9.4...Полина Соснова. Edutainment – продукт потребления в будущем
ГОНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
......... Пространство онлайн образовательного контента в последнее десятилетие растет со скоростью миллионов просмотров за неделю, у одного из самых крупных проектов Google Arts & Culture — 19 459 678 и это не предел. В России онлайн контент, даже у начинающих проектов, неизменно пользуется спросом: 539 роликов на Youtube с большими темами за 20 минут проекта Arzamas Academy, запуск «ещенепознеровской» Открытой библиотеки, книги с «Полки», «Дилетантские чтения» и 134 000 участников лектория «Синхронизация» указывают на большое поле для развития и роста. До конца 2020 года на рынок выйдет лекторий «Достоевский» более чем с 20 площадками по всей России. Логотип нового проекта ID о том, что значительный запрос человека в интеллектуальной навигации навсегда вписан в нашу IDentity.
......... Популярные образовательные проекты развили конкуренцию на рынке и сформировали определенные тренды. В 1984 первая лекция на TED ознаменовала новую эпоху интеллектуального просвещения lifetime learning, открыв площадку для презентации первого выпущенного компьютера Macintosh и дав возможность Джимми Уэйлсу (Jimmy Donal Wales) впервые рассказать о созданной им Википедия. На сегодняшний день аудитория TEDx превысила миллиард и по статистике, каждую секунду опубликованные видео смотрят 17 человек. Сегодня образовательные проекты Coursera и Masterclass - это скорее корпорации нового знания.
......... В России одновременно также интерес аудитории к открытым леткориям перерос в онлайн запрос на разнообразный контент. Arzamas, к слову, достиг миллионных просмотров — 52 112 067 просмотров только на Youtube, благодаря роликам длиной в среднем 20 минут, цене 149 рублей в месяц на радио-подписку в приложении, а во время карантина и вовсе открывший все материалы бесплатно. «Синхронизация» — лекторий о кино, архитектуре и науке, созданный в 2016 году бывшим консультантом McKinsey, собрал пул спикеров из молодых ученых. «История будущего» — студия, создавшая за последние три года семь проектов с историческим контентом и бесплатным к нему доступом в формате мобильного сериала, из которых два «1917» и «1968» стали супер-блокбастерами в сети с просмотрами в 35 миллионов человек. Особенность «Открытой библиотеки» в ее создателях и спикерах, в преобразовании библиотечных пространств и бесплатным посещением. Интервью на самые актуальные темы и с министром культуры, и с Жорой Крыжовниковым, и Александром Сокуровым, и Юрием Дудем обеспечили «Диалогам» аудиторию в Эрмитаже и НИУ ВШЭ. В гонке образовательных вооружений активно принимают участие проекты «Прямая речь», «Лекториум», Level One и многие другие.
ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ НАВИГАЦИИ
......... Если рассмотреть проекты с пользовательской точки зрения, матрицы рубрикаторов, то заметны существенные различия, например, архивы и навигация. Архивы — это не только книги и статьи, но и переработка «живых форматов» в подкасты, интеллектуальные игры в приложении с возможностями заполнить пропуски в знаниях, доступные трансляции брейнстормов.
......... В «Прямой речи» в качестве навигации на главной странице есть рубрикатор, но нет фильтров, в медиатеке «Лекториуме» система фильтров разнообразнее, чем сам раздел курсов, в «Синхронизации» наоборот: нет ни фильтров, ни рубрикатора. В Арзамасе существует выбор по темам, но фильтров нет и материалы опубликованы списком. В проектах, в которых что-то можно усвоить за 20 минут, оплатить подписку на подкасты меньше чем за 200 рублей и посмотреть контент «потом», должна быть совокупность доступного оффлайна, рубрикаторов и приложение (приложения, кстати, нет ни у Level One, ни у «Лекториума», ни у «Синхронизации»).
