4.2...София Лизанец. Люблю тебя, интернет
......... В 2004-м году в нашей семье появился персональный десктоп. Интернет подключен не был, у процессора была неплохая видеокарта (для начала нулевых), позволяющая воспроизводить игры и фильмы с диска.
......... Удивительно, что прошло пятнадцать лет, и я перестала воспринимать виртуальную среду как неживой организм. Цифра буквально приобрела органическое тело и свое дыхание. Она перестала требовать объяснений и казаться чем-то сложным или непонятным.
......... Инстаграм-выставка «Люблю тебя, интернет», входящая в одноименный проект, открылась 24 апреля с прогулки в прямом эфире Игоря Самолета. В первую очередь обращаешь внимание на маркер «инстаграм-», а не «онлайн-», как принято во viewing room на персональных сайтах галерей. Обозначение коммуникационного канала упрощает общение, так как отпадает необходимость в дополнительной регистрации или переходах по ссылкам. Посетитель не найдет здесь большое количество текста за исключением закрепленных хайлайтов, где можно увидеть информацию о художниках и тезисные высказывания куратора Алисы Сычевой.
......... Вся инстаграмная сетка собрана из работ художников, их имен и букв, которые по мере пролистывания ленты складываются в название выставки.
......... Художник из Воронежа Миши Гудвина показывает в работе 3D bedroom exhibition ассамбляжи, существующие как цифровые копии вместе с частями пространства спальни. Причем ассамбляжи составлены из обрывков объявлений, найденных на улицах города и хаотично размещены на изображение альфа-канала, или нулевого слоя в фотошопе, имитирующего цифровой инструмент.
Работа Миши Гудвина
......... Художник уравнял материю и цифру, так как дигитальные предметы он переводил в материальный мир, а затем возвращал их снова в цифровую.
......... Конечно, я не утверждаю, будто бы принципиальное отличие работ выставки: осмысление новых виртуальных пространств. Например, в 2015 году аукционный дом Sotheby's организовал выставку в Нидерландах S|2 X NL, где экспонировались полотна и скульптуры Матео Каллегари (Matteo Callegari), Остина Ли (Austin Lee) и Майкла Маннинга (Michael Manning): их работы про изучение существования классического изобразительного пространства в виртуальном при помощи синтеза компьютерных программ с материальными вещами вроде масла, акрила или глины.
......... Художники чаще прибегают к другим способам исследования тех же явлений. Например, Гудвин использует детали-метафоры, часто понятные только пользователям графических программ. Его плоская графика сочетается с объемной, обрывки подъездных объявлений с альфа-каналом; объекты, пропущенные через 3D-сканер, с незаметными стрелками, обозначающими три пространственных оси в любом 3D-редакторе. Эти художественные аксессуары включены в работы как бы между прочем, не очевидно, создавая стройную логическую цепочку. Суть исследования мифа цифровой идентичности в живой физической среде в вечном вопросе, что в современном мире становится главным: цифра или материя.
......... «Мне было интересно раскрыть достаточно простой и быстрый процесс цифровизации и подтвердить теорию, что мы живем в среде, которая неразрывно существует с виртуальной. Я создаю объекты, которые в мировом контексте называют пост-интернет искусство, но у меня история немного другая, в моих объектах больше эстетики цифрового, поэтому лично я бы тогда говорил о пост-цифровом, хотя это и не общепринятый термин», — комментирует художник.
......... Проект Миши Гудвина интересен хотя бы тем, что его можно отнести и к искусству, и к дизайну одновременно. Работа Миши не только про эстетику, метафоры и смыслы, которые нужно интерпретировать, но и про функциональную значимость. Это похоже на антрепризу, в которой и осмысляется турбулентность реальности и цифры.
......... Помимо Гудвина в проекте принимают участие Алексей Корси, группа АРХIV, Юлия Вергазова, Аня Ротаенко, Игорь Самолёт, Артём Голощапов. И все так или иначе исследуют цифровое присутствие.
4.1...София Лизанец. Онлайн-выставка Федотова-Фёдорова: экспозиция против организации
......... Проект галериста Дэвида Цвирнера Platform: New-York можно назвать цифровой инфраструктурой: рисунки Марселя Дзамы соприкасаются в пространстве с фотоэкспериментами Джеймса Уиллинга, а авторские подборки книг соседствуют с концептуальными видеороликами. Французская галерея Perrotin идет дальше и предлагает помимо выставок подкасты и онлайн-экскурсии по художественным мастерским. Российские галереи одновременно с западными в поиске зрительского внимания адаптируются к новым пандемическим реалиям и запускают свои онлайн-проекты, как в случае с галерей Fragment и выставкой художника Ильи Федотова-Фёдорова.
......... Во вкладке viewing room галереи представлены фото- и видеоматериалы о самом художнике, его работах и интернет магазин, кликнув по понравившейся работе вместо увеличения, она мгновенно попадает в пользовательскую корзину с суммой от двадцати пяти до двухсот тысяч рублей. В одном пространстве кроме изображений располагаются тексты: пиететные цитаты арт-критиков о творчестве Федотова-Фёдорова и художественные тексты, шрифт которых часто неуместно контрастирует с изображениями и навязчиво выделяет фрагменты, требующие особенного внимания зрителя, хотя это больше похоже на неумелую вёрстку, позволяющую заполнить пробелы веб-страницы.
......... Выставка открывается заголовком «Генетик, который стал художником», рефреном совпадающим с американской детской сказке «Паровозик, который смог». Далее в описании приводится цитата художника: «Мне не очень интересно смотреть на мир с позиции человека, куда увлекательнее делать это с позиции змеи, муравья, жука, слизня или крапивы. Честно говоря, теплокровные меня никогда не интересовали».
......... Если смотреть, как предлагает художник, с позиции муравья, то получается увидеть абстрактные природные формы, множество текстур, сложные насыщенные цвета, с одной стороны, и лишенные контрастности — с другой, бесформенное, но имеющее очерченные границы, которые иногда не позволяют фантазировать, а прямо указывают на предмет.
Trans-Siberia, 2019. Галерея «Фрагмент»
......... Антропология художника оказывается обернута в конверт цифры и заклеена сургучом натуралистичности, а в попытке осмыслить природу глобально человек оказывается как раз между крапивой и муравьем.
......... Федотов-Фёдоров исследует связь ремесленно-природного и технологично-цифрового. Об этом его видеоработа, представленная на 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Медленный переход кадров с хромакейного зеленого на теплый песочный из разных пространств и временных тоннелей. Зацикленные движения животных, двигающихся назад и превращающихся из плоти в скелет, обилие пресмыкающихся и растений в мёртвом 3D-пространстве, которое даже и не пытается казаться живым. Всё выглядит буквально, как в учебнике биологии или в диорамах музея Дарвина.
......... Преимущество выставки в том, что она и не пытается казаться больше, чем есть: контекстные метафоры, ориентированные скорее на пользователей социальных сетей, нежели на постоянных посетителей галерей. В работах найдутся смыслы, о которых невольно задумаешься и, возможно, захочешь поставить их в какой-то ретроспективный ряд вместе с Мартой де Менезес или Стеларком для внутреннего анализа, — чьи работы так же, как и работы Федотова-Фёдорова, относят к био-арту — но эстетическая ценность в данном случае заменена акцентом на покупательскую способность, как бы намекая на то, что потребность созерцать может возникнуть и в каком-нибудь деконструктивистском интерьере собственной гостиной. Может, поэтому вместо масштабирования работ по клику мышки для посетителя сразу открывается окно онлайн-кассы?
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных