3.2...София Долина. Виртуальная мода, осмысление традиций и новая этика: дизайнеры одежды защищают дипломные коллекции на карантине
......... Бабушкина скатерть вдохновила Алису шить пиджаки. Наталья придумывает современные платья из обрезов винтажного ситца, ее однокурсник Даниил развивает рынок технологичных тканей. Настя и Маша не хотят делать съемки онлайн, а Алина уже погрузилась в мир цифровой моды. Выпускники из Москвы, Санкт-Петербурга и Омска рассказывают об изменениях в учебе в связи с пандемией, о своих коллекциях и будущих планах.
......... Школа дизайна решила поменять условия к диплому направления «Мода» и отменила требование по пошиву коллекции. Шьем по желанию. Многие студенты остались дома без швейных машинок и возможности обратиться к профессиональным швеям из-за карантина, нам предложили отрисовать коллекцию из двадцати образов, из них к семи образам нарисовать технические эскизы. Также комиссия ждет подробную презентацию с фотографиями рабочего процесса, пример сайта и инстаграма. Мне повезло, я успела приобрести материалы до карантина и начала шить изделия раньше, поэтому в результате у меня есть три образа.
......... Мой диплом — это дебютная коллекция моего бренда MANERA BRAND, размышление и переосмысление собственного бэкграунда, обращение к миру на тему прошлого России, а также стремление работать в контексте sustainable fashion с винтажными тканями. Так как я сама из Иванова, то тема ивановского ситца и набивного текстиля мне близка, и мой дедушка работал гравером на фабрике имени Самойлова. В последний год у Музея ивановского ситца появился сайт с оцифрованными образцами, где можно посмотреть старинные и уникальные ткани.
......... В коллекции я соединяю традиционные и современные техники. Мне хочется вдохнуть новую жизнь в советский текстиль, дать возможность помнить свою историю и ценить ее. Я использую прием тиснения (embossing), который по своему исполнению схож с техникой нанесения набивки на ткани. Рисунок становится выпуклым за счет воздействия горячих металлических пластин на ткань с двух сторон. В некоторых образах я комбинирую отрезы. Это отсылка к советскому периоду, когда можно было приобрести лишь ограниченное количество кусков ткани, и портные применяли фантазию, чтобы выкроить изделие из одного или нескольких отрезов. Мечтаю переработать все остатки тканей у наших бабушек и вообще все те, что до сих пор сохранились, потому что это уникальные образцы.
......... Учеба полностью перешла в онлайн-формат, большинство студентов не из Москвы, включая меня, уехали к себе домой. Моя выпускная коллекция посвящена современным экспериментальным технологиям в производстве одежды. Первая часть коллекции была реализована из технологичных тканей, вторая в digital, то есть не существует в реальности. Презентация коллекции пройдет в онлайн-формате видео-перформанса в начале лета. Сейчас моя цель — не запустить бренд одежды, а открыть платформу по созданию современных экспериментальных материалов, которые были бы применимы не только в индустрии моды. Я не поменял своих намерений и желаний, скорее наоборот, убедился в правильности пути.
......... Пандемия повлияла экономически и психологически. Психологически, в моей ситуации, положительно. Я отдохнул, вечная спешка куда-то остановилась, это дало прилив новых сил. Экономические изменения понятны, все пострадали от кризиса, возможно, это повлияет на качество продукта.
......... Сроки сдачи финальной коллекции перенесли, и сейчас к дедлайну необходимо все подготовить в цифровом варианте. Преподаватели ожидают, что к моменту снятия ограничений у нас будет проработанная коллекция, и нам останется только отшить изделия. Летом я планировала начать стажировку, искать работу, но сейчас в приоритете сделать успешную коллекцию и получить диплом. В моих ближайших планах запуск собственной марки не было, но сначала необходимо набраться опыта и знаний.
......... В дипломе я исследую реалии жизни в России за пределами столицы. Меня вдохновляют люди и их быт. Я долго думала думала над материалом для своей коллекции, так как не хотелось использовать только ткань. И на даче у бабушки осознала, что для русских домов скатерть — особенный культурный атрибут, которые есть в каждой семье на все случаи жизни. Так клеенчатая скатерть стала основным материалом в коллекции. Пластик отлично держит форму, поэтому в моей коллекции особое место занимают структурные пиджаки с принтами.
......... Во время пандемии понимаешь, что творчество должно быть вне выстроенной системы индустрии моды, а коллекции можно выпускать вне зависимости от расписания недель моды, и результат будет более неожиданным и интересным.
Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица

Творческий союз Un deux trois
Мария Ларионова, художественные текстиль
Анастасия Соломеина, художник по костюму театра и кино
......... Мария Ларионова: на последнем курсе свободное расписание, и до карантина мы раз в неделю встречались с педагогом. В академии часто отвлекаешься на общение с друзьями, а сейчас я работаю дома и сосредоточена только на творчестве. Меня устраивает такой процесс. Мой диплом — это художественное оформление театра, за основу взяла «Темные аллеи» Ивана Бунина. Я рассчитывала, что мои полотна будут частью спектакля или перформанса, может это когда-то и произойдет.
......... Я хотела поработать со сложным для меня материалом: горячим батиком. Это техника росписи ткани с использованием горячего воска для создания узора. Я придумала семь графических полотен в рамках диплома, но не успела сделать батик. Может, мы с Настей сделаем из них одежду после карантина. Изменилась только форма работы, а планы остались прежними.
......... Анастасия Соломеина: у меня сейчас творческий подъем, я очень много работаю, шью костюмы, платья и даже трусы. Благодаря кризису все лишнее и ненастоящее исчезнет, останется самое важное и настоящее. Дизайнеры начинают отказываться от затратных показов. Зачем круизные коллекции, если можно обойтись без них? Пока с Марусей работаем порознь и ждем встречи, проекты мы создаем только, когда мы вместе. В съемках онлайн нет смысла. Наши модели — это друзья и знакомые, люди, которых мы влюбляем в себя или любим сами за их вездесущую юность, наши музы, которые вдохновляют нас на создание нового костюма или съемки. Для нас процесс и живое общение — это самое важное. Счастье видеть горящие глаза человека, когда он чувствует себя по новому в нашей одежде. Мы получаем кайф, и это невозможно сделать в пределах экрана.
......... Все выпускники решили шить коллекции, несмотря на отмену этого требования. Пока магазины были закрыты, все тайно пытались купить ткани или заказывали онлайн. Сейчас уже все работает. Я отшила четыре образа и создала одну виртуальную модель.
......... В дипломе я исследую новые технологии и виды контента, которые сейчас существуют: цифровые инфлюенсеры, виртуальная и дополненная реальности. В моей диссертации две подглавы посвящены коронавирусу и его влиянию на мир. Для меня важно, чтобы это осталось в истории. В мае дизайнер Регина Турдина запустила первый российский онлайн-магазин виртуальной одежды. Пользователь загружает свою фотографию, и она переносит на нее изображение одежды. Это абсолютно новый формат. Я связалась с Региной, и мы вместе создали модель коллекции в цифровом виде. Одежда существует только в качестве программы, но выглядит как в жизни.
......... Мне интересно заниматься виртуальной одеждой. После защиты диплома я хочу изучить программы и освоить эту область. Сейчас мы с мамой зарабатываем на индивидуальном пошиве. На мой взгляд, необходимо сокращать количество вещей и повышать качество. Я давно думала об этичной моде и стараюсь работать в этом направлении. Цифровая одежда — это отличная альтернатива. Создаешь пример изделия в 3D, и все видят, как это смотрится на модели. Тебе не требуется закупать материалы, шить, тратиться на печатать, покупать фурнитуру для первого образца. Цифровой пример можно показать через все каналы продаж и получить обратную связь. Это экологично и практично.
3.1...София Долина. Как мода смотрит в лицо эпидемии: кочевое племя, ковчег, плащ-палатка
......... Женщины викторианской эпохи романтизировали последствия, вызываемые туберкулезом, и специально осветляли кожу. Бедствия войны превратили военную униформу в тренд «милитари». Экономический и моральный кризис 90-х выворачивал наизнанку вещи и индустрию моды. Реакцию дизайнеров на COVID-19 мы узнаем на осенних показах, но варианты защиты они уже предложили. Иногда это иронично.