......... В том случае, когда различных форматов лекций и подкастов уже больше тысячи, количество авторов и спикеров больше ста, то удобнее использовать круговую навигацию и иметь возможность получать уведомление об офлайн мероприятиях. Например, в Level One и «Прямой речи» подписка есть только на анонсы, у проекта Арзамас нет оффлайна, подписка существует на новости. У проекта «Достоевский» уже год работает книжное пространство на Воздвиженке, 1, и в рамках лектория запускается детский подкаст, где дети рассказывают о школьных дисциплинах своим сверстникам. Во взрослом лектории спикеры читают лекции о прикладной геополитики, портретах новых медиа, литературы миллениалов и, например, каллиграфутуризма, а авторами подкастов «Культурная карта» станут региональные историки-краеведы.
......... Перечисленные проекты из области Edutainment даже при навигационных недостатках очевидно будут набирать обороты, провоцируя появление все большего количества подобных себе, не уступая по популярности новой серии сезона на Netflix или даже статьи Википедии.
9.3...Полина Соснова. Впервые за всю историю кинотеатры приносят нулевые сборы
......... В Лондоне за последние восемь лет состоялись крупнейшие в Англии концерты группы Аквариум и ДДТ в Альберт Холле (в 2012, 2014 и 2017 годах), Russian Business Week, недели Russian Film Festival. Эти проекты объединяет их руководитель, недавний выпускник Лондонской школы экономики, никогда не живший в России. Филип Перкон положил начало масштабному альянсу российского искусства и англоязычного мира, решив однажды, что знание русского языка — его competitive advantage в бизнесе и шанс понять Россию. За последние пять лет работы Russian Film Festival и вручаемая на фестивале премия «Золотой единорог» стали массовым смотром российского кино за рубежом, принимающим 13 000 зрителей ежегодно.
Russian Film Week
......... Интервьюер: Полина Соснова (ЛЖ), Филип Перкон (ФП).
......... Лаборатория журналистики (ЛЖ) — Филип, Russian Film Week в Лондоне на сегодняшний день — крупнейший в мире ежегодный смотр российского кино, однако формат твоего фестиваля больше напоминает «Неделю моды» в киноиндустрии. В чем его отличие, скажем, от кинофестиваля «Кинотавр» и других международных смотров в мире?
......... Филип Перкон (ФП) — На «Кинотавр» с улицы не зайдешь, ты должен быть так или иначе частью индустрии. Думаю, у кинофестивалей есть ряд ограничений: по типу кино или с точки зрения географии, где фильм был произведен и для какой аудитории. Фестиваль в Каннах не ограничен географически и создан для продвижения независимого, авторского кино со всего мира. Но он ограничен по формату — блокбастеры, «Звездные войны» там не увидеть, скорее социальный артхаус. Плюс есть ограничения для зрителей, чтобы купить билет надо жить в Каннах, приехать из Англии и попасть на сеанс нереально. Венецианский или Берлинский фестивали тоже ограничены по жанру в пользу авторского кино, но при этом открыты для публики: приезжай и покупай билеты. Есть национальные кинопремии, например «Оскар», «Золотой глобус» — чисто национальные англо-американские премии. Фильмы в программе не ограничены по жанру (фильм «Лунный свет» может соревноваться с «Властелином колец»), но ограничены географически, в первую очередь, по языку и стране производств.
The Good Boy Q&A 2016. Филип Перкон
......... ЛЖ — Я правильно понимаю, что ты ведешь к формату фестиваля без ограничений? Точнее, есть лишь одно: это либо фильмы о России, либо фильмы, созданные в России. В чем заключается твоя концепция?
......... ФП — Да, верно. Пример такого фестиваля не только Russian Film Week, но и, например, Festival de Cinéma Russe à Honfleur в Онфлёре, Франция. В нем присутствует ограничение по «географии»: только российское кино. При этом, фильмы не ограничены по жанрам, и само мероприятие не является премией, а, скорее, общедоступным смотром. Билеты может купить любой желающий. Единственное отличие моего фестиваля от других фестивалей российского кино в мире — масштаб. Russian Film Week — не междусобойчик для диаспоры и закрытой индустрии.
......... ЛЖ — При таком масштабе, как происходит отбор фильмов в программу?
......... ФП — Через открытую процедуру подачи заявки, пользуясь которой, студии и агентства присылают нам свои работы. Дальше фильмы отсматривает комитет. Но это не моя работа, хотя я точно знаю, что тематика космоса продает больше билетов, чем социальная проблематика Сибири. Должен признаться, что мне не удается отсматривать по сто фильмов в год, даже некоторые фильмы на фестивале я не видел, например фильм «ВанГоги», который получил премию. Говорят, хороший фильм. Из того, что я смотрел за последний год, мне понравился фильм «Папа сдохни», но заявки от его создателей мы не получали. В целом, моя задача в реализации фестиваля: я должен сделать все настолько красиво, хорошо и с таким охватом, чтобы моим проектом заинтересовались корпорации, рекламодатели и меценаты, а не спонсировалось минкультом для рекламы России, и на 90% сейчас все именно так, как мы и хотели, чем я очень горжусь.
......... ЛЖ — Ты никогда не жил в России, скажи, как получилось, что ты посвятил свою карьеру проектам, популяризирующим российскую культуру?
......... ФП — Во многом благодаря моим русскоязычным друзьям в LSE (London School of Economics and Political Science). Так совпало, что в студенческие годы Россия была очень «модной», как и все страны БРИКС — экономическим чудом. Я говорю сейчас о периоде до геополитического противостояния и проблем, начавшихся позднее. Все друг к другу ездили, зарабатывали деньги, общались и пели дифирамбы. Один парень, с которым я учился, передал мне свой архив русской музыки, что очень на меня повлияло. Я посчитал, что моим конкурентным преимуществом могло бы быть стремление понять Россию и, зная русский язык и культурный контекст, попробовать превратить это в бизнес. Сложность в том, что в англоязычном мире все, что связано с субтитрами — нишевая история, такое кино смотрит 3% населения, ну 4%. В отличие от Германии, Швеции и испаноязычного мира, к субтитрам не привыкли и не воспринимают дубляж. За эту маленькую аудиторию борются помимо российских фильмов и европейские, и азиатские фильмы.
RFW opening 2017. Валерий Жерлицин и Филип Перкон
......... ЛЖ — И какие есть «якори притяжения» у российского кино?
......... ФП — Российское кино из года в год по качеству становится лучше, Звягинцев «направляется» в сторону Тарковского, и это произошло за последние пять лет. Фильмы про спорт и космос имеют своих фанатов, так как они вписываются в fan base. Люди, которые любят космос, будут ходить и на российские, на кубинские и на корейские фильмы про него. Им безразлично, на каком он языке. Исторические фильмы, такие как «Матильда» или «История одного назначения» стали очень успешными не только в Англии, и, конечно, зрелищные блокбастеры заполняют залы. При всем при этом, фильм дебютанта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря», лауреата премии «Золотой Единорог» в 2019 году, в кинотеатрах не пошел. Англоязычный зритель не понимает, зачем ему тратить время на просмотр истории про российских уголовников. Однако мой месседж все равно таков: «Воспользуйтесь возможностью узнать Россию и ее культуру до того, как вы туда поедете». И я очень рад новым форматам. Становится актуальный screen life, в котором актеры снимают сейчас «Карантин продакшн».
......... ЛЖ — The Times опубликовали статью о влиянии фильма Ким Кардашьян «Проект правосудия» на освобождение реальных заключенных в США, как ты считаешь, является ли кино инструментом влияния на реальное положение дел в мире?
......... ФП — Художественное кино точно не политический медиум и не инструмент воздействия на общественное мнение, но отражает общественный запрос. Да, артхаус затрагивает «больные» места и ставит вопросы, документальное кино порой выполняет функцию журналистики и российское кино не исключение. Но сколько человек посмотрит, например, Серебренниковский фильм «Ученик»? Ну миллион человек. И это неправда, что только российский артхаус может быть успешным за рубежом, даже с учетом того, что бренд режиссера — сильный якорь «притяжения».
......... ЛЖ — Что ты собираешься делать в период карантина и отмены кинопоказов?
......... ФП — Впервые за всю историю кинотеатры приносят нулевые сборы. Такого не было никогда, даже во время Войны. Пока я слышу только: «Ближайший год ничего не будем снимать. Второй год мы не будем ничего показывать. Через три года может опять начнем снимать блокбастеры». Дальше у нас все под вопросом. 200 человек актеров и режиссеров приезжают каждый год. Я не уверен, что спонсоры готовы тратить деньги на инвестиции в индустрию развлечений. В любом случае, надо давать публике «вкусное» и крутое кино, чтобы его хотелось смотреть. Я за любой push online! Мы создали образовательную онлайн-платформу — casting bridge для агентов, кастинг-директоров и актеров для поддержки индустрии и взаимодействию. Проходят лекции, например, как правильно sound tape делать, как попасть в зарубежный фильм и т.д. Таких форумов, где актеру можно задавать вопросы напрямую профессионалам я пока не встречал.
9.2...Полина Соснова. Создание русской коллекции искусства за 80 дней
......... Как 45 тысяч швейцарских франков, вырученные за старую квартиру в Выхино, превратили нас в молодых коллекционеров русского искусства ХХ века. Полина Соснова о своем опыте коллекционирования.
Александр Ведерников. Натюрморт с арбузом
......... День 1. «Алло, Константин?» — мы позвонили в artinvestment.ru, онлайн аукцион, который выбрали для первого контакта из-за удобной структуры и лэйаута. На этом этапе мы знали, что хотим купить работы Анатолия Зверева и художников-нонконформистов (послевоенное искусство XX века). Однако мы совершенно ничего не знали про инвестиции в картины. Прототипом частного собрания был, конечно, музей AZ (музей Анатолия Зверева в Москве) с кафе на крыше и разговорами, что собирать.
......... Одним из решающих факторов было знание о том, что художников нонконформистов, книжные иллюстрации, графику и русский импрессионизм пока еще не внесли в списки национального достояния, поскольку им не исполнилось 100 лет. Эти четыре категории и стали нашим направлением в формировании коллекции. Мы купили иллюстрации Шагала к «Мертвым душам», Серова к басням Крылова, из графики выбрали «Дирижеров» Зверева, написанных в 1962 году, и картину «Провода и капуста» Виктора Попкова.
......... День 13. Нашему погружению в процесс коллекционирования помогали редкие издания музея AZ, купленные случайно репродукции Гелия Коржева, воспоминания про период эмиграции в Париже Ирины Одоевцевой, подписка на журнал «Диалог Искусств» и газету Art Newspaper Russia. Однако самой важной для нас оказалась книга «Другая Родина» 2007 года издательства «АРТ», которую нам передал в Лондоне ее автор.
......... На тот момент мы владели двумя работами русских художников: картиной с изображением женщины в голубом Юрия Анненкова, написанной им в эмиграции в Париже в 1919 году, и «Клоуном» Юрия Купера. Мы настолько были увлечены русским искусством и «про» художников, что, забыв о дресс-коде, пришли в Министерство культуры РФ за печатями в белых майках и шортах Adidas.
......... День 26. В Москве в октябре 2017 года открылся масштабный проект, выставка «Оттепель» в Новой Третьяковке и ГМИИ им. Пушкина показал работы Хаима Сутина, что совпало с появлением в нашей жизни «Другой Родины»: 560 страниц о легендарных русских художниках авангарда и нонконформизма, оказавшихся в ХХ веке выброшенными за пределы русского мира.
......... Книга начинается с истории встречи коллекционера Валерия Жерлицина и Бориса Носика, отца основателя рунета и журналиста Антона Носика. Они встретились в начале нулевых на лавочке на набережной Ниццы. Два скучающих почтенных эмигранта: арт-дилер и член Российской академии художеств разговорились о насущном для русского зарубежья. Это лучшее, что мы когда-либо читали об искусстве и именно эта книга стала нашим проводником в русское искусство ХХ века.
......... День 38. Несколько слов об аукционах. Одним из основных финансовых инструментов при покупке является индикатор инвестиционного риска. Уникальная аналитика про спрос на художника со статистикой продаж и экспертизой. Для проверки «как это работает» мы продали «Клоуна», купленного в Москве, аукциону Schuler в Цюрихе за 560 франков, что превышало первоначальную стоимость в семь раз. Нашей целью стала покупка больших художников, но мы брали чертежи, наброски и оттиски в соответствии с нашим бюджетом. Мы дозвонились до аукциона в Монако, в котором нашли карандашный рисунок костюма «Петрушки» Константина Коровина, купили несколько иллюстраций Шагала к гоголевским «Мертвым душам» и случайно набрали несколько гравюр Анатолия Зверева. Несколько покупок были большими холстами, например холст-масло Виктора Казарина.
......... День 49. Мы знакомимся с питерской наследницей друга Костаки, дамой средних лет, через русскоязычного дилера в Лондоне. Они пыталась продавать сборники работ, оставшиеся от отца одной их них, сильно торопя сделку по личным обстоятельствам. К ее неудаче, мы уже неоднократно видели работы, хранящиеся у нее дома на artinvestment.ru, и эксперт аукциона узнал работу из этой коллекции на витраже (Зверев).
......... День 66. Я принимаю решение учиться в Sotheby's Institute of Art, оплатив 6-дневный курс Art & Finance in Global Markets. Имеет ли это смысл? Да, если интересно разобрать вопрос о многомиллионной акуле в физрастворе, автор которой оказался катарским проектом с провальным финалом. На вопросы о русском искусстве пожимали плечами. Тема русского авангарда и нонконформизма до сих пор «за завесой» личных историй коллекционеров и музеев.
......... День 80. Спустя два с половиной месяца мы ввозили в Швейцарию 56 работ, среди которых был Шагал, Попков, Зверев и многие другие. Наша коллекция стала галереей с целью не продавать картины, а наоборот, сохранить их в хранилище Цюрихского кантонального банка как неотъемлемую часть себя (русских), наследия и величия выдающихся людей с русским бэкграундом. Мы продолжаем быть русским зарубежьем, но не в формате волн эмиграции, а как часть культуры, не теряющей актуальности и ценности для нас.
Александр Зверев. Дирижёр
9.1...Полина Соснова. Миша и Оля Бушковы: «Независимо друг от друга наши работы находятся в диалоге»
......... Поменявшие мехмат на кино и фотографию, Ростов на Цюрих, объединившись, чтобы в итоге показать свои проекты на одной выставке Ольга и Михаил Бушковы рассказывают, что их волнует сейчас, как пережить родной город и как личное становится источником творческого поиска.
«Камаз». Проект «Цюрих». Автор: Михаил Бушков. Цюрих, Швейцария 2019
......... Знакомство с режиссером Мишей Бушковым и фотографом Олей Бушковой состоялось незадолго до показа документального фильма «Русский тур» в Цюрихе. Миша Бушков работает в Google и прожил в Цюрихе почти десять лет, в 2016 представил как режиссер-документалист фильм о захватывающем путешествии джазовых авангардных музыкантов со всего мира, пересекавших на автобусе расстояние от Москвы до Владивостока.
......... Помимо «Русского тура» Миша Бушков снял фильм «Вчерашний день», получивший приз в номинации лучший короткометражный документальный фильм в Санкт-Петербурге в 2016 году и фильм-участник программы «Среда» на Артдокфесте. Оля и Миша окончили мехмат Ростовского университета, фотографии Оля училась у Алекса Майоли (агентство Магнум). Ее основной проект, которому она посвятила более семи лет, посвящен теме рождения детей. За полтора месяца в 2020 году ее фото-работа «How I tried to convince my husband to have children» собрала на Kickstarter фонд для издания первого тиража книги, в которой переплетены ее дневники, страницы с пустыми упаковками от противозачаточных таблеток и снимки чужих детей. Ее фотографии в этом проекте передают переживание действительности как бесконечного процесса убеждения в важности рождения ребенка.
......... Оля и Миша, работая самостоятельно над своим проектами и независимо друг от друга, поднимают социальные темы, где личные переживания пересекаются с вопросами идентичности, последствиями времени в местах бывших концлагерей, нежеланием иметь детей из-за профессии, чувством дома. Тот факт, что они из Ростова, также играет важную роль в их самоидентификации в кино и фото.
Фотографии из книги «How I tried to convince my husband to have children». Автор: Ольга Бушкова. Цюрих, Швейцария 2020
.........— Миша, как ты выбираешь из тысячи снимков двадцать, которые дальше показываешь?
.........Михаил Бушков (М) — В огромном количестве снимков, сделанных за очень долгое время, я в какой-то момент начинаю видеть уже не столько события, которые произошли со мной лично, сколько историю, которую может видеть сторонний наблюдатель. Я пытаюсь понять, о чем эти фотографии, что они рассказывают? Когда я могу ответить на этот вопрос, выбирать фотографии становится сравнительно легко. Я снимаю всегда про то, что у меня «болит». Я считаю, что если человек начал сопереживать истории и героям, которых он видит в моей работе, то она удалась.
.........— В твоем последнем проекте «Цюрих» все снимки отсняты в Ростове, в чем идея проекта?
.........М. — На протяжении последних десяти лет я занимался темой переосмысления и переживания моего отъезда из Ростова и переезда в Цюрих. Изначально, была попытка запечатлеть изменения родного города в период отсутствия одного человека. Когда ты приезжаешь раз в полгода, сразу замечаешь: вот здесь был магазин, теперь его нет. Отсюда возникает желание снимать. Проект называется «Цюрих», но снят полностью в Ростове. Хотя прямой связи с Швейцарией в нем нет, здесь я получил за него приз в конкурсе молодых швейцарских фотографов VFG Nacuwchsforderpreis. На этой выставке один фотограф из Берна, который постоянно путешествует, подошел к моей работе и сказал: «она настолько домашняя и уютная, что я ее почти ненавижу». Это хороший комментарий.
.........Ольга Бушкова (О) — На фотографии, о которой Миша говорит, снят накрытый стол в ожидании членов семьи. Она во многом про отсутствие выстроенных отношений с домом, хотя дом имел значение и занимал важное место в жизни. Это некий общий фундаментальный вопрос, который люди часто задают себе и в Швейцарии и в России. Поэтому, я думаю, Мишин проект был тепло принят в Цюрихе.
.........— Что изначально вас подтолкнуло после окончания механико-математического факультета Ростовского университета начать заниматься искусством?
.........М. — В Ростове мы попали на курсы фотографии, где наш учитель Карп Григорьевич Пашиньян два часа мог рассказывать о своей фотографии, контексте ее создания, предшествующей ей истории и т.д. Именно истории показались нам очень интересными, да и в целом, надо сказать, что на все технические вопросы о том, как ставить свет он отвечал: «Да не знаю. Как хотите — так и ставьте». Это был первый раз, когда мы столкнулись с тем, что история и контекст в фотографии не менее важны, чем форма.
.........О. — В то время Миша увлекался группой Manic Street Preachers и выяснил, что одна из ее песен посвящена южноафриканскому фотографу Кевину Картеру, получившему Пулитцеровскую премию за фотографию стервятника и африканской девочки в крайнем состоянии истощения. Миша заказал книгу о нем на Амазоне. В начале двухтысячных доставка этой книги была супер-операцией. Прочитав ее, мы открыли для себя мир военной фотографии и документалистики. Наверное, поэтому, нас с самого начала тянуло к документальной фотографии.
.........— Как вы приняли решение вместе показывать свои работы?
.........М. — В прошлом году Оля представляла свои и мои работы в Лиссабоне на фотографическом фестивале Imago Lisboa Photo Festival 2019. Пока проходил portfolio review ее книги о детях, зритель невольно познакомился со мной как с протагонистом этой книги. Потом, мои работы, как фотографа, были уже восприняты через эту призму: «Ах так это он? Так он совсем не такой…». Тогда мы поняли, что хоть и работаем независимо друг от друга, наши работы находятся в диалоге.
.........О. — Выставки, в которых были объедены мои и Мишины работы, мы планировали в этом и следующем году в Лиссабоне и Будапеште, если COVID19 не отменит этих планов.
Примечания:

1 Сайт Ольги Бушковой // доступно по ссылке.

2 Сайт Михаила Бушкова // доступно по ссылке.

3 Сайт Пилигрим. Документальный фильм «Русский тур» // доступно по ссылке.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных