — вписывает меридианы и параллели по Юнгу, у которого первые отвечают за причинные связи, а вторые — за смысловые.
......... б) современность как гетерогенная плоскость, гладь которой нарушена колебаниями, неуверенностью, нерешительностью, «...потребностью в длительном размышлении — потребностью в отсрочке. Мы хотим отложить наши решения и поступки, получить дополнительное время для анализа, рефлексии и размышления» (Борис Гройс, «Политика поэтики»).
3. Собственные места / Архивные пространства
......... Между двумя временными плоскостями прошлого и настоящего возникают лакуны, собирающие в себя истории прошлого, вбирая в себя почти забытые контексты. Некоторые временные связи более устойчивые, некоторые балансируют на грани забвения.