Бал в честь апокалипсиса
......... Дизайнеры предупреждали об опасности и не отказывались от гламура. Креативный директор Balenciaga, Демна Гвасалия, размышлял о катастрофе еще в коллекции осень-зима 2018. Верхняя одежда из нескольких слоев курток в сочетании с агрессивным саундтреком одновременно вызывали желание приобрести модные вещи и паранойю по поводу будущего. Его последний показ Balenciaga осень-зима 2020 — отражение реальности. Костюмы с широкими плечами обеспечивают необходимую дистанцию между людьми, а красные глаза моделей напоминают о проведенном времени у мониторов. Провожать старый свет дизайнер предлагает в элегантном платье с рукавами-перчатками под энергичный трек «Новый мир» музыканта BFRND, который написал музыку к показу.
......... Коллекция «Radiation» французского дизайнера Marine Serre — наглядная инструкция по выживанию на вечеринке. Экологично (одежда создана из переработанных материалов), привлекательно (золотые украшения) и безопасно (защитные маски и перчатки). Стиль для праздника после конца света можно подсмотреть у бренда Ottolinger: полурастаявшие серьги в результате глобального потепления и наряды, которые прошли огонь и воду, дополняют друг друга.
Ottolinger, Balenciaga, Marine Serre, Balenciaga
Укрытие
......... Помимо защиты важно укрыться от вируса и параноидальных мыслей. Поэтому если необходимо выйти на улицу, то постарайтесь обеспечить себя таким комфортом, как будто вы и не покидали дом. Вернемся в 1992 год, когда английская художница Люси Орта создала коллекцию одежды Refuge Wear, которая сочетает в себе элементы архитектуры и моды. Надежный вариант — Habitent, палатка с капюшоном, которую можно на себя надеть, как солист Red Hot Chili Peppers в клипе Can't stop. Актуальными остаются и парки бренда Final Home японского дизайнера Косукэ Цумура. 44 кармана куртки можно заполнить газетами, едой и лекарствами. Стильные убежища придумали Craig Green и Dingyun Zhang.
Craig Green, Raeburn, Dingyun Zhang, Lucy Orta
Вне укрытия
......... Для тех, у кого нет возможности вернуться домой, действует правило «все свое ношу с собой». Наши вещи становятся частью тела и деформируют силуэт. К теме «дом, который всегда с тобой» обращается дизайнер Рик Оуэнс. Дизайнер задает вопросы: «Есть ли этот дом? Где он?». Философские размышления о хаосе воплощены в одежде дизайнера Рей Кавакубо. Концептуально спрятаться можно в головном уборе Хуссейна Чалаяна, а отказаться от идентичности и обыграть систему распознавания лиц — в маске Ирис ван Херпен.
Iris van Herpen, Rick Owens, Comme des Garçons
Утопия
......... После кризиса мы откажемся от производства. Будем перешивать старые вещи и создавать новые из пластиковых пакетов, осыпать себя лепестками цветов вместо блесток, придумывать головные уборы из растений. Collina Strada и Noir Kei Ninomiya решили не ждать.
Noir Kei Ninomiya
Общество спектакля
......... Самокритика не помешает даже во время глобальной катастрофы. «Кочевой гламур» стал главной темой кутюрной коллекции Maison Margiela осень-зима 2018 года. Все, что нас окружает, можно на себя надеть. Одеяло в роли пальто, коврик для йоги превращается в шляпу, гаджеты неотъемлемы от костюма. Джон Гальяно создает актуальные образы для пандемии, и в них он предлагает уйти в другую реальность. Искусство, музыка и мода — способы эскапизма, когда хочется укрыться от действительности. «Мы все кочевники и перемещаемся племенами», — рассуждает дизайнер в своем подкасте. Племя — это и люди, с которыми мы разделяем наши ценности и интересы. Быть ближе к своим предлагает дизайнер Том Браун. Последняя коллекция «Ноев ковчег» — праздничная репетиция перед концом света. У него всякой твари по паре в идеально сшитых пальто. В условиях пандемии мы объединяемся с теми, кто нам ближе, и вместе путешествуем по чатам и ссылкам.
Maison Margiela, Thom Browne, Maison Margiela
Иллюстрации: Виктор Шевченко
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных