5.1...Мария Мартынова. Искусство повышенной готовности
......... С 17 марта в Москве закрыты все культурные учреждения от частных галерей до федеральных музеев. На неопределенный срок выставочная деятельность художников прекратилась, галереи приостановили свою работу, резиденции перестали объявлять опен-коллы, что означает сокращение источников заработка для художников. Есть и хорошие новости, в онлайне появились проекты, направленные на поддержку художников.
#Mediartation
Скрин сайта #Mediartation
......... Куратор и директор LH Art Consultancy Александр Бланарь вместе с командой из агентства разработали платформу для художников, дающую им голос, #Mediartation. За три недели с начала карантина команда агентства создала платформу #Mediartation, где художники рассказывают о себе в формате видео.
......... «Через видео о художнике создается сильное впечатление», — поясняет Александр Бланарь. Помимо этого, даны ссылки на соцсети авторов и краткая биография. Сейчас на платформе представлены Игорь Самолет, Пасмур Рачуйко, Николай Кошелев, Аня Мохова, Таня Пеникер, Вова Перкин и другие. Если для первой волны команда отбирала художников самостоятельно, то после запуска заявки приходят уже от художников.
Скрин сайта #Mediartation
......... Требования просты: необходимо выслать краткую информацию о себе, ссылки на соцсети, примеры работ и высокого качества вертикальное видео с рассказом о своей деятельности. Окончательное решение принимают кураторы проекта. Платформа позволит знакомиться с молодыми современными художниками и в дальнейшем работать уже с их портфолио. По словам Александра, запросы на работы художников начали поступать.
......... «Когда я смотрю работы на сайте галерей или музеев, то первым делом ищу понравившегося автора именно в Instagram. Мне интересны другие его работы и чем он живет. Это действительно инструмент, благодаря которому художники могут продвигать себя и делиться своими произведениями», — рассказывает Александр. По его мнению, идеальный Instagram должен совмещать 50% работ с описанием и 50% жизни, например, процесса создания произведения.
......... «О многообразном по стилям и ценам современном искусстве должна узнавать аудитория, самый простой способ это сделать, не ждать, что тебя откроют, а заявить о себе, например, в соцсетях. К сожалению, даже у топовых художников мало подписчиков и хочется, чтобы они об этом не забывали и не стеснялись продвигать искусство в массы», — подчеркивает Александр.
.........В дальнейшие планы команды входит добавление субтитров на английском, чтобы об авторах узнали международные галереи и СМИ.
Донаты во время чумы
.........Авторы телеграмм-каналов об искусстве Шамиль Шакиров «Сам бы так нарисовал», Ирина Саминская «Подпольный цех ВИНЗАВОДА», куратор Яна Сидоркина «Ты сегодня такой Пепперштейн», искусствовед Анна Бралкова и куратор Андрей Паршиков «Дох*я аналитики» еще до карантина обсуждали создание небольших проектов в поддержку современных художников. Но, когда ситуация стала критичной и пандемия очевидно ударила по друзьям — художникам, авторы приняли решение о запуске платформы «Донаты во время чумы».
Акварель «Замрите», Дарья Неретина
.........«У художников нет стабильной работы, они часто испытывают финансовые трудности, но сейчас доход практически отсутствует из-за закрытия выставок. Например, мартовскую выставку Антонины Баевер «Каратэ-поэзия», которая должна была состояться в MYTH Gallery в Санкт-Петербурге, перенесли на неопределенный срок, соответственно, художница не продала свои работы», — рассказывает Анна Бралкова.
Без названия, Сергей Карев
.........Шамиль Шакиров отмечает, что режим самоизоляции влияет не только на продажи произведений, но и на процесс их создания. Закрылись мастерские на Винзаводе и в Музее современного искусства «Гараж» и художники «эвакуируют» свои работы домой.
.........Многие вынуждены тратить время на заказы, например, Мика Плутицкая пишет в своем телеграмм-канале «Скипидар и тряпка»: «Времени на коммерческую работу уходит на удаленке сильно больше. Про роскошь 4 часа на работу и 7 на практику можно забыть».
Коллаж из серии «Что дано», Дмитрий Булныгин
Онлайн-гадания
......... Одна из задач проекта привлечь внимание к художникам и поддержать их донатами за представленные лоты. На сайте, который был создан за три дня, все желающие приобретают «активности» в ценовом диапазоне от 200 рублей и выше: художница Анастасия Потемкина рассказывает сказку на ночь, художник Слава Нестеров гадает, художница Рина Вольных читает лекцию о сплетнях, художник Иван Симонов делает коллаж с вашей фотографией и так далее. Представлены работы, которые можно купить, но основной контент все-таки активность и вовлечение зрителя в общение с художниками.
Колье УВД ЦАО, Александр Образумов
Носки тиражной серии MAKE ART NONSNS AGAIN, NONSNS
......... За первую неделю работы сайта, а он запустился 10 апреля, 12 из 14 выставленных лотов нашли своих покупателей, некоторые не по одному разу. Поэтический вечер от художницы и поэтессы Лизы Неклессы приобрели 15 человек. Кроме того, за все время работы проекта два коллекционера купили искусства на общую сумму в районе 260 000 рублей. Кураторы проекта не берут комиссии за лоты, взимается только банковская.
......... Опубликовать свои лоты можно написав на почту, указанную на сайте, но отбирают авторы проекта. Помимо базового кураторского отбора, они должны рассказать о своей выставочной деятельности.
«Стань маленьким человечком», автор Иван Симонов
......... В дальнейшем платформа планирует расширяться, появятся «темные лоты» по платной подписке, запустится направление арт-консалтинга для коллекционеров и людей не связанных с искусством, где кураторы проекта бесплатно подберут произведения. Помимо этого, платформой заинтересовались и другие пространства, например, Street Art Museum в Питере планируют запуск похожего сайта.
Шелкография, автор Антонина Баевер
......... На вопрос, почему музеи не участвуют в подобных проектах, Анна Бралкова ответила, что текущая поддержка художников не входит в основные направления деятельности музея, которые руководствуются уставом. По ее мнению, это системная проблема, а не конкретного пространства, государство в принципе не поддерживает рынок гуманитарных профессий. Практически каждый, кто связан с творчеством не зарабатывает только им и имеет по несколько дополнительных источников дохода.
Шар и крест
......... «Донаты во время чумы» не единственная платформа, на которой можно приобрести произведения искусства. Коллекционер и галерист Максим Боксер создал закрытую группу на Facebook «Шар и крест», где продается в основном произведения малой формы, графика. Новых участников одобряет администратор, за первый месяц работы на группу подписалось 5 тысяч человек.
......... Продавшие три работы обязаны одну купить, а если продал 10, то одну должен подарить в фонд «Шар и крест» для будущих выставок и аукционов. За апрель опубликовано несколько тысяч произведений, на которые установлен потолок цены, до 5 000 рублей, что вызывает критику со стороны арт-сообщества. Многие демпингуют, таким образом создавая ажиотаж. Но проект растет, несмотря на критику, появляются его клоны.
Подпишитесь на рассылку из разных профессиональных областей — журналистики, цифровых медиа, дизайна, кино, социальных наук и других областей
Подписываясь на новости, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных