10.1. Регина Рафикова. Подрывной импульс, точка надежды и intangible
......... Выставка «Чуть левее центра, по золотому сечению» художницы Дарьи Макаровой проходила с 16 апреля по 19 мая на площадке СТАРТ – проект Фонда поддержки современного искусства Винзавод. Дарья работает в трансмедиальном поле и в своей практике сочетает инсталляцию, видео, звук и редимейд. Способ существования объектов и субъектов в пространстве выставки – «балансировать между цифровым и реальным миром». Как и наш с вами.
......... «Выставка посвящена феномену sleepstream и продаже сна», – читаем в описании. Что ж, во сне мы свободно перемещаемся от одного импульса к другому, а потом – стримим это на сайт Винзавода, так что хронология в нашем интервью будет интуитивная и (ново)искренняя.

#winzavodlabs

Дарья Макарова. Чуть левее центра, по золотому сечению. Фото: Регина Рафикова
ЧТО ВНУТРИ
читайте стихи на этикетках
......... — Давай поговорим про поэтические тексты. Почему эмоциональное ощущение, которое от них получаешь, очень отличается от всего пространства?
......... — А что ты почувствовала, когда туда пришла?
этот вопрос ключевой. отвечайте сознательно
или в бреду.
даже когда
вы – т_а,
кто берет интервью.

......... — Эмоциональный заряд. Я понимаю, что не каждый человек склонится над этикеткой на полу. Но если ты вчитываешься, ты получаешь какой-то первичный эмоциональный импульс.
......... — Ты все правильно говоришь. Это отсылает к определенной эстетике смотрения и рассматривания, то есть оптик: как и через что человек воспринимает действительность, через какие слои он проходит ничего не замечая, а где и на что обращает внимание.
......... В принципе, в моей художественной практике всегда делается акцент на том, что нужно всматриваться. Никто ничего не должен объяснять: ни я, ни люди.
......... И обстановка, и тексты апеллируют в первую очередь к чувственному. Тексты служат некой точкой надежды, подрывным импульсом. Расшатывающим эту белую, выглаженную, стерильную коробку.
Дарья Макарова. Чуть левее центра, по золотому сечению. Фото: Регина Рафикова
......... — Такое чувство, что буклет к выставке про одно восприятие – а выставка про другое. Тебе не хотелось сразу обозначить свою концепцию?
......... — Я обычно не делаю описания, но у меня были такие условия, что без них не обойтись. Вот смотрительница выставки говорит: «Описание, вот подойдите, прочитайте описание!». Не надо, успокойтесь, не увидят – нормально, все хорошо.
......... — Вообще люди задавали вопросы?
......... — Да, очень много! Не очень люблю что-то рассказывать и объяснять. В первую очередь я проделываю работу с, не помню по-русски, intangible [неуловимый – пер. ред.]. С тем, что нельзя потрогать, что висит в воздухе. То ощущение, которое ты переживаешь, попадая в пространство, проходя через него и то, что ты уносишь с собой. И оно строится на большом количестве элементов. Поэтому, когда мне задают вопрос в лоб, я обычно спрашиваю: «Что вы чувствуете?». И люди начинают много выливать, потому что у всех очень развито чувственное. И я говорю: «Да, вот именно так. Это классно, потому что я и апеллирую к тому, чтобы вы что-то переживали. А не то, что вам нужно включить мозги: это отсылает к Кандинскому, это к Беньямину, это к Осборну».
Дарья Макарова. Чуть левее центра, по золотому сечению. Фото: Регина Рафикова
......... — А наблюдала за людьми на выставке?
......... — На открытии было сложно: слишком плотный поток диалогов.
......... Вообще да, я очень часто наблюдаю за людьми, как они ведут себя, какими триггерами выступают объекты. Вот лежащий айфон с горящим экраном — вроде как все заблокировано, но человек все равно тянется потрогать.
......... — Может, какие-то реакции тебя удивляют?
......... — Я очень четко прорабатываю каждый из объектов, его внутреннюю логику. Закладываю очень широкий спектр коммуникативных связок между пространством, объектом и зрителем. Поэтому нет, не было такого, чтобы прямо шокировало.
Дарья Макарова. Чуть левее центра, по золотому сечению. Фото: Регина Рафикова
БЭКСТЕЙДЖ
......... — Как прошла работа в составе проекта СТАРТ?
......... — Если говорить в общем, мне понравилось. Скорее надо говорить о Винзаводе, а не о СТАРТе: мне помогали многие люди. Подрядчики, световики, административный персонал. Было очень приятно не чувствовать себя брошенной и вынужденной бегать по всем инстанциям. Понятно, везде есть бюрократия и проблемы, связанные с входом в институцию, цензурой.
......... — А как конкретно произошло столкновение с цензурой? Какие идеи остались за бортом?
......... — Это связано скорее с течением работы. Например, ты делаешь картинку для афиши к своей выставке – к своей выставке! А тебе говорят, что картинка не соответствует концепту художника.
......... — Формулируют концепт выставки, если опираются на свое понимание?
......... — Нет, на самых высших уровнях говорится «да» или «нет», поэтому, естественно, никто ничего не объясняет – тебя просто ставят перед фактом.
......... — Как бы ты оценила то, что Винзавод делает сейчас?
......... — У Винзавода много потенциала, есть ресурсы, но не все всегда используется. Я как-то так кратко, наверное, отвечу.
......... — Расскажите, пожалуйста, о работе с кураторкой.
......... — У нас с Олей очень хорошо все вышло. Нечасто так случается в практике художника, чтобы ни художник, ни куратор не перетягивал на себя одеяло: постил в фейсбуке свою выставку и имя куратора не прописывал, например. Вышло лаконично: мы делали то, что должны были делать, и помогали друг другу, советовались. Не было жесткой цензуры. Были напряженные ситуации, но это всегда бывает.
ЕСЛИ
......... — Если перевести ваш проект в другой формат: в электронный, ну пусть даже в Instagram – насколько изменится восприятие? Возможно ли это в рамках вашей работы, где все происходит на стыке дискурсов, мира «реального» и онлайн?
......... — Конечно можно, но у меня достаточно размытое понимание того, что такое «на стыке». Мне неинтересно делать интерактивные и тупо визуально красивые объекты, которые просто связаны с технологиями. Мне интересно работать и с человеческим фактором, и c обычными предметами – те же самые свечки, постельное белье. Балансировать между цифровым и реальным миром и пытаться не притягивать себя к media arts или к классической живописи, если брать две полярности.
......... — То, что ты делаешь – это моделирование восприятия современного человека или новый путь, попытка его направить?
......... — Наверное, и то, и другое: и моделирование, и направление – зависит от человека, кому что удается взять. Вообще занимаюсь, как я уже сказала, конструированием ситуации переживания — по крайней мере, пытаюсь это сделать.
......... Ты заходишь на выставку, и вроде бы тебе весело: парень спит, его пытаются разбудить, пишут дурацкие комментарии – ты смеешься, но в пространстве сталкиваешься с объектами, которые ставят под сомнение твой смех, превращают его в какой-то истерический фактор.
Дарья Макарова. Чуть левее центра, по золотому сечению. Фото: Регина Рафикова
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных